Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:02, доклад
Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью.
Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской литературе ХП-Х1П вв. объясняется тем, что центральное место в нем отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры, появлению интереса к личности человека и его переживаниям.
Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу его доступности для всех — и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «искусство — библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. Но необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись средневековых храмов нужно рассматривать не только как воплощение религиозных догматов, но и в свете их доступности широким массам. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники, поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов — иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).
За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль, церковь напоминает крепость, что естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья. Готический стиль в архитектуре связан с развитием средневековых городов. Главный феномен искусства готики — ансамбль городского собора, который был центром общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.
В целом же следует отметить, что средневековая культура Западной Европы имела весьма своеобразный, противоречивый характер, что из ее глубин выросла блестящая культура эпохи Возрождения.
Вопрос 2
Культура
европейского Средневековья 8.1
Культура Византии
В период Средневековья особенно важно
подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.).
Она оставалась единственной хранительницей
эллинистических культурных
традиций.Однако наследие поздней античности
Византия существенно преобразовала,
создав художественный стиль, уже целиком
принадлежащий духу и букве Средневековья.
Причем в средневековом европейском искусстве
именно византийское было в наибольшей
степени ортодоксально христианским.
В истории византийской культуры выделяются
следующие периоды:
1-й период (IV - сер. VII вв.) — Византия
становится преемницей Римской империи.
Происходит переход от античной к средневековойкул
2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) — происходит
культурный спад, связанный с экономическим
упадком, аграризацией городов и потерей
ряда восточных провинций и культурных
центров (Антиохии, 102
Александрии). Центром промышленного развития,
торговли, культурной жизни, «золотыми
воротами» между Востоком и Западом для
византийцев стал Константинополь.
3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной
реакции, обусловленный экономическим
и политическим упадком Византии. В 1204
г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода
осуществили раздел Византии. Константинополь
становится столицей нового государства
- Латинской империи. Православное патриаршество
заменяется католическим.
В мировой культуре византийской цивилизации
принадлежит особое
место. В течение всего тысячелетнего
существования Византийская империя,
вобравшая в себя наследие
греко-римского мира
и эллинистического
Востока, представляла собой центр своеобразной
и поистине блестящей культуры. Для византийской
культуры характерны расцвет искусства,
развитие научной и философской мысли,
серьезные успехи в области образования.
В период Х—ХI вв. в Константинополе получила
распространение школа светских наук.
Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития
образованности, по напряженности духовной
жизни и красочному сверканию предметных
форм культуры, несомненно, находилась впереди
всех стран средневековой
Европы.
Первые византийские концепции в сфере
культуры и эстетики сформировались в
IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей
эллинистического неоплатонизма и ранней
средневековой патристики (Григорий Нисский,
Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит).
Идеалом ранневизантийской культуры становится
христианский Бог как источник «абсолютной
красоты». В трудах Василия Кесарийского,
Григория Назианзина и Григория Нисского,
в речах Иоанна Златоуста закладывался
фундамент средневекового христианского
богословия и философии. В центре философских
исканий находится понимание бытия как
блага, что дает своеобразное оправдание
космоса, а следовательно, мира и человека.
В поздневизантийский период широчайшие
познания прославленных философов, богословов,
филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон,
Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион
Никейский и др. — вызывали восхищение
итальянских гуманистов. Многие из них
стали учениками и последователями византийских
ученых. Качественно новым этапом в развитии
византийской художественной культуры
стали VIII - IX века. В этот период византийское
общество переживало смутные времена,
источником которых была борьба за власть
между столичной и провинциальной знатью.
Возникло движение иконоборчества, напра
Особенности византийской культуры включают:
1) синтез западных и восточных элементов
в различных сферах материальной и духовной
жизни общества при господствующем положении
греко-римских традиций;
4) отличие православия от католичества,
что проявлялось в
своеобразии философско-богословских
воззрений православных тео
логов и философов Востока, в системе христианских
этических и эсте
тических ценностей Византии.
Признавая свою культуру как высшее достижение
человечества, византийцы сознательно
ограждали себя от иноземных влияний.
Лишь с XI в. они начали привлекать опыт
арабской медицины, переводить памятники
восточной литературы. Позднее возник
интерес к арабской и персидской математике,
к латинской схоластике и литературе.
Среди ученых энциклопедического характера,
пишущих по широкому кругу проблем - от
математики до богословия и художественной
литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина
(VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида
(III в.), Феодора Метохита (XIV в.).
Стремление к систематизации и традиционализм,
характерные для византийской культуры,
особенно отчетливо проявились в юридической
науке, начало которой положено систематизацией римского
права, составлением сводов гражданского
права, наиболее значительный из которых
- Кодификация Юстиниана.
Неоценим вклад византийской
цивилизации в развитие
мировой культуры. Он заключался прежде
всего в том, что Византия стала «золотым
мостом» между западной и восточной культурами;
она оказала глубокое и устойчивое воздействие
на развитие культур многих стран средневековой
Европы. Ареал распространения влияния
византийской культуры весьма обширен:
Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства
Балканского полуострова, Древняя Русь,
Закавказье, Северный Кавказ и Крым —
все они в той или иной степени соприкасались
с византийской образованностью, что способствовало
дальнейшему прогрессивному развитию
их культур.
В истории
великих культур классическая арабо-мусульманская
культура занимает одно из важнейших мест.
В свое время эта высокоразвитая, самобытная
культура процветала на бескрайних просторах
от Индии до Испании, включающих Ближний
и Средний Восток и Северную Африку. Ее
влияние ощущалось и ощущается сейчас
во многих частях света; она явилась важным
связующим звеном между культурами античности
и средневекового Запада, уникальность
этой культуры обусловлена особенностями
ислама, который представляет собой не
просто мировую религию, а целостную культуру
— право и государство, философию и искусство,
религию и науку, обладающих своей неповторимостью.
И хотя ислам исторически близок многим
европейским культурным традициям, сравнительный
анализ этих различий, не очевидных на
первый взгляд, показывает наибольшую
удаленность ислама от европейского стандарта
и его определенное сходство с китайскими религиозно-
Ислам
является одной из универсальных
мировых религий, религией откровения,
которая выросла в VII в. из традиций
таких монотеистических религий
Насколько, однако, исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов».
Пока Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов — естественно, инструкций на все случаи жизни он оставить не мог. В связи с этим и возникли два течения в исламе: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины — означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону.
Правоверные мусульмане, которые считали, что Коран не может обойтись без сунны, получили название «ахль-ас-сунна» — «люди сунны» или сунниты. Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, выступающих в качестве примера при определенных обстоятельствах. В основе суннизма лежит общее мнение улемов (суннитских ученых), тогда как шиизм основан на авторитете имама (наследника миссии пророка). И еще одно различие: лимиты основывают сунну исключительно наавторитет семьи пророка, а правоверные сунниты признают еще и свидетельство подвижников пророка Мухаммеда. До сих пор весь мусульманский мир разделен на шиитов и суннитов;
В ходе
эволюции ислама возник суфизм ~ мусульманский
мистицизм, который
в определенном смысле представлял собой
реакцию горячо верующих пуритан
на процесс начавшейся десакрализации исла
Сам суфизм
внутри себя дифференцировался. Одним
из его вариантов был