Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка
1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.
Представители: Джордани Бруно, Кардана (врач, математик), Николо МакКнавели
28 Искусство итальянского
Возрождения как отражение
Из-за переходного
характера эпохи Возрождения
хронологические рамки этого
исторического периода
Признаки: гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности
хронология : Проторенессанс (дученто и треченто – XII-XIII – XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв.).
Итальянское Возрождение
представляет собой не одно
общеитальянское движение, а ряд
либо одновременных, либо
Почему в культуре и
эстетике Возрождения присутствовала
такая четкая ориентация на человека?
С социологической точки зрения
причиной независимости человека, его
растущего самоутверждения
Новое нарождающееся мироощущение
человека нуждалось в мировоззренческой
опоре. Эпоха Возрождения — это
обращение к античности. Но вся
культура этого периода лишний раз
доказывает, что Возрождения в
чистом виде, Возрождения как такового
не бывает. Бог становится ближе
к человеку. Он мыслится пантеистически
(бог слит с миром, он одухотворяет
мир). Поэтому-то мир и влечет человека.
Постижение человеком мира, наполненного
божественной красотой, становится одной
из главных мировоззренческих
Наилучшим способом постижения
Божественной красоты, растворенной в
мире, справедливо признается работа
человеческих чувств. Поэтому возникает
такой пристальный интерес к
визуальному восприятию, отсюда –
расцвет пространственных видов
искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.).
Ведь именно эти искусства, по убеждению
деятелей Возрождения, позволяет более
точно запечатлеть Божественную
красоту. Поэтому культура Возрождения
носит отчетливый художественный характер.
Противоречивость культуры Возрождения:
радость самоутверждения и
29 Специфика Северного Возрождения.
Сев.Возр.распространяется на страны севернее Альп (Германия, Англия, Франция, Недерланды и др.) Возникло под влиянием Итальянского Возр.
Черты:
Представители: Эразм Роттердамский (Нидерланды)
Иоган Рейтхлин, Ульрих фон Гуттен (Германия)
Томас Мор (Англия)
30 Реформация как культурное явление. Новая протестантская этика.
Реформация – широкое
Начало реформ-ции связывают с именем Мартина Лютера – нем.священника, кот.31.10.1917г.на дверях своей церкви в Виттенберге, прибил 95 тезисов, направл.на реформу католич.церкви . Основная суть – возращ-е к начальному католицизму.
Основные положения:
Новые ценности:
Наградой за такой труд явл.Божье внимание в виде заработ.денег. деньги, зараб.честным трудом – божий знак милость. Против бродяг примен-ся принудит.работа
31 Культура XVII века: своеобразие эпохи и новый тип ментальности.
17в. – век безбожья: одни ценности
уходили в прошлое, другие
17в. – фейерверк научных
Основн.черты:
32 Проблема мировосприятия в культуре барокко.
Барокко - характеристика европейской
культуры XVII—XVIII веков, центром которой
была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках
в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции
В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе
Возрождения, был известным возвратом
к дуализму средневекового религиозного
сознания. Снова мир воспринимается
в противопоставлении материального
и духовного, природного и божественного,
эмоционального и рационального. В
результате возникают размышления
о первичности того или иного
начала, о господстве одного над
другим. В итоге в философии
разгорается противоборство диаметрально
противоположных философских
материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в
методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете,
развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию
антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.
Таким образом, идеология признает
существование антагонизмов (противоречий),
но считает государство и церковь
силами, примиряющими конфликты жизни,
придающими ей единство. Первоначально
философия стремится найти
Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;
Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;
Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;
Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад - самоценных завершенных жизненных организмов.
Идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости,
истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для
умонастроения эпохи.
33 Тематизация культуры
в Новое время: концепции
Для понимания человека и к-ры в Новое время было харак-но переосмысл-ие роли культурной традиции, больш-во философов отрицали традицию, т.к.считали, что она мешает человеку самостоятельно искать истину. Декарт рассматривал традицию как предрассудки. Утверждает, что разум дан чел-ку от природы, и потому же развив.на основе тех объективных законов, что и все.Задача: открыть объективные законы и найти метод управления разумом.На пути постижения законов стоит чувственно-эмоциональная сфера.Задача: минимализировать эту сферу, и тогда чел-к вооружится знанием и методом руковод-ся разумом, и даже находясь в пустыне сможет до всего дойти сам.
Основные положения теории Декарта:
34 Анализ культуры в философии Джамбаттиста Вико.
Делит все науки на естественные и гуманитарные, предпочтение отдавая гуманитарным, поскольку чел. может познать до конца лишь то, что сделано его руками.
На 1м месте гум.наук – история: «Историю творят люди!» Есть история естественная и идеальная, суть кот. - логика развития событий. Логику предопределяет высший разум.
Вико вводит свою периодтизацию истории:
У истоков чел.истории стоит религия.
Колоссальная щаслуга Вико состоит в том, что он одним из первых говорит об общественно-историч.сущности чел-ка, т.е.человек меняется в зависимости от эпохи и обстоятельств, в кот.он живет. Человек выступает субъектом (сам творит историю) и объектом (явл-ся продуктом истории).
Вико вводит понятие «гражданские вещи», что имеет искусственное происхождение (идея, предмет). Гражд.вещи постоянно обновляются, а вместе с ними и человек.
Вико одним из первых критикует Европоцентризм.
Общая человеч.к-ра не значит единообразие. Оценивать к-ры надо исходя из времени и места.
35 Культура эпохи Просвещения:
понятие, новая система
Идеи Просвещения зарождаются на английской почве в 17в. Представители: Джон Локк, Томас Гоббс...
Классич.вариант зародился во Франции.
Просвещение – широкое общ.-политич.
Черты:
Представители: Руссо, Дидро, Гольбах, Монтескье, Гильвецкий, Депанбер и др.
36 Анализ культуры Ж.-Ж. Руссо.
Руссо однозначно признает идею прогресса, однако подчеркивает его неоднозначный хар-р.
Черты прогресса: