Символика цвета в различных культурах

Автор: Рустам Карсымбаев, 04 Ноября 2010 в 10:03, реферат

Описание работы

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3 стр.
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ………...…6 стр.
1.1. БЕЛЫЙ
1.2. ЧЕРНЫЙ
1.3. КРАСНЫЙ
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ ……………………………………………………..…..14 стр.
2.1. ИНДИЯ
2.2. КИТАЙ
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА………...17 стр.
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ………………………………………………....18 стр.
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………………………….…20 стр.
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС…………………………………………………...25 стр.
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ
В 17-19 ВЕКАХ …………………………………………………….……....26 стр.
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК………………………………………….…34 стр.
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. .…..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…42 стр.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Говоря  о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать  окружающий пейзаж через пурпурное  стекло, то он предстает в ужасающем  виде, как в день "страшного  суда".

     Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа "отдыхает". Не хочется и нельзя идти дальше.

     Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у  человека, тем самым, в терминологии Гете, "ограничивает" душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

     Исходя  из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют "цветовой круг" Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

     Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет "характерные" и "нехарактерные". Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

     "Характерными" Гете называет такие цветовые  сочетания, которые составляют  цвета, разделенные в цветовом  круге одной краской.

     Желтый  и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет "обыденным".

     Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное

     Желто-красный  в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого.

     Смешивание  цветов характерной пары порождает  цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

     "Нехарактерными" Гете называет сочетания двух  рядом расположенных цветов своего  круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет "пошло веселым", а синий с зеленым - "пошло-противным".

     Важную  роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам  цветов. "Активная" сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а "пассивная" (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более "веселой" и "жизнерадостной".

     Затрагивает Гете и межкультурные различия в  цветовой символике и психологическом  воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным  для дикарей, "некультурных" народов  и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое "отвращение" к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый.

     Значение "Учения о цвете" для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание. 

     7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 

     Потеряв свои позиции в качестве богословского  символа, цвет все больше и больше "обращается" к человеку, как  это мы видим на примере учения Гете. Не прошли мимо проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 веков. Следует отметить то важное влияние, которое оказало на них "Учение о цвете".

     Дидро ("Мои незначительные мысли о  цвете") считал, что, кроме прочего, колорит картины зависит и  от психических свойств и состояний  художника. В 20 веке эта идея найдет свое воплощение в ряде т.н. "рисуночных методов" психодиагностики. По мнению Дидро, художник "сильнее, чем литератор", раскрывает себя в своих творениях.

     В объяснении природы цвета Гегель стоит на позициях Гете и, как его  предшественник, не согласен с теорией  Ньютона. Описывая впечатления производимые цветами, Гегель придает им особый символический смысл ("Эстетика"). Цвет для Гегеля - символ определенных идей, категорий, вечных начал. Так синий выражает кротость, тишину, женское начало. Красный - мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый - индифферентен, нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета (идея светлого) выражают активность, созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные - пассивность, уступчивость.

     С позиций философии идеализма  рассматривают проблему цвета 

     В. Шеллинг ("Философия искусства") и А. Шопенгауэр ("О зрении и  цветах"). 

                            ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 

     Казалось  бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать  появления у цветов каких-либо новых  символических значений. Действительно, принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но "звучание" ряда цветов существенно меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том, что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и общественных групп.

     Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. "Пролетарский красный" по своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон - т.н. феномен "красных похорон".

     В революционной символике вместе с красным тесно соседствует  и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников  ЧК. Черный приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета "красного террора" и политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое сочетание оказалось трагическим символом.

     И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в наглядно-чувственной  форме, а как идея, но символика  белого цвета представляет собой  сердцевину "белого движения". Противопоставление красного и белого символизирует  гражданскую войну в России, но не только с внешней стороны, как условное обозначение противоборствующих сторон. Для человека, знакомого с цветовой символикой древнего мира, оно полно глубинного смысла. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла (черный). Цветовая триада - это не только архетип человека, как указывает Тэрнер, но и архетип человеческого общества.

     Указанная особенность символики двадцатого века (цвет как символ общественных процессов), верна и в отношении других цветов.

     На  фоне подобной "политизации" цвета  в начале 20 века контрастными выглядят размышления П. Флоренского о  цветовой символике небесных знамений. Флоренский выделяет три первоцвета, через которые София предстает людям и которые символизируют три ее ипостаси. Сине-фиолетовая София - мировая душа, духовная суть мира. Красно-розовая - образ Божий для твари, явление Бога на земле. Зелено-золотистая - ни к Богу, ни от Бога, а вокруг него. Ранее Гегель также связывал цвета с характером явлений Девы Марии людям. В качестве царицы небесной она предстает в красной мантии, а как мать - в синей.

     В недолгой истории психологии цвета  одно из самых видных мест занимает вслед за "Учением о цвете" работа выдающегося русского живописца В. Кандинского "О духовном в искусстве". 
 
 

                   8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО 

     В разделе "Действие красок" В. Кандинский писал: "Если блуждать взглядом по палитре  красок, то возникает два главных  последствия - рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие". Под первым Кандинский понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции, контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает "вибрацию души". Как и Гете, Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы понять, как действует цвет, Кандинский советовал сначала сконцентрировать внимание на изолированной краске.

     Центральным положением концепции Кандинского  можно считать утверждение о  двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: "тепло-холод" и "светлота-темнота". В результате рождаются четыре возможных "звука" красок.

     Первый  фактор связан с отношением желтый - синий. Оба этих цвета, в терминологии Кандинского, связаны с т.н. "горизонтальным движением": желтый "движется" навстречу зрителю, а синий - от него. Второй фактор - это отношение белого и черного. Здесь Кандинский также говорит о движении, но о "статической" его форме.

     Кроме "горизонтального движения", у  желтого с синим есть еще "центробежное" (желтый) и "центростремительное" (синий). Кандинский образно сравнивает синий с домиком улитки.

     Вслед за Гете, Кандинский связывает с  красками "активной стороны" (желтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если желтый сделать "холоднее" (прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих "движениях". Рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через "охлаждение" желтый становится болезненным и является красочным выражением (символом) безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия, слепого бешенства. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению Кандинского, "земная краска" т.к. его нельзя углубить.

     Синий - "небесная краска", зовет человека к бесконечному. Здесь мы наблюдаем "движение" от человека и к центру. Очень углубленный синий выражает покой, а опущенный (еще один термин Кандинского) до черного - печаль. Светлое  синее становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты, темно-синий - виолончель, а наиболее углубленный - орган.

     Из  смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, - ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить (ср. выражение "тоска зеленая"). Главное значение абсолютно зеленого - пассивность. В духе политической символики, Кандинский связывает зеленый с буржуазией (пассивной, обывательской ее частью). Зеленый - это нечто "жирное" и самодовольное. Как главный тон лета, зеленый - символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится "моложе, веселее". И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый "сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя" (с. 48). Белый усиливает аспект "равнодушия", а черный - "покоя". Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах