Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология"
Мифологемы. Это мифы, которые обычно воспринимаются как суждения здравого смысла. Это стереотипные представления, которые кажутся настолько само собой разумеющимися, что их необоснованность просто не замечается. К мифологемам принадлежат, например, многие народные пословицы («Бьет — значит любит» и т. п.), а также утверждения типа: «Высокий лоб — свидетельство большого ума»; «Все дети талантливы»; также этнокультурные стереотипы: «Итальянцы страстны», «Евреи умные и хитрые», «Русский человек талантлив и простодушен». Множество мифологем внедряет в умы людей реклама.
Идеологические мифы. Они отчасти складываются стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. В XX в. такие мифы приобретают особенно большое значение в жизни общества. Например, национальные мифы, возвеличивающие «славное прошлое» народа и тем самым способствующие его сплочению. Но большинство идеологических мифов умирает вместе с породившей их идеологией.
Постоянное существование мифологических верований в культуре объясняется тем, что мифы выполняют специфические социокультурные функции, побуждающие людей верить в них.
1) Функция стереотипизации. Вследствие своей наглядности, эмоциональной насыщенности мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами — упрощенными стандартами, образцами, по которым строится мышление и поведение людей. Основанная на вере в миф, стереотипизация мнений и суждений способствует распространению единомыслия и подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Это облегчает руководство массами.
2) Функция компенсации. Мифологический вымысел позволяет людям в какой-то мере компенсировать недостаток знаний, объяснить непонятное и включить его в имеющуюся у них систему представлений о мире. Миф дает такую компенсацию малообразованным людям. Миф — мятеж против рационально обоснованных способов действий.
3) Функция символизации. Народная фантазия, создающая мифы, в иррациональных, неявных формах улавливает какие-то характеристики действительности, которые не могут быть выражены в явном виде и потому получают лишь символическое — косвенное, метафорическое воплощение.
Мифология — это не просто сумма верований. Люди, верящие в миф, живут и действуют так, как того требует миф. А это значит, что вера в миф стимулирует поведение, соответствующее этому мифу. Мифологические вымыслы могут найти подтверждение в действительности, потому что люди сами создают им подтверждения.
КУЛЬТУРА и
РЕЛИГИЯ — проблема соотношения двух
сторон деятельности человечества.
КУЛЬТУРА в широком значении этого понятия
может быть определена как динамичная
система достижений человечества в познании,
освоении и преобразовании мира.
Она включает навыки и способы социальной
организации в самых различных областях
человеческой практики — от материального
производства до утонченных образов искусства,
философских и теологических концепций,
соответствующие знаковые системы, умение
пользоваться ими и их совершенствовать.
РЕЛИГИЯ является особым типом духовно-практической
деятельности, в ходе которой познание
и практическое освоение мира осуществляются
способом, основанным на представлении
о решающем влиянии потусторонних сил
(связей и отношений) на повседневную жизнь
людей.
Ряд достижений человека в освоении мира
первоначально закреплялся в рамках РЕЛИГИИ;
нравственно-религиозные заповеди, духовные
знания, передача от поколения к поколению
в религиозно-мифологической (сакральной) форме опыта рода и племени,
система табу, регулировавших повседневные
отношения людей архаического общества.
Некоторые виды и жанры архитектуры и
искусства в прошлом были тесно связаны
с РЕЛИГИЕЙ; эта связь сохраняется и в
настоящее время (Искусство религиозное).
В рамках религиозного миропонимания
складывались и развивались философские
концепции Древнего Востока, сохраняющие
влияние до настоящего времени.
Всё это дает основание отнести процессы
религиозного характера к сфере КУЛЬТУРЫ.
В тех случаях, когда религиозно-церковная
регламентация КУЛЬТУРЫ господствовала
в обществе, знания и способы организации
людей, противоречившие ей, ограничивались
церковно-религиозными авторитетами.
РЕЛИГИЯ оказывала сопротивление многим
направлениям познания, особенно материалистической
философии и научным школам, способствовавшим
формированию и обоснованию атеистических идей
Появление неортодоксальных религиозных
учений также встречало сопротивление
религиозных традиционалистов и формирование
и распространение новой мировоззренческой
парадигмы.
Сопротивление католической церкви Реформации в Европе (Контрреформация), негативное отношение христианских богосло
Фундаменталистские убеждения, особенно
в странах Востока, вносят своеобразие
в процессы модернизации обществ, в которых
сохранилось традиционное влияние религии.
Согласно православной концепци
Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)".
Виды культур:
1.Этническая культура определяется как совокупность культурных
элементов и структур, обладающей спецификой
и выполняющих некую функцию, связанную
с деятельностью людей. Это дописьменная
культура, для которой характерна обособленность
и самодостаточность. Она лишена авторства.
Этническая культура вырабатывается с
помощью символов прошлого(мифы, легенды,
святыни). В современном мире – это субкультуры
современных культур, для которых характерен
язык, философия и наука.
2.Национальная культура – объединяет людей, живущих на больших
территориях и необязательно связанных
кровно-родственными отношениями. Это
писменная культура, творцами явл. Грамотное
меньшинство. Ценности лежат в духовной
сфере. Формирование наций стало возможным
в эпоху капитализма. Своеобразие культур
проявл в языке, исскустве и тд. А в мат.
– особенности ведения хоз – ва.
3.Локальные культуры – культуры, развитые на отдельно взятых
территориях и малосвязанными с оседями.
Это культуры Азии , Африки, Америки. Их
осталось мало.
4. Специфические культуры – стоящие особняком и обладающими способностями.
Не имеют универсальных черт, характерных
для большинства культур. Это культуры
стран тропической Африки.
5. Серединные культуры – тесносвязанные с окружающими, содержащие
их черты. Они формируются в результате
синтеза культур народов. Совместно проживающих
в пределах географических районов. Основой
данной культуры – культура какого-либо
района или религии.
В 20 м веке произошло разделение на элитарную
и массовую культуру:
6. Элитарная – культура, создаваемая элитой общества.
Утонченная часть общества, в плане искусства.
Уровень образования постепенно повышается,
поэтому круг потребителей этой культуры
растет. В связи с повышением уровня культуры,
элитарная культура может становится
массовой.
7. Массовая - Появилась в 20м веке с развитием СМИ,
которые явмлись распространителем массовой
культуры. Уровень массовой культуры –
ниже. Она подстраивается под интересы
Маас, но и формирует их вкусы.Для того,
чтобы культура приняла массовый характер,
ее продукты должны быть стандартизированы
под уровень восприятия широкой аудитории
и обладать доступной формой для потребления.
Она не связана с нац. и классовыми особенностями.
Понятна и доступна всем возрастам, слоям
, независимо от уровня образования.
В XIX веке появились теории
локальных культурно-
Одна из первых теорий
культурно-исторических типов была
разработана русским социологом
Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов, каждый
из которых объединяется близостью языка,
осознанием общности своей судьбы и проходит
ряд фаз - от бессознательного периода
через государственное становление и
расцвет цивилизации к упадку.
Славянский тип культуры, будучи наиболее
перспективным, и призванный осуществить
руководство всемирно - историческим процессом,
объединяет различные виды деятельности
(а в каждом культурном типе преобладают
различные типы деятельности: религиозная
- в еврейском, политическая - в римском
и т.д.).
Другой вариант
теории предложен О. Шпенглером, который выделил 8 культур: египетскую,
индийскую, вавилонскую, китайскую, апполоновскую
(греко-римскую), магическую (византийско-арабскую),
фаустовскую (западно-европейскую), майя,
и предсказал возникновение русско-сибирской.
Каждая культура существует около 1000 лет
и умирая превращается в цивилизацию.
Наиболее развернутый
и обоснованный вариант теории культурно-исторических
типов представлен в концепции
А.Дж. Тойнби. По его мнению, культура имеет своеобразную
систему ценностей, вокруг которых складывается
повседневная жизнь - от самых грубых ее
проявлений до высоких взлетов творческой
фантазии.
Каждая культура проходит стадии возникновения,
расцвета, надлома и заката. «Возникновение
и рост» происходят за счет энергии «жизненного
порыва», а надлом, упадок, разложение
связаны с «истощением жизненных сил».
Но не всем цивилизациям суждено пройти
свой исторический путь от начала до конца,
некоторые из них, не успев расцвести,
погибают, иные останавливаются в своем
развитии.
К историческим факторам культурного
процесса А.Дж. Тойнби относил «закон вызова
и ответа». Само возникновение цивилизации,
а также ее дальнейший прогресс определяются
способностью людей дать адекватный ответ
на вызов исторической ситуации. Если
нужный ответ не найден, в социальном организме
возникают аномалии, которые накапливаясь
приводят к «надлому», а затем и к упадку.
Выработка адекватной реакции на вызов
исторической ситуации принадлежит «творческому
меньшинству», элите, которая выдвигает
новые идеи и самоотверженно проводит
их в жизнь, увлекая за собой остальных.
Концепция – это основная мысль, система взглядов, определённый способ понимания феномена культуры. Близкие, родственные, похожие концепции образуют школы. Школа – это направление в культурологической науке, объединённое единством основных взглядов, общностью или преемственностью методов и принципов в исследовании природы культуры, её места, роли и значения в жизни человека и общества.
Формационная. Основоположниками этого направления в изучении культуры являются Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). У них нет трудов, целиком посвященных культурологической проблематике, однако марксистская доктрина – это развернутая культурологическая теория, изложенная с привлечением понятий социальной философии, политэкономии, социологии и истории. Культура в рамках этого подхода понимается не как личностная черта индивида,появившаяся в результате воспитания, а как особого рода объективная реальность,
возникшая в процессе человеческой практики. Развитие культуры имеет поступательный характер, и ей свойственны определенные объективные закономерности.
Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества.
Цивилизационная школа культурологии ( Циклическая)
Основоположниками этого направления стали выдающиеся русские мыслители XIX в. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – естествоиспытатель, социолог и публицист; Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) – писатель, публицист и литературный критик. Позднее данное направление на Западе успешно развивали крупнейшие ученые: Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, теоретик культуры; Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) – английский историк, философ, дипломат, общественный деятель; Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – русско-американский социолог и культуролог и др.