Стиль Барокко в 17 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.

Содержание

Введение 3
1 Барокко Италии 9
1.1 Живопись 10
1.2 Музыка 11
1.3 Опера 11
1.4 Оратория 13
2 Барокко Фландрии 14
3 Барокко Испании 16
4 Барокко Германии 18
5 Музыкальная жизнь Англии 22
6 Литература барокко 26
Заключение 28
Литература 29

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 4.09 Мб (Скачать)

   “Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом жить, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — Бог”. Делакруа – [2.стр. 76-77].

   

Рисунок 3 – Портрет Ф. Снайдера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Барокко Испании

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой “Золотой век” в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом — земельной аристократией.

   Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм,

дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости,

возвышенного и смешного.

   Среди представителей: Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI-

XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на Масленичной горе”.

   Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как

ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения.

   “Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги”, “Портрет кардинала Тавера”, “Портрет

неизвестного”.

   Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших

при дворе Филиппа II, были 1. Франсиско Сурбаран (1598-1664) — “Отрочество Богоматери”, “Младенец Христос”(Рисунок 4). Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.

Хусепе Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых,

портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.

   Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов. Но это сделал

Диего Веласкес (1599-1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи.

   “Завтрак”, “Портрет Оливареса”, “Шут”, “Сдача Бреды” (“Колья”), “Пряхи”.

   Художником, завершившим “золотой век” испанской живописи, был Бартолелло

Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. “Девочка с

фруктами”, “Мальчик с собакой”.

   Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: “Святое семейство”, “Бегство в Египет”. В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

   Путь испанской музыки был своеобразен. В XVII в. не выдвинулась своя оперная школа,

но стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась сарсуэла — музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке придавалась ведущая психологическая роль. В XVIII в. значение жанра заслоняется нахлынувшей итальянской оперой.

   Таким образом, находясь в экономическом и политическом упадке, Испания переживала

свой “золотой век” в художественной культуре.

                  

Рисунок 4 – Младенец Христос.

 

4 Барокко Германии

Свое дальнейшее распространение стиль получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи. Ярчайшим мастером барокко был Бальтазар Пермозер (“Дворец Цвинтер” (архитектор Пёппельман), “Отчаяние проклятого”, “Святой Амвросий”). Его работы отличает экспрессия, переходящая в большую внутреннюю силу, уникальность работ мелкой пластики, глобальные философские проблемы.

   В архитектуре стиль барокко был представлен менее ярко: Дворец Цвингер в Дрездене, Фрауэнкирхе в Дрездене (архитектор Георг Бер) (Рисунок 5).

   Если скульптура и архитектура были прочно связаны с немецкой национальной

традицией, то положение живописи оставалось достаточно сложным. Ослабление

национальной традиции является трагической характерной чертой того времени. Закономерным следствием этого была ориентация живописцев на иные европейские школы.

 

Рисунок 5 - Элементы оформления в стиле барокко

 

 

Барокко наиболее ярко представлено в творчестве художника-монументалиста Франца

Антона Маульберга. Он пишет широко, темпераментно, свободной кистью, насыщая колорит цветовыми аккордами, дающими мощный декоративный эффект. Он, прежде всего, живописец, которого не очень волнует психологизм, детализация в изображении, но очень интересуют цветовые пятна, превращающиеся в цветовую фантасмагорию. Например, “Крещение евнуха”.

   Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными

жанрами и давшая миру такого гения, как И. С. Бах.

   Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение — вокальные оратории

Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты: 1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы напевности (в кульминациях) ; 4) обрамление хорами.

   Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно: 1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты; 4) натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.

   Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

   В инструментальной музыке XVII в. орган занимал почетное место. В первых поколениях немецких композиторов-органистов наиболее интересными были фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку (импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель — “классическую” линию, Букстельхуде — “барочную”. Для творчества Букстельхуде характерна

раскинутость композиции, свобода фантазии, склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

Иоганн Себастьян Бах   

Особенность исторического положения заключается в том, что он был самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое положение Германии (крестьянская война, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов” (Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и, прежде всего, к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало — один из устоев его искусства. Его идеал — мир светлый и

разумный. Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,

трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная возможность

обобщения в мессе.

   Черты стиля: 1) мелодия — опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и

символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, “Органная фантазия” g-moll).

   Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых вершин.

   Ораториальные жанры — наиболее значительная область творчества: пассионы —

возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея страстей трактована

гуманистически-нравственно. Его герой смиренно, бестрепетно и непреклонно идет на

жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах в рамках цикла свободно объединяет

повествовательный речитатив, церковный хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.

      Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный

цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера Мессы — человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы — страдания и действия, радости — в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов.

Это значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.

   Большинство инструментальной музыки — произведения чисто светские (исключение — музыка для органа). В инструментальной музыке протекает процесс взаимодействия и

взаимообогащения различных областей, жанров, типов изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.

   Клавир — творческая лаборатория. Бах раздвинул рамки репертуара, предъявляя

предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии, фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты, фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная фактура), “Искусство фуги” (создал классическую фугу).

   Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль наложил

отпечаток на все инструментальное мышление композитора. Именно органу принадлежит жанр, связывающий инструментальную музыку с духовными кантатами и пассионами — обработки хоралов (более 150). Органные сочинения тяготели к отстоявшимся формам, традиционным жанрам, которым Бах дал качественно новую интерпретацию: прелюдия и фуга (разграничил две композиционные сферы, усовершенствовал их, воссоединив в новом синтезе).

   Писал Бах и для других инструментов: виолончельные сюиты, камерные ансамбли,

сюиты для оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для дальнейшего музыкального

развития.

   Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул далеко за

рамки одного стиля, одной эпохи – [3. стр.45-60].

   


5 Музыкальная жизнь Англии

   XVII в оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое

наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья,

разработка полифонических форм, расцвет мадригала. Но непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого не получило. Движение творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу особых исторических обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии фигура гениального музыканта Генри Персела (1658-1695гг.). Им написаны произведения в различных жанрах, некоторые его песни стали “народными”, он развил духовные хоровые песнопения (“антемы”). Но главной областью творчества была музыка для театра (опера, музыка к 152 спектаклям). Явился родоначальником и завершителем национальной оперной школы. Характерно: 1) опора на глубинные музыкальные традиции

Возрождения; 2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-жанровые образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности; 3) концентрация музыкальной образности; 4) драматизм и трагизм в мировосприятии; 5) принцип единовременного контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах; 6) композиция крупного плана с большой цельностью частей.

   В области английской инструментальной музыки происходило складывание клавирной

школы (верждинелисты — по названию инструмента). Представители: Берд, Булл, Морни,

Гиббонс. Наибольший интерес из их творчества представляют вариации на тему танцев и

песен.

Георг Фридрих Гендель

   Мастером крупнейшего масштаба эпохи стал Георг Фридрих Гендель — крупнейший

полифонист, тяготеющий к синтетическим вокально-инструментальным формам. Его

творчество — это эпическое величие, воображение, многоплановость контрастов,

направленность вширь и во вне духовного мира, действенность и картинность творчества.

Неоднозначно решается вопрос о национальной принадлежности искусства Генделя: сложился как музыкант в Германии, с 1704 по 1740г. писал итальянские оперы, в 1717 переселился в Лондон. Его творчество стало поистине интернациональным.

Информация о работе Стиль Барокко в 17 веке