Символика цвета в различных культурах

Автор: Рустам Карсымбаев, 04 Ноября 2010 в 10:03, реферат

Описание работы

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 стр.
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ………...…6 стр.
1.1. БЕЛЫЙ
1.2. ЧЕРНЫЙ
1.3. КРАСНЫЙ
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ ……………………………………………………..…..14 стр.
2.1. ИНДИЯ
2.2. КИТАЙ
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА………...17 стр.
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ………………………………………………....18 стр.
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………………………….…20 стр.
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС…………………………………………………...25 стр.
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ
В 17-19 ВЕКАХ …………………………………………………….……....26 стр.
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК………………………………………….…34 стр.
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. .…..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…42 стр.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-амуре государственный технический университет»

(ГОУ  ВПО «КнАГТУ») 
 
 
 

Факультет ССФ

Кафедра культурологии 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: культурология

на тему: «Символика цвета в различных культурах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент  группы 8ТСб-2                                           Е.С. Бочкарев

Преподаватель                                                                            А.А. Иванов 
 
 
 
 
 
 

                                                             2008 

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 стр.

ГЛАВА 1. ЦВЕТ И  МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ………...…6 стр.

    1.1. БЕЛЫЙ

    1.2. ЧЕРНЫЙ

    1.3. КРАСНЫЙ

ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ 

ИНДИИ И КИТАЕ  ……………………………………………………..…..14 стр.

    2.1. ИНДИЯ

    2.2. КИТАЙ

ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ

 БЛИЖНЕГО  ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И  ЕГИПТА………...17 стр.

ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ………………………………………………....18 стр.

ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  ………………………………………….…20 стр.

    5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17

    5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС…………………………………………………...25 стр.

ГЛАВА 7. ФОРМЫ  И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ 

В 17-19 ВЕКАХ …………………………………………………….……....26 стр.

    7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ

    7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ  ВЕК………………………………………….…34 стр.

    8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. .…..40 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…42 стр.  
 
 
 
 
 
 
 

                                          ВВЕДЕНИЕ    
 
 

     Многие  из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

     Со  времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

     Нравится  ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).

     Наука, для которой они могут считаться  основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

     На  сегодняшний день цветовая психология - эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография является попыткой преодолеть это препятствие.

     Проблема  цветового символизма является одной  из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение  цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.

     Количество  цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не однозначно.

     Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и  противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

     Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).

     Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

     С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом  был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут  магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ  НАРОДОВ 
 

     В наскальной живописи первобытных народов  чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

     Наблюдения  за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать  символические значения трех "основных" цветов в жизни первобытного человека.

     Ндембу  связывают эти цвета с тремя  реками (сущностями) одного Бога, который  ими представлен. Конкретные символические  значения каждого цвета (реки) следующие: 

                                             1.1. БЕЛЫЙ

     1. Благо;

     2. источник сил и здоровья;

     3. чистота;

     4. безбедность;

     5. сила;

     6. отсутствие неудач, слез, смерти;

     7. главенство или власть;

     8. встреча с духами предков;

     9. жизнь, здоровье;

     10. зачатие или рождение ребенка;

     11. охотничья доблесть;

     12. щедрость;

     13. поминание духов предков;

     14. дружелюбие;

     15. поедание пищи;

     16. размножение;

     17. явность для глаза (ясность,  открытость, доступность);

     18. возмужание или созревание;

     19. омовение;

     20. отсутствие насмешек.

     Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

     Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как  древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

     Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

     Остановимся более подробно на роли белого в  ритуале похорон. Белый цвет для  древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти, траурным цветом. Каков же смысл  его использования в данном ритуале? Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

     Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

     Важную  роль играл белый и в ритуале  жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.

     Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и  понятие, выражающее основные морально-этические  принципы поведения. Так у ряда африканских  народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него "белая печень". Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие "белого поведения". Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть "чистым".

Информация о работе Символика цвета в различных культурах