Специфика области, антропология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры Запада; в комплексе с социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм), а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида.

Работа содержит 1 файл

Теория культуры.docx

— 39.10 Кб (Скачать)

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и  воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники в  детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс  формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1. стадии подражания и копирования  детьми поведения взрослых;

2. игровой стадии, когда дети  осознают поведение как исполнение  роли;

3. стадии групповых игр, на  которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа  людей. 

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением  к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания  врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с  определенными участками тела, так  называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой  зрелости.

Институционализация — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.

Конкретными примерами институционализации  могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого  наследия мыслителя – в философскую  или религиозную школу; увлечения  каким-либо жанром популярной музыки –  в субкультурную организацию.

Институционализация в политологии  – превращение какого-либо политического  явления, действий, идей, традиций, верований  в правило поведения, организованное учреждение, формализованный, упорядоченный  процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных  уровней и другими признаками организации.

Институционализация политической жизни  связана, в первую очередь, с оформлением  политической власти: государства, его  органов и структуры, общественно-политических движений и партий. Одновременно происходит становление соответствующих политических представлений, превращающихся в институт политических норм. Уровень институционализации  политики свидетельствует о характере  политической системы общества, развитии общества в целом.

За пределами институционализации  всегда остаются неинституционализиро-ванные элементы общественной жизни: политические идеи, сознание, политическая культура, политические идентичности.

Процесс институционализации состоит  из нескольких последовательных этапов:

«1) возникновение потребности, удовлетворение кото¬рой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм  и правил в ходе сти¬хийного  социального взаимодействия, осуществляемого  методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных  с нормами и прави¬лами;

5) институционализация норм и  правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций  для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения  в отдельных случаях;

7) создание системы статусов  и ролей, охватывающих всех  без исключения членов института».

Институционалисты вносят новые краски в портрет экономического человека. В отличие практически от всех остальных направлений экономической  теории они не исходят из человеческой природы как из данности, а пытаются изучить закономерности ее формирования и эволюции. Для неоклассиков поведение  человека предопределено сложившейся  у него системой предпочтений. Для  радикальных субъективистов оно  не детерминировано ничем, кроме  непредсказуемых для внешнего наблюдателя  ожиданий субъекта, которые, в свою очередь, зависят от его оценок будущего.

  1. Культура как развитие сущностных сил человека.

Творческий человек - вот кто  с полным правом требует себе свободы, притязает на нее и добивается ее. Она должна быть ему предоставлена  и обеспечена, чтобы никто не смел ему ничего предписывать и чтобы  никакая человеческая власть на земле  не запрещала ему творить. Я считаю, что творчество это  как корень развития сущностный сил.

В широком смысле культура - это  совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов  и всего человечества. Куда лучше  другое определение, данное французским  культурологом де Бенуа: "Культура это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен". Устойчивая сторона культуры - это  культурная традиция, благодаря которой  происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей  может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят  ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над  творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек  формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий  набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих  программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Коренные перемены в культуре наблюдаются  с переходом общества от формации к формации. При этом в истории  формирования культуры имеется ряд  особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям -- по вертикали и по горизонтали. Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в  которой реализуется единство противоположностей -- традиции и творчества. Творчество и традиции являются корнями культуры. История предметных результатов  человеческой деятельности, воплощающих  культурные ценности, идет рядом и  в синхронном взаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в  которых сохраняет себя преемственность  истории человечества. При этом каждое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и  будущее, как к центру, который  с течением времени сдвигается к  новым поколениям.

Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под  ними понимаются элементы социального  и культурного наследия, которые  не просто передаются от поколения  к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.

 

  1. Культура как способ самореализации человека

Все эти элементы культуры создают  её смысловое содержание. В широком  смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимопонимания людей со средой их существования, которые они вырабатывали в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. При таком подходе культура истолковывается как сотворённая человеком "вторая природа" надстроенная над первой, естественной природой. Можно сказать, что культура выступает как связующее звено между природой и обществом. Она представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний.

творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

  1. Социальная культурология и социология культуры: соотношение и специфика

Социальная культурология, исследующая социально-культурные процессы и явления в целом, порождаемые людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. Здесь культура рассматривается как всеобщая форма человеческого существования. К главным проблемам исследования культуры на данном уровне относятся: разработка общих концепций культуры как ценностно-нормативной, регулятивной и коммуникативной системы;типология культуры (многообразия ее форм в пространстве и времени); социальная и историческая динамика культуры; систематизации функций по отношению к человеку и обществу; исследования соотношения социального и индивидуального в культуре; познание закономерностей культурного творчества; разработка понятийного аппарата культурологии, методологии и методов исследования культуры.

Высший уровень исследований и  научных обобщений в области социальной культурологии — это 
обобщения в масштабе общих закономерностей, детерминирующих культурные явления и 
процессы в целом как особые категории коллективного человеческого существования. Это 
уровень общей теории культуры, разумеется не исчерпывающийся только областью ее 
социальных проблем, но в существенной мере основанной на процессе коллективной 
жизнедеятельности людей как главном порождающем культуру факторе. К числу основных проблем общей теории культуры могут быть отнесены такие, как формирование категориального и понятийно-терминологического аппарата культурологии, методологий и методов ее исследования, разработка общих объяснительных концепций морфологии (структуры) культуры как системы (или совокупности систем) и ее типологии (многообразия форм и их распределения в пространстве и времени), социальной стратификации и этнической дифференциации культуры,  социальной и исторической динамики культуры (теории культурных процессов), систематизация функций культуры по отношению к человеку и обществу, исследование закономерностей соотнесенности социального и индивидуального в культуре, мотивации творчества и порождения культурных инноваций, исследование проблем пространства и времени в культуре, жизни культурных явлений и т. п. Основные задачи этого уровня обобщения знаний о культуре — создание системы способов и инструментария для исследования культуры.

Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин.

Существует точка зрения, рассматривающая  социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода  к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой  природы социальных феноменов. В  данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

  1. Культура как система коллективной памяти

Человеческая память в свою очередь связана с восприятием времени. Один из известнейших в мире  эстонских психологов Эндел Тулвинг назвал такое свойство кронестезией. Кронестезия - это способность путешествовать во времени, которая свойственна только человеческому индивидууму. Кронестезия является гарантом культурного развития всего человечества, его движущей силой. Способность представления, к чему мы стремимся, какими могут быть последствия сегодняшних действий, способны ли мы продолжить свое существование в будущем – все это является, с одной стороны, источником прогресса, с другой стороны, воздействует на наше восприятие о прошлом,  на наше историческое сознание.

Юрий Лотман дал определение  «культуры» изоморфно  человеческой памяти. Как известно, в памяти происходят фиксирование или кодирование событий, их сохранение,  заимствование из памяти или их воспроизведение. Точно такие же процессы происходят и в коллективной памяти, которая является частью коллективного интеллекта. Ю. Лотман считает культуру и коллективный интеллект синонимами. Культура аккумулирует смысловые значения, тем самым, являясь генератором новых определений. Их фиксация происходит не путем простого подражания или имитации, характерные для животного мира достигшего высшей ступени развития (например, шимпанзе). Это означало бы признать, что животные так же являются культурными существами, с той лишь разницей, что человеческая культура рождается, формируется и развивается через переводы и толкования. Между тем, толкование предполагает выборочность, она связана с субъективным волеизъявлением.

Информация о работе Специфика области, антропология культуры