Автор: Рустам Карсымбаев, 04 Ноября 2010 в 10:03, реферат
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 стр.
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ………...…6 стр.
1.1. БЕЛЫЙ
1.2. ЧЕРНЫЙ
1.3. КРАСНЫЙ
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ ……………………………………………………..…..14 стр.
2.1. ИНДИЯ
2.2. КИТАЙ
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА………...17 стр.
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ………………………………………………....18 стр.
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………………………….…20 стр.
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС…………………………………………………...25 стр.
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ
В 17-19 ВЕКАХ …………………………………………………….……....26 стр.
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК………………………………………….…34 стр.
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. .…..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…42 стр.
Белый для Кандинского - символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый - это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как "ничто", предшествующее началу и рождению (ср. значение белого у Ндембу, как символа нового рождения).
В отличие от белого, черный - "ничто" без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный - окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.
Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные - величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый "безутешной неподвижностью". Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.
Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь - равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, "пылает" внутри себя. Здесь нет безумия желтого. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности.
Охлажденный красный - фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели.
Соединение красного с желтым (оранжевый) сохраняет серьезность красного.
Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую цветовые пары, вслед за желтым - синим и белым с черным.
В
другой своей книге "Текст художника.
Ступени" Кандинский связывает свой
интерес к краскам с ранними детскими
впечатлениями от цвета. В возрасте 3-х
лет первыми "впечатлившими" цветами
для него были светло-сочно зеленый, белый,
кармин, черный и желтое охры. Интересно,
что у Гете, как он сам отмечает, также
решающую роль сыграли детские впечатления
в том, что он в зрелые годы начал изучать
психологию цветового воздействия.
Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является далеко не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи. Целями, поставленными в первой главе, было, во-первых, показать глубокую и неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, - охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма.
Первый из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс - двадцатый век (цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений).
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Иными словами, цвет - не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев: "никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений... красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность - его объективное свойство".
Повторяя
избитое сравнение, можно сказать,
что цветовая символика - лишь только
верхняя часть айсберга всех тех
взаимосвязей и отношений между цветом
и человеческой психикой. Основанием его
являются объективные законы цветового
воздействия на человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристотель. Собр.
Соч.: Т. 1. М., 1976. – 156с.
2. Бонгард-Левин
Г.В. Древнеиндийская
3. Гете И.В.
Трактат о цвете. //Избранные сочинения
по естествознанию. М., 1957. – 426с.
4. Кандинский
В. О духовном в искусстве. //К
выставке в залах
5. Керлот Х.Э.
Словарь символов. М., 1994. - 730с.
6. Лосев А.Ф.
Философия. Мифология.
7. Миронова Л.Н.
Цветоведение. Минск, 1984. - 286 с.
8. Самарина Л.В.
Традиционная этическая культура и
цвет (Основные направления и проблемы
зарубежных исследований) //Этнографическое
обозрение. М., 1992. N 2. с. 147-156с.
9. Сычев Л.П.,
Сычев В.Л. Китайский костюм. М.,
1975. – 387с
10. Тэрнер В.У.
Проблема цветовой
11. Тэрнер В.У.
Символ и ритуал. М., 1983. -149с.
12. Фойгт В., Зуккер
У. И.В. Гете - естествоиспытатель.
Пер. с нем. Киев, 1983. -325с.
13. Фрейденберг
О.М. Миф и литература древности. М.,
1978. -203с.
14. Фрэзер Д.
Золотая ветвь. М., 1928. 178с.
15. Щуцкий Ю.К.
Китайская классическая «Книга перемен».
М., 1960. -239с.
16. Фрумкина Р.М.
Цвет, смысл, сходство. М., 1984.-362с.