Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 5
1.1. Белый 5
1.2. Черный 4
1.3. Красный 3
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 6
2.1. Индия 6
2.2. Китай 7
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 9
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 10
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 12
5.1. Цветовые символы христианства 12
5.2. Цветовая символика Ислама 14
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 16
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 18
7.1. Учение о цвете Й.В. Гете 19
7.2. Цветовой символизм в философских учениях 23
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 24
8.1. "Язык красок" В.Кандинского 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

   Главенство  белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией (Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др.) Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый - радость, свет, надежду, чистоту; красный - силу, могущество, богатство, успех. Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный - кровь. Практически сходные значения "основных" цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый - мир, счастье; красный - успех, торжество; черный - смерть.

   В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий  и желтый. Но эти цвета не являются "самостоятельными". Желтый "тяготеет" (в символическом плане) к белому, а синий - к черному.

   Принципиальное  сходство цветовой символики у первобытных  народов различных частей света  позволяет трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три "основных" цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах. 

 

Глава 2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

  В Индии и Китае с древности  и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими, в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

2.1. Индия

  Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде: "Красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен).

  В другом философском произведении Санкхьякарике  Ишваракришны три "основных" цвета  соответствуют трем гунам или "нитям  существования мира" - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает "бытие", ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

   На  этих примерах видно, что в Древней Индии "основные" цвета являлись символами главных мировых сил, составляющих частей мироздания.

   Основа  основ для древних индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может  постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета (отсюда понятие "невидимого света", "черного солнца" и др.)

   Свет  и тьма (белый и черный) понимались как единство. Тьма являлась инобытием света.

   Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет. Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный, богини материнства – красный. Добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.

2.2. Китай

   В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности. В "Книге перемен" мы находим следующую систему цветовой символики, исходящую из принципов теории соответствий (Таблица 1).

Цвет Время года Стихия, предмет Сторона света Планета Животное  символ
Зеленый или синий Весна Дерево Восток Юпитер Дракон
Красный Лето Огонь Юг Марс Феникс
Белый Осень Металл Запад Венера Тигр
Черный Зима Вода Север Меркурий Черепаха и  змея
Желтый Конец лета Земля Центр Сатурн  
   Таблица 1. Система цветовой символики Древнего Китая
   К списку "основных" цветов в Древнем  Китае добавились синий (зеленый) и желтый. У древних китайцев четкого различия в цветовых обозначениях синего и зеленого не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
   Цвет  и символизируемая им стихия не были жестко связаны друг с другом. У  одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.

   В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь – черный (синий).

   Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных  народов с цветовой символикой Древней  Индии и Китая, можно сделать  вывод о его сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. Цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники культуры представляю собой более поздние философские спекуляции на данную тему.

 

   Глава 3. Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта

   Во  многом сходный характер цветовой символики  мы встречаем и у древних народов  Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

   Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца - огня (зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов.

   Священным цветом почитался и красный. В  Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в  Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение  к красному не было однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы.

   Осирис - бог произрастания и царства  мертвых изображался зеленым  цветом, который содержит две противоположные  тенденции: жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый – белый - красный.

   Важное  символическое значение в Древнем  Египте имел голубой или синий  цвет, соответствующий истине. В  связи с этим, особо ценился  синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра.

   Черный  считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему  приписывались, как правило, негативные значения - зла, греха, несчастья и  т.д.

  Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела сколь либо существенного своеобразия или отличий по сравнению с другими народами Древнего мира.

Глава 4. Античность

   В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с отношением как к религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение, попытка создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

   Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии и опираясь на зрительные впечатления, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.

   По  Аристотелю "основных" цветов - три: белому (бесцветному) соответствует  вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля" к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

   Традиционная  роль цвета как символа магических сил сохранилась в философской  школе пифагорейцев, много почерпнувших из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Отношение к цвету как мистическому символу преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и золотой (желтый) считались в этих философских школах божественными цветами (в том числе и мирового разума - Логоса), выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.

   Отношение к цветам в Древней Греции во многом определялось эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета могло считаться "безобразным".

   В Древнем Риме также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и амбицию; красный (цвет Марса) - страсть, чувственность и животворные силы; розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.

 

Глава 5. Средневековье

     После античной эпохи во времена  средневековья в Европе цвет  снова вернул себе позиции как символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

5.1. Цветовые символы христианства

   Наиболее  существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от "христианского" заключается, прежде всего, в том, что  свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

   Согласно  христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет - это только одна из ипостасей Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, тем не менее, указывают, на то, что они могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами практически нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

   Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений. Белый саван означает переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".

Информация о работе Символика цвета в различных культурах