Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 11:56, реферат
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 5
1.1. Белый 5
1.2. Черный 4
1.3. Красный 3
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 6
2.1. Индия 6
2.2. Китай 7
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 9
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 10
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 12
5.1. Цветовые символы христианства 12
5.2. Цветовая символика Ислама 14
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 16
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 18
7.1. Учение о цвете Й.В. Гете 19
7.2. Цветовой символизм в философских учениях 23
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 24
8.1. "Язык красок" В.Кандинского 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Оглавление
Введение
Многие
из нас в детстве развлекались
тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир
становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.
Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни физическую оптику не интересует. Наука, для которой эти вопросы они могут считаться основными, называется психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики.
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры.
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
С
момента своего возникновения цветовой
символизм самым тесным образом
был связан с магией и религией.
Цвет рассматривался как атрибут
магических, сакральных, божественных
сил, а в определенных случаях
и как само божество. Само деление магии
на "белую" и "черную" свидетельствует
о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.
Как показывают археологические, исторические
и этнографические исследования мистические
представления человека и цветовая символика
были тесно взаимосвязаны.
Глава 1. Цвет и магия у первобытных народов
В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983).
Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.
1.1.
Белый
1. Благо;
2. источник сил и здоровья;
3. чистота;
4. безбедность;
5. сила;
6. отсутствие неудач, слез, смерти;
7. главенство или власть;
8. встреча с духами предков;
9. жизнь, здоровье;
10. зачатие или рождение ребенка;
11. охотничья доблесть;
12. щедрость;
13. поминание духов предков;
14. дружелюбие;
15. поедание пищи;
16. размножение;
17. явность
для глаза (ясность,
18. возмужание или созревание;
19. омовение;
20. отсутствие
насмешек.
Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.
Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности.
Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.
Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.
Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи.
Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие "белого поведения". Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть "чистым".
Корни символики белого (как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет, день. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения.
1.2. Черный
Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Белый и черный относятся к дуальным символам. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.
Для
примера, приведем наиболее важные символические
значения черного цвета для Ндембу (В.
Тэрнер - 1983).
1. Зло, дурные вещи;
2. отсутствие удачи, чистоты;
3. страдание;
4. болезни;
5. ведовство и колдовство;
6. смерть (в том числе и ритуальную);
7. половое влечение;
8. ночь,
тьму.
Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный.
Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п.
Черный использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.
Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску.
Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми.
Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный - отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, он становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный - отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река - река смерти и забвения. У первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, откуда исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.
1.3. Красный
Заключает триаду "основных" цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом.
По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. "красные вещи", которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:
1. кровь животных;
2. кровь последа (роженицы);
3. кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. кровь убийства;
6. кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).
Все "красные вещи" разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но все "красные вещи" обладают силой.
Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным. По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.
Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить. Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения.
В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую "жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.
Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.