Стилевое разнообразие европейской художественной культуры 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в мышлении, который был связан не только с открытиями и целой плеядой знаменитых мыслителей, но и с появлением нового типа деятельности — научной и совершенно новой — научной — картиной мира. Наука была ориентирована на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека.

Содержание

Введение с. 3

1.Социокультурные доминанты эпохи.

Основные черты развития художественной культуры XVII в с. 4-7

2. Становление итальянского барокко, его особенности в с. 8-12

архитектуре.

3. Пьер Корнель - мастер французской классицистской трагедии.
с. 13-19

Заключение с. 20

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

           По мере упрочения абсолютной  монархии группа чиновно-судейской  буржуазии все более правеет. Гордый Корнель должен был смириться и принять к сведению упреки Академии. В «Горации» он отходит от испанского сюжета к древнеримскому и уже не проявляет прежнего либерализма: правила здесь строго соблюдены, неортодоксальная тема борьбы долга и страсти уступила место теме борьбы семейного долга с долгом перед государством, причем дело кончается победой последнего. Расширение идеи долга до социально-политического ее толкования и пропаганда этой гражданской идеи, властвующей над всеми действиями и помыслами персонажей Корнеля, становятся с этих пор характернейшей особенностью его творчества. Придя к утверждению долга перед государством (абсолютистской, антифеодальной идеи), Корнель в дальнейших трагедиях расшифровывает содержание этого долга: верноподданническая преданность монарху и церкви. Так, в «Цинне» Корнель хоронит прежнюю оппозиционность своего класса, заставляя республиканца Цинну изъявить в развязке трагедии монархические чувства. В «Полиевкте» Корнель превозносит христианского мученика, увенчивающего смертью свою стойкость в вере.

           Чиновно-судейская буржуазия, строгая  исполнительница законности, придя  к убежденному служению неограниченной монархии, сделалась твердой опорой абсолютизма и громогласным глашатаем его предначертаний. Приспособлением к ним специфически буржуазных элементов и явилось искусство Корнеля. В этом — объяснение всех характерных особенностей стиля Корнеля: мощной волевой напряженности, запечатлевающей его творчество; самого наличия идеи долга и гражданственного его толкования; типичной для Корнеля группы персонажей, активных, волевых, интеллектуальных борцов за эту идею, перед которыми склоняются остальные персонажи, обычно женские. В этом же — причина утилитарного подхода Корнеля к римской древности: он отнюдь не стремится археологически реконструировать ее во имя ее самой, но лишь пользуется материалом ее политической истории ради служения идеологии абсолютизма. Наконец в этом же — причина пристрастия Корнеля к персонажам из придворно-дворянской среды как носителям власти, в обладании которой они раскрываются с максимальной полнотой; можно впрочем отметить у Корнеля бессознательное тяготение в сторону сюжетов из частной буржуазной жизни, сказывающееся иногда, несмотря на монументальную приподнятость действия, и предвещающее будущую буржуазную драму.

           Значение Корнеля в том, что он явился создателем классической трагедии. У предшественников Корнеля (Гарнье, Гарди, Монкретьен и др.) она еще только начинает выходить из оболочки мистерии, копирует латинскую драму, хаотически загружена лишними эпизодами, иссушена мертвой риторикой, обладает одной внешней связью действия и примитивной психологией персонажей. Сам Корнель в начале своего творческого пути отдал дань этим недостаткам: загруженности инцидентами в «Клитандре», подражанию Сенеке (см.) в «Медее», Лукану (см.) — в «Смерти Помпея», испанской комедии — в фарсе «Комическая иллюзия» (1636). Эпоха становления абсолютизма уже боролась усилиями многих драматургов за театр как за форму актуальной пропаганды идеологии нового строя; но только в «Сиде» был создан образец классической трагедии, сжатой, динамической и страстной, со строгой внутренней закономерностью действия. Буржуазный натурализм Корнеля определил собой полнокровие и реалистическую глубину его психологических этюдов.

   Мы увидели  Корнеля, как художника-трибуна, художника-мыслителя, апологета социально-воспитательной роли искусства; рисуя людей, какими они должны быть, он отнюдь не впадает в схематизм. Класс, полный свежих, веками накопляемых сил, сумел сообщить в творчестве Корнеля мощную страстность и эмоциональный блеск самой борьбе идейных начал. Этим объясняется успех Корнеля в эпоху Великой французской революции. 
 
 
 

Заключение. 

    XVII в. в Европе очень противоречив, как в плане искусства, так и в плане политических процессов. Художественная культура этой эпохи вобрала в себя многое из предшествующих веков, но в то же время преобразовывала это.  Так же противоречивость подтверждает факт рождения двух принципиально разных художественных стилей (Барокко и Классицизм) в принципе несущих идеи одного класса – буржуазии. Это такие идеи как: реорганизация общества и его движение к всеобщему равенству, соответствие законам природы. Творчество в XVII в. пронизано ощущением трагического противостояния человека миру, в котором человек занимал совсем не главное место, так как был подчинен среде, обществу, государству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Мировая худ. культура В 2т. Т.1. Учеб. Пособие/Б.А. Эренгросс, Е.А. Ботвинник, В.П. Комаров и др.: Под ред. Б.А. Эренгросс – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 2005. – 447 с.

2. Артамонов  С.Д. История зарубежной литературы  17-18 вв. - М.: 1988.

3. Кертман Л.Е.  История культуры стран Европы  и Америки (1870-1917). – М.: 1987

4. Паскаль и  европейская культура/ Г.Я. Стрельцова. – М.: Республика, 1994. – 495с.

5. Мировая худ.  культура: структурно-логические схемы.  Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведен. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.

6. Емохонова  Л.Г. Мировая худ. культура: учеб. пособие/Л.Г. Емохонова. – 6е  изд. – М.: Изд центр «Академия», 2009, 544 с.

7. Дмитриева  Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2 – М.: Аст-пресс 2000г. 623 с.

8. История Европы  том 4 – М.: издат. «Наука» 1994. 509 с.

9. История искусств  Италии 17 в./Свидерская М.И. – М.: изд. «Искусство» 1999. – 175 с.

10. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая худ.  культура. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 559 с.

Информация о работе Стилевое разнообразие европейской художественной культуры 17 века