Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:38, реферат
Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры Запада; в комплексе с социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм), а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида.
КУЛЬТУ́РНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии, которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов.
Культурная антропология пользуется
методами таких наук, как этнография,
археология, история, структурная лингвистика,
фольклористика, социология, философия
культуры, психология, а для статистической
обработки данных — современным
математическим аппаратом; кроме того,
были разработаны специальные
Задачи, стоящие перед этой наукой,
— описание существующих культур (их
языка, обычаев, социальных норм, поведения
и психологии и др.), культурного
взаимодействия, динамики культуры, происхождение
культур, углубление понимание собственной
культуры Запада; в комплексе с
социологией — изучение общественных
институтов и их культурных функций
с точки зрения динамики целого и
частей, его самоорганизации и
адаптации (функционализм); попытки
вычленить некую структуру, лежащую
в основе широкого спектра социальных
явлений (структурализм), а также
решение таких философских
В более узком смысле, термин «культурная
антропология» применяется для
обозначения ведущей школы
Одной из основных черт, характеризующих
философскую основу культурной антропологии,
является отрицание эволюционизма
(партикуляризм). В антропологии 19 века
преобладало сформированное еще
Просвещением убеждение в поступательном
движении прогресса, в том, что каждое
общество в своем развитии должно
проходить определенные ступени (фазы).
Разные философские системы выделяли
такие ступени, как дикость-варварство-
Вторая характерная черта
Третья характеристика культурной
антропологии — особое внимание, которое
придается исследованию вопроса
о взаимоотношениях между культурой
и личностью. В формировании индивидуальной
личности определяющая роль отводится
социальной среде, при этом «выносятся
за скобки» все иные факторы индивидуального
существования: биологическая
Культурная антропология – это наука, изучающая культуру и структуру первобытных, традиционных и современных обществ.
Культурная антропология является одним из основных направлений системы знаний, объединенных общим названием «антропология», наряду с физической, философской, религиозной и др. В центре внимания культурной антропологии, как и других направлений антропологии, находится человек, который рассматривается в контексте культуры. Логика культур-антропологического исследования такова: чтобы познать человека американского общества, необходимо изучить американскую культуру; чтобы познакомиться с японским национальным характером, надо освоить японскую культуру. Название «культурная антропология» в большей степени связано с американской научной традицией, в Великобритании эта область научных знаний носит название « социальная антропология». В некоторых европейских странах, в том числе и в России, ее называют этнографией ( этнологией). В последние годы все больше утверждается точка зрения о близости социальной и культурной антропологии и этнологии. Часто используется понятие «социально-культурная антропология». Между этнологией и культурной антропологией упор делается не на том, что их разделяет, а на том, что их объединяет.
Чаще всего в качестве объекта культурной антропологии рассматриваются экзотические общества, общества, не имеющее письменности и характеризующееся относительно простой культурой. Иногда их называют современными первобытными, или примитивными, обществами. С изучения таких обществ действительно берет начало культурная антропология. Родоначальник культурной антропологии в США Ф. Боас (1858-1942) изучал культуру и языки индейцев и эскимосов, живущих в Северной Америке. В Великобритании основателями и лидерами социальной антропологии считаются Б. Малиновский (1884-1942) и А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955).
Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:
1. взаимодействие культуры и природы;
2. взаимодействие культуры и общества;
3. взаимодействие культуры и личности;
4. взаимодействие между культурами.
В зависимости от выделенных областей
формируются различные
Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2][3]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[4].
Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в теологии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.
В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно физическую антропологию, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии.
Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
В различных гуманитарных науках этот
процесс обозначается понятиями
«инкультурация» и «
Стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.
Первичная стадия начинается с рождения
ребенка и продолжается до окончания
подросткового возраста. Инкультурация
может происходить
• физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
• стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
• стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
• ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:
• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;
• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).
Социализация
Известно, что младенец вступает в
большой мир как биологический
организм и его основной заботой
в этот момент является собственный
физический комфорт. Через некоторое
время ребенок становится человеческим
существом с комплексом установок
и ценностей, с симпатиями и антипатиями,
целями и намерениями, шаблонами
поведения и ответственностью, а
также с неповторимо
Информация о работе Специфика области, антропология культуры