Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:05, курсовая работа
Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.
Введение 3
1 Барокко Италии 9
1.1 Живопись 10
1.2 Музыка 11
1.3 Опера 11
1.4 Оратория 13
2 Барокко Фландрии 14
3 Барокко Испании 16
4 Барокко Германии 18
5 Музыкальная жизнь Англии 22
6 Литература барокко 26
Заключение 28
Литература 29
Инструментальная музыка — показательная для стиля композитора, связана с
вокальными произведениями, именно образы, картинно-изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени, темперамент, импровизационные разливы.
Наиболее характерен для творческого облика жанр concerto grosso и концерта вообще (для органа, для оркестра.). Гендель допускал свободный состав концертного цикла, не
придерживался принципа “быстро-медленно”. Его концерты (в том числе и для органа) —
чисто светские произведения, с включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность, энергичность, контрастность, импровизационность.
Работал Гендель и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах (трио-сонатах),
фантазиях, каприччо, вариациях, писал развлекательную музыку (двойные концерты, “Музыка на воде”).
Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры: опера, оратория.
В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями, написанными
в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для Гамберга), но не
ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт традиционен. 2 лагеря, 2 нации, конфликт в душе героя (борьба между чувством и долгом). Вокальные формы близки инструментальному складу. Гендель объединяет речитатив и арию в сцене сквозного действия. Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр выразителен, красочен, блестящ, динамичен. Увертюра французского типа весьма импозантна, величественна, полна мощи.
Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий, привнесший новый
социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя неизменно выразительна,
действенна, контрастна, изобразительно-картинна, образно-конкретна. Трактует хор как
действенную, живописную, драматическую краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда персонифицируется. Очень важна партия оркестра,
дифференцированная, детализированная. Герой его ораторий — гиперболический образ,
слитый с народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной
трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”), героические дифирамбы (“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки, идиллии, утопии).
В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава продолжала
расти в XVIII в, его произведения исполнялись в Европе. Его музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.
Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой
музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации. Музыка барокко — огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко — “необарокко” — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос — излюбленная фигура барочной риторики).
“Что смерть благочестивым” (фон Хоффмансвальгау), “Что молодость, почет, искусность, блеск наград?” (Грифиус), “Что мне эта квинтэссенция праха?” (Шекспир).
Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке: 1) жанрово-танцевальное, вплоть до
звукоизобразительной программности (“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде) ; 2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов) ; 3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории.) и лаконичные номера; 4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх) ; 5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем — подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из II т. ХТК: блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после
чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус) ; 6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности) : контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии; 7) хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.
В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:
1) служения Богу;
2) украшения человеческой жизни.
“Музыкальная композиция — это математическая наука, посредством которой
составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе” – [4. стр. 117-123].
Вальтер
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.).
Среди двора фонтан, наполненный до края, Кристальная струя звенит, не угасая, На
влажный алебастр спадая с вышины.
Есть сто чудовищ там — фонтана украшенье — Необычайно тел причудливых сплетенье, Как ваза, светлый круг бассейна вознесен, Под ним из камня столб — подставкой служит он.
Жорж де Скюдери “Аларих, или побежденный Рим” 1654.
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на
библейские сюжеты: “Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”. Для его
творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.
В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе: 1)
Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты:
громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая
величественность речи героев; 2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера; 3)
“Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности. Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он — назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов).
Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру
присущи: 1) условность, витиеватость стиля; 2) своеобразный язык с включением
простонародных слов; 3) динамика действия; 4) сложная композиция; 5) напыщенность,
аффектация.
На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Молина (“Дон Хиль — зеленые штаны” —
комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и Педро Кальдерон
(“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г., “Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира” 1675). Основные черты: 1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем конфликте драмы; 2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением; 3) обнажение жизненных противоречий – [3. стр. 60-62].
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое
пространство: рубеж XVI-XVII вв — XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; 2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3. Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; 4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов.
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху — эпоху Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля).
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни,
переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с
напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко — залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание — вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.
Лети душа, лети, долой пределы Земного бытия, круг жизни разорви, Отбрось утехи
дальнего удела, Тяжелое ярмо земной любви.
Душе легко, открыты небеса, Там обручились вечность и краса.
фон Хоффмансвальдау. “Мир”
1. История искусства зарубежных стран. Том 3. — М., 1964.
2. История западноевропейского искусства III-XX вв. — М., 1940.
3. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве.
Отв. ред. Виллер. — М.: “Наука”, 1966.
4. Эскина Н. Барокко // Музыкальная жизнь, № 1,2,1991.
- 26 -