Автор: Рустам Карсымбаев, 04 Ноября 2010 в 10:03, реферат
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 стр.
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ………...…6 стр.
1.1. БЕЛЫЙ
1.2. ЧЕРНЫЙ
1.3. КРАСНЫЙ
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ ……………………………………………………..…..14 стр.
2.1. ИНДИЯ
2.2. КИТАЙ
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА………...17 стр.
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ………………………………………………....18 стр.
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………………………….…20 стр.
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС…………………………………………………...25 стр.
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ
В 17-19 ВЕКАХ …………………………………………………….……....26 стр.
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК………………………………………….…34 стр.
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. .…..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…42 стр.
Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день "страшного суда".
Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа "отдыхает". Не хочется и нельзя идти дальше.
Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, "ограничивает" душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.
Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют "цветовой круг" Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.
Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет "характерные" и "нехарактерные". Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.
"Характерными" Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.
Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет "обыденным".
Сочетание
желтого и пурпура также
Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого.
Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.
"Нехарактерными"
Гете называет сочетания двух
рядом расположенных цветов
Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. "Активная" сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а "пассивная" (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более "веселой" и "жизнерадостной".
Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, "некультурных" народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое "отвращение" к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый.
Значение
"Учения о цвете" для психологии
цвета очень велико. То, что ставилось
Гете в вину, - художественный метод, субъективизм,
позволило великому немецкому поэту рассмотреть
тонкие взаимосвязи между цветом и психикой
человека. Метафора "светоносной души
человека" получила в работе Гете убедительное
подтверждение. Цвет у Гете уже не символ
божественных, мистических сил. Он символ
самого человека, его чувств и мыслей,
причем, символ не поэтический, а психологический,
имеющий определенное, специфическое
содержание.
7.2.
ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В
Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и больше "обращается" к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не прошли мимо проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 веков. Следует отметить то важное влияние, которое оказало на них "Учение о цвете".
Дидро
("Мои незначительные мысли о
цвете") считал, что, кроме прочего,
колорит картины зависит и
от психических свойств и
В объяснении природы цвета Гегель стоит на позициях Гете и, как его предшественник, не согласен с теорией Ньютона. Описывая впечатления производимые цветами, Гегель придает им особый символический смысл ("Эстетика"). Цвет для Гегеля - символ определенных идей, категорий, вечных начал. Так синий выражает кротость, тишину, женское начало. Красный - мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый - индифферентен, нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета (идея светлого) выражают активность, созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные - пассивность, уступчивость.
С позиций философии идеализма рассматривают проблему цвета
В.
Шеллинг ("Философия искусства")
и А. Шопенгауэр ("О зрении и
цветах").
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Действительно, принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но "звучание" ряда цветов существенно меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том, что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и общественных групп.
Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. "Пролетарский красный" по своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон - т.н. феномен "красных похорон".
В
революционной символике вместе
с красным тесно соседствует
и черный. Черный - цвет знамени анархистов,
кожаных курток комиссаров и сотрудников
ЧК. Черный приобретает смысл
И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в наглядно-чувственной форме, а как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину "белого движения". Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России, но не только с внешней стороны, как условное обозначение противоборствующих сторон. Для человека, знакомого с цветовой символикой древнего мира, оно полно глубинного смысла. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла (черный). Цветовая триада - это не только архетип человека, как указывает Тэрнер, но и архетип человеческого общества.
Указанная
особенность символики
На фоне подобной "политизации" цвета в начале 20 века контрастными выглядят размышления П. Флоренского о цветовой символике небесных знамений. Флоренский выделяет три первоцвета, через которые София предстает людям и которые символизируют три ее ипостаси. Сине-фиолетовая София - мировая душа, духовная суть мира. Красно-розовая - образ Божий для твари, явление Бога на земле. Зелено-золотистая - ни к Богу, ни от Бога, а вокруг него. Ранее Гегель также связывал цвета с характером явлений Девы Марии людям. В качестве царицы небесной она предстает в красной мантии, а как мать - в синей.
В
недолгой истории психологии цвета
одно из самых видных мест занимает
вслед за "Учением о цвете"
работа выдающегося русского живописца
В. Кандинского "О духовном в искусстве".
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО
В разделе "Действие красок" В. Кандинский писал: "Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие". Под первым Кандинский понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции, контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает "вибрацию души". Как и Гете, Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы понять, как действует цвет, Кандинский советовал сначала сконцентрировать внимание на изолированной краске.
Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: "тепло-холод" и "светлота-темнота". В результате рождаются четыре возможных "звука" красок.
Первый фактор связан с отношением желтый - синий. Оба этих цвета, в терминологии Кандинского, связаны с т.н. "горизонтальным движением": желтый "движется" навстречу зрителю, а синий - от него. Второй фактор - это отношение белого и черного. Здесь Кандинский также говорит о движении, но о "статической" его форме.
Кроме "горизонтального движения", у желтого с синим есть еще "центробежное" (желтый) и "центростремительное" (синий). Кандинский образно сравнивает синий с домиком улитки.
Вслед за Гете, Кандинский связывает с красками "активной стороны" (желтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если желтый сделать "холоднее" (прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих "движениях". Рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через "охлаждение" желтый становится болезненным и является красочным выражением (символом) безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия, слепого бешенства. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению Кандинского, "земная краска" т.к. его нельзя углубить.
Синий
- "небесная краска", зовет человека
к бесконечному. Здесь мы наблюдаем
"движение" от человека и к центру.
Очень углубленный синий
Из смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, - ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить (ср. выражение "тоска зеленая"). Главное значение абсолютно зеленого - пассивность. В духе политической символики, Кандинский связывает зеленый с буржуазией (пассивной, обывательской ее частью). Зеленый - это нечто "жирное" и самодовольное. Как главный тон лета, зеленый - символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится "моложе, веселее". И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый "сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя" (с. 48). Белый усиливает аспект "равнодушия", а черный - "покоя". Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом.