Специфика области, антропология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры Запада; в комплексе с социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм), а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида.

Работа содержит 1 файл

Теория культуры.docx

— 39.10 Кб (Скачать)
  1. Специфика области, антропология культуры

КУЛЬТУ́РНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии, которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов.

Культурная антропология пользуется методами таких наук, как этнография, археология, история, структурная лингвистика, фольклористика, социология, философия  культуры, психология, а для статистической обработки данных — современным  математическим аппаратом; кроме того, были разработаны специальные методики (киносъемка, особые приемы интервью и  т. п.).

Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения  и психологии и др.), культурного  взаимодействия, динамики культуры, происхождение  культур, углубление понимание собственной  культуры Запада; в комплексе с  социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций  с точки зрения динамики целого и  частей, его самоорганизации и  адаптации (функционализм); попытки  вычленить некую структуру, лежащую  в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм), а также  решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида. Сравнительная культурология, давая  описание, например, систем родства  или властных структур различных  обществ, вырабатывает и углубляет  понимание природы социальных связей и власти вообще; то же касается религии, экономики и др.

В более узком смысле, термин «культурная  антропология» применяется для  обозначения ведущей школы западноевропейской и особенно американской антропологии (соответствующей русской этнологии) начала и середины 20-го века (иногда пишут о «культурализме», «исторической  школе»). Истоки этого научного направления  были заложены Фр. Боасом. Наиболее известные  представители культурной антропологии: Э. Сапир, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц. На ее формирование оказали  влияние психология (психоанализ), философия  истории и, прежде всего, эмпирические исследования Боаса и его учеников. Боас представлял себе эту дисциплину как описательное, сравнительное  изучение культур народов, прежде всего  не имеющих письменности. Постепенно в ней наметилось подразделение  на специфические области: этнолингвистика, проблема аккультурации (восприятия культуры), изучение вопроса о базовой личности, этномузиология, изучение примитивного искусства и т. п. В рамках культурной антропологии культура рассматривается  в ее целостности, как набор характерных  черт любого общества, позволяющих  отличить его от других, которые  могут находиться на сходной ступени  развития, существовать в похожих  природных условиях, иметь ту же религию или такие же политические институты. Культурные особенности  как бы упорядочиваются, группируются вокруг остова, состоящего из системы  ценностей и преобладающих доминант. Сопоставимые и подобные друг другу  элементы культуры формируют паттерны (конфигурации, модели), которые определяют поведение и мышление. Этот поведенческий  комплекс передается из поколения в  поколение посредством образования, подражания и приспособления к существованию  в определенном социальном окружении. Таким образом, культура предстает  как самая основа функционирования общества. Изучая различные аспекты  культуры, начиная с моторики (организации  движений) и кончая идеями, нормами  поведения и обычаями, которые  усваиваются путем научения, культурная антропология ставит перед собой  задачу интерпретации социо-культурных различий, определения той особенной  окраски, которая характеризует  поведение и жизненные ориентиры  каждого общества.

Одной из основных черт, характеризующих  философскую основу культурной антропологии, является отрицание эволюционизма (партикуляризм). В антропологии 19 века преобладало сформированное еще  Просвещением убеждение в поступательном движении прогресса, в том, что каждое общество в своем развитии должно проходить определенные ступени (фазы). Разные философские системы выделяли такие ступени, как дикость-варварство-цивилизованность; племенное-рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-коммунистическое общество; язычество-монотеизм и др. Начиная с работ Фр. Боаса, это представление начало отступать в пользу признания уникального пути каждой культуры и видения каждой культуры как уже имеющей все присущее ей развитие. (Этот подход не исключает деления обществ на «примитивные» и сложные).

Вторая характерная черта культурной антропологии — ярко выраженный культурный релятивизм, то есть вытекающее из требования научной объективности стремление освободиться от этноцентризма, воздерживаться от оценок, от субъективных интерпретаций, рассматривать явления чужой  культуры с точки зрения ее самой, «вживаться» в исследуемую культуру и т. п.

Третья характеристика культурной антропологии — особое внимание, которое  придается исследованию вопроса  о взаимоотношениях между культурой  и личностью. В формировании индивидуальной личности определяющая роль отводится  социальной среде, при этом «выносятся за скобки» все иные факторы индивидуального  существования: биологическая предрасположенность  каждого конкретного человека, свободный  выбор индивида, общечеловеческие структуры  сознания и ценности и т.п. Таким  образом, структура личности зависит  от той системы ценностей, которая  является преобладающей в обществе; любой индивидуум обладает поведенческими моделями и мыслительными схемами  своего общества. Э. Сапир, заостряя внимание на символическом смысле культурного  поведения, рассматривает его в  качестве некоего языка. Все члены  данного общества понимают (чаще неосознанно) знаковую сущность культурных поступков. Культуру Сапир определяет как стиль  взаимодействия между индивидуумами.

 

  1. Культурная Антропология и антропология культуры

Культурная антропология – это  наука, изучающая культуру и структуру  первобытных, традиционных и современных  обществ.

Культурная антропология является одним из основных направлений системы  знаний, объединенных общим названием  «антропология», наряду с физической, философской, религиозной и др. В  центре внимания культурной антропологии, как и других направлений антропологии, находится человек, который рассматривается  в контексте культуры. Логика культур-антропологического исследования такова: чтобы познать  человека американского общества, необходимо изучить американскую культуру; чтобы  познакомиться с японским национальным характером, надо освоить японскую культуру. Название «культурная антропология»  в большей степени связано  с американской научной традицией, в Великобритании эта область  научных знаний носит название «  социальная антропология». В некоторых  европейских странах, в том числе  и в России, ее называют этнографией ( этнологией). В последние годы все  больше утверждается точка зрения о  близости социальной и культурной антропологии и этнологии. Часто используется понятие «социально-культурная антропология». Между этнологией и культурной антропологией  упор делается не на том, что их разделяет, а на том, что их объединяет.

Чаще всего в качестве объекта  культурной антропологии рассматриваются  экзотические общества, общества, не имеющее  письменности и характеризующееся  относительно простой культурой. Иногда их называют современными первобытными, или примитивными, обществами. С  изучения таких обществ действительно  берет начало культурная антропология. Родоначальник культурной антропологии в США Ф. Боас (1858-1942) изучал культуру и языки индейцев и эскимосов, живущих в Северной Америке. В  Великобритании основателями и лидерами социальной антропологии считаются  Б. Малиновский (1884-1942) и А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955).

Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным  окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно  сформулировать следующим образом:

1. взаимодействие культуры и природы;

2. взаимодействие культуры и общества;

3. взаимодействие культуры и личности;

4. взаимодействие между культурами.

В зависимости от выделенных областей формируются различные направления  культурной антропологии. Первое направление  – экологическое – изучает  влияние природных условий, а  также природы самого человека на культуру. Второе направление –  социальная антропология – рассматривает  культуру в социальном контексте, при  этом исследуется культура различных  социальных общностей и групп, социальных институтов и социальных организаций. Данное направление культурной антропологии сближается с социологией, но сохраняет  свою специфику (микроуровень, объекты, предмет и т.д.). Третье направление, носящее название психологической  антропологии, изучает закономерности и механизмы овладения человеком  культурой, проблемы социализации и  инкультурации личности в различных  обществах, измененные состояния сознания; этнографию детства и др. Четвертое  направление – символическая  антропология – изучает проблемы межкультурного общения, межкультурной  коммуникации, особенности социокультурной  адаптации человека к чужой культуре и др. Важное место в предмете культурной антропологии занимает культура, понимаемая антропологически. Культура не сводится только к хорошим манерам  и начитанности людей, к Большому театру или Третьяковской галерее. С точки зрения антропологов, она  включает также культуру повседневности, язык, образ жизни, обычаи и обряды, ритуалы и традиции, модели поведения, ценности и ценностные ориентации. При таком понимании изучение культуры определенного общества ведет  к познанию человека этого общества.

Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος —  человек; λόγος — «слово, речь») —  совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2][3]. В Советском Союзе  антропология понималась как наука  о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[4].

Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий  философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения  области знания, изучающей преимущественно  духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими  и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская  дисциплина и школа как таковые  оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в теологии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический  подход к воспитанию. Позднее антропологическое  знание дифференцировалось и усложнилось.

В России под антропологией до недавнего  времени понимали преимущественно  физическую антропологию, но, начиная  с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии.

  1. Понятие социализация, инкультурация, институционализация личности.

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями  «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают  друг с другом по содержанию, так  как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать. Под  социализацией понимается гармоничное  вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей  общества, позволяющего ему успешно  функционировать в качестве его  члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

Стадии инкультурации

На протяжении всей своей жизни  каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания  подросткового возраста. Инкультурация  может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить  за подарок или опосредованно, когда  тот же ребенок наблюдает, как  ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой  культуре существуют специальные способы  формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих  типов:

• физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

• стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

• стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

• ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

Влияние окружающей среды на инкультурацию

Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать  множество социальных ролей, поскольку  процессы социализации и инкультурации  продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для  освоения:

• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

Социализация

Известно, что младенец вступает в  большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами  поведения и ответственностью, а  также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Информация о работе Специфика области, антропология культуры