Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 5
1.1. Белый 5
1.2. Черный 4
1.3. Красный 3
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 6
2.1. Индия 6
2.2. Китай 7
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 9
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 10
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 12
5.1. Цветовые символы христианства 12
5.2. Цветовая символика Ислама 14
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 16
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 18
7.1. Учение о цвете Й.В. Гете 19
7.2. Цветовой символизм в философских учениях 23
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 24
8.1. "Язык красок" В.Кандинского 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

   Символика других цветов амбивалентна, в различные  отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные  значения. В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения и т.д. Позднее желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д. Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, - и его любовь к людям. Пурпурный в средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах. Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов и философ Н. Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий (голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

   В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Зеленый имел также и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета).

   Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

   Коричневый  и серый были цветами простолюдинов, их смысл был сугубо негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

   Продолжало  существовать и отношение к цвету как магическому средству. Это касается средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на "высшие" и "низшие". "Высшие" цвета (белый, черный и красный) символизировали три стадии "Великого Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный). Результатом "превращения" было создание "камня" (золотой). Черный соответствует стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным цветом в этой триаде считался черный. Оставшиеся цвета входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические цветовые наименования (серебро - "белая королева").

5.2. Цветовая символика Ислама

   В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Но в цветовой символике Ислама много оригинального. Из-за запрета Исламом изображения людей, животных и т.д. цвет становится главным выразительным средством. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

   В Коране свет, светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но не отождествляются с Богом. Белый выражает чистоту и духовность.

   Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Но были и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

   Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую "жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные символы", например, красная роза означала страстную любовь.

   Почитаемым  и "священным" считался зеленый  цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.

   Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража.

   Весьма  существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.

   Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования.

 

Глава 6. Ренессанс

   С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления  капиталистической формы хозяйства  цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету - практическим. Впечатляющему колориту католической церкви противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и ученые начинают постигать физическую природу света и цвета.

   Возникают попытки связать цвет с физическими  свойствами материи. Так Бернандино Телезио в своем труде "Происхождение  цветов" ставит в соответствие цветам две "неуничтожимые субстанции" - тепло и холод.

   Вместе  с тем, в эпоху Возрождения  создавались и метафизические концепции  цвета. Свет в них трактовался  как духовная субстанция, а темнота  символизировала косную материю. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию "идеи цвета". Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный - материя, коричневый - земля, синий - воздух, белый - духовный свет, блеск и сияние - Бог. Надо отметить, что подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения.

   Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой символики  в Европе. Например, существовал "цветовой код" одежды. По Коронато Оккольти белый  и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет.

   В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических  свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному - меланхолический, красному - сангвинический, а желтому - холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные - с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым "холодным" он полагал белый, а "теплым" - черный.

   Цвет, спускаясь с "горних" высот, начинает все больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.

 

Глава 7. Формы и содержание цветовой символики в 17-19 веках

   Достижения  физической оптики 17 века в лице И. Ньютона ("Лекции по оптике") привели к  тому, что в эпоху Просвещения  в Европе цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания. Богословский этап цветовой символики  окончательно завершился, а если, и упоминалось о связи цвета и света со сверхчувственным миром, то, в основном, в метафорическом плане.

   Цветовой  символизм Просвещения характеризуется  эклектичностью, замещением традиционного  содержания цветовых символов новыми ассоциациями и связями. Благодаря этому, цветовая символика из стройной и общедоступной, становится более индивидуализированной, испытывает на себе влияние различных культурных традиций. Если в среде простого народа содержание цветового символа еще долгое время остается "простым" и традиционным, сохраняя свои древние корни, то в среде интеллектуальной элиты Просвещения активно формируются новые варианты цветового символизма. В соответствие цвету ставятся как физические явления и процессы, так и физиологические ощущения, нравственные категории и т.д.

   Одним из малоизвестных авторов такой  цветовой системы является немецкий ученый И. Цан (17 в.). Цан исходил из идеи, что цвет находится в определенной (жесткой) связи, практически, со всеми явлениями и категориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир. В таблице 2 приводятся подобные связи цвета.

Белый Желтый Красный Синий Черный
Чистый  свет Очень легкая тень Окрашенный  свет Тень Темнота
Радость Омраченная  радость Чувствительность, с горечью Строгость Горечь
Огонь Эфир Воздух Вода Земля
Детство Юность Молодость Возмужалость Старость
Ум. Разум Внимание Безумие Праздничность Неизвестность
Бог Ангел Человек Зверь Растение
Звук  первой струны Вторая струна лиры Средняя нота Предпоследняя нота Звук последней  струны

   Таблица 2. Цветовая система И. Цана

   Благодаря художникам и ученым, расширяется  список цветовых ассоциаций. Так французский  ученый Роже де Пиль ("Диалоги о  цвете") разделяет цвета на "тяжелые" и "легкие", "удаляющиеся" и "приближающиеся", "земные" и "воздушные", "впечатляющие" и "малозаметные".

   В 18 веке возникает еще одна наука, в сферу интересов которой  входит проблема цвета, - физиологическая  оптика. Ж. Бюффоном было введено понятие "субъективных цветов", т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко. Этот век можно принять за точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете - психологии цвета, возникновение которой связано с именем великого поэта Германии Й.В. Гете ("Учение о цвете"). Работа Гете не потеряла актуальности и в настоящее время. На наблюдения и выводы Гете о взаимосвязи цвета и психики ссылались и ссылаются многие выдающиеся ученые и мыслители.

7.1. Учение о цвете Й.В. Гете

   Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и  цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена "в штыки". Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет "Чувственно-нравственным действием цветов".

   Гете  считал, что цвет "независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие... на душевное настроение". Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в "душевном состоянии", которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

   Опираясь  на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет  цвета на "положительные" - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и "отрицательные" - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к "нейтральным". Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах