Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"
Вторая фундаментальная функция культурного процесса — преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (отлат. creatio — созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.
Третья функция культурного процесса — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации.
С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культурного процесса (от англ, sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.
Благодаря сигнификативной функции культурного процесса предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.
Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слова. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.
Не менее
важную роль выполняет нормативная
функция культуры. Она проявляется в том, что именно
культура ответственна за создание норм,
стандартов, правил и рецептов поведения
людей. Они имеют самое разное наименование:
обычаи и традиции, приказы, постановления,
распоряжения, законы, конституционные
акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать
первокирпичиками нормативной функции.
Из этих кирпичиков образуются здания
— более крупные и сложные комплексы:
право, мораль, идеология.
Культурная регуляция, осуществляющаяся в реализации норм, ценностей и значений, происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение к общезначимым ценностям. Эти механизмы составляют процесс социализации, важными составляющими частями которого является воспитание, общение и самосознание. Социализация поддерживается особыми институтами (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы) и внутренними механизмами самой личности.
Уже при рождении индивид получает социальный статус, вытекающий из статуса его семьи, родителей. Рождение ребенка имеет, таким образом, не только биологический или демографический аспект, но и социокультурный. Именно поэтому во всех культурах вскоре после рождения производятся различного рода обряды, означающие посвящение ребенка в культуру данного коллектива и общества. Статус рождения настолько важен, что к некоторым его аспектам индивид остается приписанным всю свою жизнь (этничность, сословность, кастовость). И, конечно, индивид остается «приписанным» культурно к своим биологическим особенностям: пол, раса. По мере своего взросления индивид включается во все новые и новые сферы общения. Эти переходы фиксируют важнейшие этапы жизненного пути человека и сопровождаются соответствующими культурными «метами» и знаками (дни рождения, поступление в школу, совершеннолетие, призыв в армию, вступление в брак). «Меты» фиксируются памятными подарками, что предполагает их длительное хранение. Например, фотография – распространенная форма фиксации социально значимых ролей и отношений между индивидами.
Однако нельзя свести социализирующую функцию культуры лишь к ступеням подготовки к жизни. Культура – один из важнейших факторов структуризации общества, столь же необходимый, как и экономические или политические механизмы. Если в экономике основой отношений выступает собственность, в политике – власть, то в культуре такой основой являются нормы, ценности и значения. По мере усложнения социокультурной среды механизм социализации, его культурное обеспечение становятся все более разнообразными.
Культурные нормы и смыслы определяют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусные градации, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, социальное или профессиональное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения.
Знаковыми
носителями социального статуса
могут выступать различные
В стабильных
социальных структурах статусная символика
может длительное время поддерживаться
в устойчивом состоянии, оформляя постоянные
градации между сословиями, рангами,
ступенями бюрократической
Культурная статика — это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношении между ними. Культурыразительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике.
Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы.
Время слоисто
и концентрично. Все его компоненты
– прошедшие настоящее и
Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.
Инновации. Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического прогресса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества. Проиллюстрируем данную мысль следующим житейским примером, взятым из истории моды. Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Выходит, сама мода – это инновация, а «хорошо забытое старое» – обычай. И они тесно взаимопереплетены. Если обычай сравнивать с камнем, а моду с водой, то можно, согласно поговорке, сказать, что вода камень точит. Мода, не входя, как правило, в резкое противоречие с обычаем и даже по большей части как будто базируясь на нем, вместе с тем понемногу заменяет в нем некоторые элементы, «вымывая» из обычая то, что входит в противоречие с изменившимися условиями и добавляя в обычаи новое. Например, на Среднем Востоке молодые девушки в городе ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода). При этом, с точки зрения данной культуры, одно не противоречит другому. Обычай, будучи более долговременным и консервативным явлением, оказывает сопротивление моде, но, как правило, не одерживает победы над ней.
Миф — зародыш всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени — вместе с другими ее формами. Слово «миф» (от греч.myphos) буквально означает сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами).
Миф — сказание, предание особого рода. Его главная особенность: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Представители той культуры, в которой миф рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, у которых иное видение мира. Принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности.
Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма (форма общественного сознания), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.
В мифотворчестве переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу делается в соответствии с двумя основными принципами:
Первый — принцип антропоморфизма. Он состоит в том, что все в мире уподобляется человеку, мыслится по «образу и подобию» человека. Антропоморфизация вещей природы ведет к их одухотворению, к вере в то, что у них, как и у человека, есть свои «души» (анимизм – вера в одушевление природных сил), которые представляются в виде духов (например, леший — дух леса).
Второй — закон сопричастности. Так исследователь первобытной культуры Л. Леви-Брюль назвал представление о существовании магической связи вещей («сопричастия»), в силу которой воздействие на какую-то вещь передается «сопричастным» с ней другим вещам. Чаще всего выводы о сопричастии вещей опираются на их внешнее сходство, аналогию. Например, во всех первобытных культурах изображение человека считается находящимся в мистической связи с оригиналом, а потому манипуляции с изображением оказывают воздействие на оригинал.
Эти принципы определяют своеобразную логику мифологического мышления.
Мифы в современной культуре.
Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свойственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.
В современной культуре имеют хождение мифы различного вида.
«Старые» мифы — дожившие до наших дней «преданья старины глубокой», рассказы о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Хотя они рассматриваются как суеверия, многие относятся к ним вполне серьезно.
«Новые» мифы. Это так называемые паранаучные (т. е. околонаучные) мифы: о летающих тарелках, о пришельцах, о снежном человеке и т. п. В отличие от «старых» мифов, которые имеют «донаучный» характер, «новые» мифы расцветают в условиях развитой науки. Они обычно воспринимаются как «загадочные» явления, которые не укладываются в существующую систему научного знания.
К «новым» мифам относятся и «обновленные» мифы. В них старые верования облекаются в новые одежды. Это астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях.