Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка
1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.
Принципиальная смена
Стоики:
«Все вещи можно разделить на 2 группы: те,что зависят, и те, что не зависят от мнения. Поэтому полагаться надо на то, что можно изменить»
Апатия – принятие всего спокойно, главное – выстоять, сохранение спокойствия в экстремальных условиях.
Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.
Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии.
Эпикурийцы:
Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.
В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
21 Культура Древнего Рима. Развитие ценностно-смыслового наполнения античности.
В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:
Культура Древнего Рима связана
с завершением истории
Для мировосприятия римлянина
раннего периода были характерны
ощущение себя как свободного гражданина,
сознательно выбирающего и
Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.
Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.
В средние века принципиально меняется
отношение к человеку , кот.больше
не рассматривается как
В ср.века формир-ся новый тип мышления – ЭКЗОГЕТИКА – когда всякая новая идея должна быть подкреплена священным писанием.
В ср.века формир-ся учение о божественном Логосе (знание), коим является Сын Божий, присланный в этот мир чтобы открыть людям божественную истину. Культурность понимается не как разносторонние знания, а как глубокая искренняя вера. В противостоянии знаний и веры приоритет отдается вере.
Таким образом, в средние века к-ра рассмативается как продукт божественного творения.
Синтез античной к-ры и к-ры варварских племен, колонизировавших Европу в этот период.
От античности средн-вье взяло высокоразвитый язык (латынь), величайшее искусство и науку, религию (христ-во), кот.сумела объединить пестрые кочевые племена. От варварских племен христианская к-ра взяла жизн.энергию, волю, целеустремленность.
Материальной основой
Соц.стр-ра средневековья была представлена 3мя основными слоями:
Отличительные черты:
Период трагического перехода от античности к средневековью. Христ-во медленно входило в мир варварского бытия. Варвары несли своеобразное видение и ощущения мира, основанное на родовых связях человека и общности, а также челов-ой неотделимости от природы. В процессе становления среднев.к-ры важнейшей задачей было разрушение «силового мышления» варварского сознания, уничтожение древних корней языч.культа силы.
Конец 6-нач.7в.- против языч.мудрости выступила церковь.
Созданы первые письменные «истории»
варваров. В целом для средневековья
характерен прогресс в развитии к-ры,
несмотря на войны, набеги, захваты
территорий, кот.замедляли культурное
развитие. Упразднение рабства
Многие города освобождаются от власти духовных или светских феодалов. Рост населения сопровожд-ся нехваткой продовольствия и земель, что вызвало крестовые походы, кот.способствовали знакомству с Восточной мусульманской к-рой. Церковь, достигнув пика могущ-ва в борьбе с гос-вом, стала постепенно терять позиции в борьбе с королевской властью. К 13веку начинает рузрушаться натуральное хоз-во, в результате разв-ия товарно-денеж.отношений. Ослабляется личная зависимость крестьян.
Прекращ-ся личная зависимость крестьянв в развитии денежного хоз-ва в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общ-во. Ослабевает и влияние христ-ва на сознание. Появление рыцарской и городской лит-ры, музыки, искусства разрушало основы средневек.к-ры. Постепенно чтала расширятся соц.стр-ра средневек.общ-ва. Возникает новый класс - буржуазия
25 Представление о к-ре в эпоху Возрождения
Культура обращена не в прошлое, не к традиции, нависающей над настоящим. Ее основание, фундамент — творческая, созидательная активность человека, ведущая к личному совершенству (отсюда «культурность» как его признак). Какими бы сакральными причинами ни объясняли гуманисты (они были людьми верующими) возникновение «специфически человеческого», т. е. культуры, она остается продуктом человеческой деятельности. Принципиальной позицией Ренессанса был постоянный «огляд» на античность и первые века христианства. Античность (или то, что под ней понимал Ренессанс) создавалась гуманистами — и как реализация образца, и как контролируемая «перспективным», «предвосхищающим» мышлением деятельность вполне посюсторонних, «историчных» творцов.В эпоху Возрождения и стало возможно понимание культуры как «опредмеченной», фиксируется в «культурных фактах» творческой деятельности человечества. Именно отсюда проистекало отсутствовавшее доселе противопоставление «культурного» (а не просто «искусственного») и «природного», вообще различение человеческого и природного как разных субстанций.
26 Возрождение как тип культуры.
Возрождение – конец 13 – 16век
Термин «Возр-ие» был дан
Основные черты:
1) Городская элит.к-ра, творцами
и потребителями кот.были
2) Антропоцентризм – к-ра, воспевающ.чел-ка
как венец божеств.творения, при
этом глав.кач-ва человека
3) Диалогичность. К-ра Возр. –
диалог двух
4) Возрожд-е лучших идеалов и ценностей Античности на новой почве
5) Гуманизм – новое
27 Ренессансный гуманизм: этапы развития и основные представители.
Причины возникн-ия гуманизма:
Этапы развития гум-ма:
Идетвыработка новой гуманист.программы, у истоков кот.стоит Франческо Петрарка. Он возраждает античный тезис: «Познай самого себя!». Считал, что главной чертой человека явл-ся спос-сть к познанию, данная от Бога. Подчеркивает особую роль поэзии, поскольку через поэта с людьми говорит Бог.
Впервые Петрарка по-новому определ-ет достоинства чел-ка, утверждая, что оно определ-ся не происхожд-ем, не должностью, а теми делами, кот.остаются после нас.
Современником был Данте Альгьери.
Образование не самоцель, а инструмент самосоверш-ия.
Общ.интерес не противоречит личному, а должен совпадать с ним в здоровом обществе.
Центром возрожд.культ-ры и гум-ма становится Флоренция, где правит сем-во Медичей. Под эгидой Казима Медича в 50е гг.во Флоренции создана Платоновская академия, где интеллектуалы собирались и обсуждали новые идеи, произв-ия искусства.
Пико делла Мирандола: в 24 года пишет свое эссе о достоинстве чел-ка, в кот.по-новому трактует библейское предание о створении чел-ка: Сотворив ч-ка, Бог не дал ему лица и сказал: «Адам, все в твоей власти! Или ты останешься на уровне этих тварей или возвысишься до моего уровня и подобия!»
Лоренцо Валла: развивает эпикурейскую этику: «Чел-к сущ-во и духовное, и физич-ое, и ему требуется наслаждение и дух-ое, и физическое, а целью и наградой чел.деят-ти явл-ся наслаждение. Но наслажд-е должно быть в меру. Бог заслуживает почетания, поскольку явл-ся источником всех благ на земле.
Гум-зм перерастает в матурфилософию, кот.полагается только на опыт и наукку на пути постиж-я истины. Натурфилософия отрицает религию и церковь, кот.рассматривает как убежище для неразумных.