Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"
Н. Данилевский основал многолинейную концепцию замкнутого развития культурологии. Он создал теорию исторических типов. Каждый такой тип, подобно живому организму, проходит стадии зарождения, расцвета и гибели. Отвергая идею о существовании единственной мировой культуры, общей цивилизации, Данилевский выделил 10 типов культур, которые исчерпали возможности своего развития. Он провозгласил славянский культурно-исторический тип, который призван объединить во главе с Россией все славянские народы.
В 1923 г. выходит работа О. Шпенглера «Закат Европы», ставшая сенсацией. Шпенглер рассматривал историю как чередование культур, каждая из которых ему представлялась в виде живого организма. Он выделил 8 культур в истории: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую, культуру майя, русско-сибирскую.
Культура в понятии
Шпенглера – это символически
выраженная смысловая целостность,
в которой естественно и
А. Тойнби (1889–1975) – английский историк и социолог, автор работы «Исследование истории». В этой работе он разработал концепцию локальных цивилизаций, развивающихся независимо друг от друга и мало связанных друг с другом. Позднее он пересмотрел свои первоначальные взгляды и пришел к выводу, что все существовавшие цивилизации основаны на мировых религиях и являются частью всемирно-исторического процесса. Исторический процесс Тойнби представлял как движение от локальных цивилизаций к общемировой единой цивилизации.
Психоаналитическая.
Начало этому направлению в
работы австрийского психиатра и невропатолога, создателя психоанализа, Зигмунда
Фрейда (1856-1936). Исследованию культуры посвящены, в частности, такие его тру-
ды, как «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Неудовлетворенность в культуре»
(1930). З. Фрейд создал оригинальную концепцию культуры, которая может быть
адекватно понята
только в контексте его
Если говорить кратко, то главная заслуга Фрейда заключается в открытии бессознательного уровня в человеческой психике и обосновании его значимости в детерминации взглядов и поведения человека.
Культура в психоаналитической концепции не есть нечто неизменное, ставшее,
данное раз и навсегда. Она возникла на определенной стадии общественного разви-
тия, когда появляются представления о морали, когда регуляция поведения начинает
осуществляться с помощью законов, когда появляется понятие «табу» и возникает
система санкций за его нарушение.
Социологическая школа
культурологии
Данное направление одно из самых авторитетных в культурологии. Его виднейшими представителями являются Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), русско-американский социолог и культуролог; Альфред Вебер (1868-1958), немецкий социолог и экономист; Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, экономист и историк культуры; Томас Стернз Элиот (1888-1965), американский поэт, драматург, литературный критик, философ, публицист; Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, основатель школы структурного функционализма в социологии. Истоки культуры ученые этого направления видели не в психобиологической и божественной природе человека и человечества (отдавая должную дань религии), а в общественной организации самой жизни людей, в структуре и функционировании социальных институтов – подсистем общества. При анализе различных культурных процессов представители социологической школы выделяли ценностно-смысловое содержание социальных явлений на различных этапах развития цивилизации.
Игровая концепция культуры. Оригинальная концепция культуры как игры развернута в труде голландского ученого Йохана Хейзинги (1872-1945) «Homo Lu-dens» («Человек играющий»). Хейзинга избирает новый аспект изучения культуры,считая, что «человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра».
Исходный тезис исследователя заключается в том, что игра старше культуры, а животные вовсе не ждали человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры можно наблюдать уже у животных, но мир человека значительно расширяет диапазон проявлений игры. Игра как разрядка жизненной энергии, как вид отдыха, как тренировка перед серьезным делом, как упражнение в принятии решений, как реализация стремлений к состязанию – таковы лишь некоторые аспекты объяснения необходимости игры в жизнедеятельности человека.
Все рамки
и нормы поведения людей служат
определенными культурными
Современное общество отличается от общества, которое жило и развивалось даже 50 лет назад. Культура современного индустриального общества уже несколько иная. Современную культуру считают массовой. Широкое распространение в обществе радио, телевидения, средств связи, бытовой техники и других предметов быта привело к тому, что культура стала носить стандартизированный массовый характер.
Сегодня культура содержит коммерческое начало, т.е. понятие культуры рассматривается ее творцами зачастую как возможность принесения определенной прибыли. Массовый коммерческий характер стали носить книгопечатание, живопись, архитектура, музыка и т.д. Это отразилось и на самом человеке. В современном обществе человеку становится все труднее произвести такую культурную ценность, которая бы являлась уникальной, не была бы коммерчески значимой, но несла бы духовность и имела глубокий смысл.
Неотъемлемой частью современной культуры является маркетинг и его составляющая –реклама. Сегодня, чтобы обществу стало известно то или иное произведение, будь то кинофильм, книга, музыкальное произведение, его создатели, а точнее, производители, тратят значительные средства на маркетинговые исследования для продвижения товара и на рекламу. Доступность произведений имеет отрицательные и положительные стороны. Минус заключается в том, что культурные ценности перестали быть уникальными творениями. А положительная сторона этого явления в том, что произведения становятся доступными и находят своих почитателей.
Современная культура не является толчком для развития цивилизации, она вообще не всегда способствует развитию общества, особенно духовному, нравственному развитию людей. Эта массовая культура является большей частью развлекательной. В XX веке понятие «массовая культура» имело отрицательное значение, и его постепенно заменили понятием «популярная культура». Популярная культура – это культура «для всех».
Ей противопоставляют элитарную культуру, созданную для особых почитателей, способных понять и увидеть в ней глубокий смысл, оценить ее, т.е. для людей с особым восприятием. За элитарной культурой не стоит коммерческая прибыль, она рождается в творческом процессе, ее появление уникально. Эти два вида культур часто взаимодействуют между собой: элитарная культура со временем становится популярной, она также может приносить доход, а массовая культура часто оказывает материальную помощь элитарной культуре, помогая ее бедным творцам. Со временем, когда художественные приемы становятся общим достоянием и широко используются, это поднимает массовую культуру на новый, более совершенный уровень. Особой формой культуры является народная, основанная на традициях, фольклоре: эпосах, заговорах, обрядах и т.д.
Одной из особенностей современной культуры является наличие нового типа общения, который дает возможность рассмотрения и изучения информации на расстоянии, т.е. с помощью компьютера и Интернета. Такую культуру сегодня принято называть экранной.
Следует особо подчеркнуть,
что современной эпохе
Поскольку современной
культуре свойственна массовость, то
на повестке дня стоит вопрос: в
каком отношении находятся