Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:02, доклад
Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью.
Другим вариантом суфизма является суфизм религиозных орденов, обладающий огромной политической силой и ориентированный на догматику весьма жесткого, крайнего толка. Суфийские ордена и в нашем веке играют важную роль, так как оказывают влияние на политику посредством воздействия на религиозное сознание членов ордена и его главу, достаточно упомянуть ордена кадирийя, сенусийя и прочие,которые все еще во многом контролируют жизнь народных масс в африканских странах, Турции, Саудовской Аравии, Иране и других мусульманских странах. Кроме того, не следует забывать, что в социальной памяти исламского общества сохраняется уважительное отношение пророка Мухаммеда к аскетам, усматривавшего в воздержании чуть ли не наивысшую доблесть.
Несомненно,
влияние суфизма, как и ислама в целом,
на развитие культуры и социально-политической
жизни мусульманского Востока. Можно сказать,
что под знаменем ислама арабский народ
начал свою великую, полную успехов историю,
создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую
В более
поздние времена в орбиту ислама
вошли другие народы — персы, турки,
монголы, индийцы и малайцы, так
что ислам стал мировой религией.
В жизни этих народов ислам сыграл огромную
роль, изменяя их духовное обличье и создавая
новую историческую эпоху. Таким образом,
возникла единая, хотя и состоящая из множества
народов, крупная «мусульманская общность»
— умма исламийя, которая, несмотря
на разнородность своих последователей,
характеризуется определенной монолитностью.
Это связано с тем, что ислам оказал сильное
влияние на своих адептов, формируя у них
определенную специфическую мусульманскую ментальность, бе
В соответствии
с традицией — хадисом, приписы
Следует
подчеркнуть, что ислам существенно способствовал
развитию философии, искусства, гуманитарных
и естественных наук, а также созданию
утонченной культуры (не случайно VII—VIII
вв. называют эпохой классицизма). Халифы,
эмиры и губернаторы различных провинций
колоссальной мусульманской империи были
завзятыми опекунами науки и философии,
меценатами искусства и изящной литературы,
особенно поэзии. Они были инициаторами
и покровителями известных научных институтов
— тогдашних университетов и академий
наук, с которыми были связаны огромные
по тем временам библиотеки, насчитывавшие
многие сотни тысяч томов религиозных
и светских произведений. Главные центры
средневековой культуры и науки находились
в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманскогоха
Существенным
элементом арабо-мусульманской
Когда простые бедуины вышли из Аравийской пустыни в первой половине VII в. для завоевания соседних стран Востока и Запада, то они понесли с собой свой язык, языкдревнеарабской поэзии, язык Корана. Он был еще суровым, не обработанным филологами, но потенциально богатым для дальнейшего развития. Они несли с собой свою религию — ислам, который их сплотил в единый боевой строй и объединил идеологически. Арабский язык и Коран — два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.
С начала
своего развития, в классическую
эпоху, в века блестящего развития (IX—XII
вв.) и в пост классическую эпоху (XIII—XIV
вв.) арабо-мусульманская культура находилась
на высоком уровне, оставив далеко позади
тогдашнюю европейскую науку и культуру.
В создании и развитии этой культуры принимали
участие арабы, персы и представители
других исламизированных народо
Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети — своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги — сады ученых».
Громадный расцвет науки и философии, литературы и искусства приходится прежде всего на первый период господства династии Абассидов со столицей в Багдаде. Уже с конца VIII в. началась интенсивная работа по переводу важнейших греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Знаменитый просвещенный халифаль-Мамун (813—833) особенно поощрял науку и ученых, допускал свободу мысли. Именно в Багдаде в VIII—Х вв. родился подлинный энтузиазм по отношению к науке. «Поиск знания» стал как бы потребностью широких масс адептов ислама, согласно цитированным выше хадисам. Появились арабские мыслители, которые внесли в сокровищницу арабо-мусульманской культуры древние научные и философские достижения иных народов, но и своим оригинальным творчеством продвинули вперед науку и философию.
Не только
на арабском Востоке, но и на арабском
Западе, в арабской Испании, называемой Андалузией, развива
В этом
случае арабо-мусульманская кул