Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 114.35 Кб (Скачать)

Принципиальная смена мировоззрения. На смену гражданскому пафосу приходит погруженный во внутр.мир, семью, профессию. Новое мировоззрение было представлено 2мя философскими школами: Стоиков и Эпикурийцев.

Стоики:

«Все вещи можно разделить на 2 группы: те,что зависят, и те, что  не зависят от мнения. Поэтому полагаться надо на то, что можно изменить»

Апатия – принятие всего спокойно, главное – выстоять, сохранение спокойствия в экстремальных  условиях.

Все грехи и безнравственные  поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого  счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед  какой силой. 

Цель человека заключается в  том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии.

Эпикурийцы:

Эпикурейская философия, в особенности  философия самого Эпикура, не имеет  конечной целью нахождение теоретической  истины, она не ставит перед собой  задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы  считали, что для счастливой жизни  человеку необходимо:

  • отсутствие телесного страдания;
  • невозмутимость души (атараксия);
  • дружба.

Главный интерес  для эпикурейцев представляет чувственный  мир, поэтому их основной этический  принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие  от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

 

21 Культура Древнего  Рима. Развитие ценностно-смыслового  наполнения античности.

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три  крупных периода:

  1. монархия — 753 — 509 гг. до н. э.; 
  2. республика — 509 — 29 гг. до н. э.; 
  3. империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Культура Древнего Рима связана  с завершением истории античного  общества. Она продолжала эллинистическую  традицию и в то же время выступала  как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина  раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов  над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости  и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей  трезвостью и практичностью.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне  внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

  • Развитие архитектуры и скульптурной портретистики. Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.
  • Развитие философии (Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия) Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.
  • Развитие науки. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален;  в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. 
  • Гладиаторские бои – один из способов, как провести свободное время.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

 

  1. Понимание культуры в Средние века.

В средние века принципиально меняется отношение к человеку , кот.больше не рассматривается как самостоятельная  творч.личность. Человек – только инструмент в руках Господа. Его  задача – понять божеств.промысел и  максимально точно его реализовать.

В ср.века формир-ся новый тип мышления – ЭКЗОГЕТИКА – когда всякая новая идея должна быть подкреплена  священным писанием.

В ср.века формир-ся учение о божественном Логосе (знание), коим является Сын Божий, присланный в этот мир чтобы открыть  людям божественную истину. Культурность понимается не как разносторонние знания, а как глубокая искренняя вера. В противостоянии знаний и веры приоритет  отдается вере.

Таким образом, в средние века к-ра рассмативается как продукт божественного  творения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Средневековье как новый тип культуры.

Синтез античной к-ры и к-ры варварских племен, колонизировавших Европу в  этот период.

От античности средн-вье взяло  высокоразвитый язык (латынь), величайшее искусство и науку, религию (христ-во), кот.сумела объединить пестрые кочевые  племена. От варварских племен христианская к-ра взяла жизн.энергию, волю, целеустремленность.

Материальной основой средневековья  были феод.отношения и сельская община германского типа.

Соц.стр-ра средневековья была представлена 3мя основными слоями:

  1. Духовенство, в задачу кот.входила забота о душах паства, выработка и распростр-ие нового мировоззрения
  2. Аристократия, дворянство (рыцари); ф-ция – управление, защита, военное дело.
  3. Народ (95% - крестьяне, 5%-горожане)

Отличительные черты:

  1. Теоцентризм – в центре всего Бог, единственная ценность
  2. Дуализм – предполагает разделения на земное и телесное, на телесное и духовное.
  3. На смену греческому атлету приходит средневековый аскет (чел, кот.во всем себя ограничивает), главн.задача кот. – спасение души через крайнюю аскезу
  4. Традиционализм – установка на проверенный опыт, а все новоевоспринимается как проявление гордыни
  5. Рефлексивность – постоянный внутр.самоанализ, что проявлялось в христианском культе исповеди и покаяния
  6. Символич.хар-р. И свою символику к-ра берет из храма
  7. Историзм
  8. книжность

 

  1. Этапы развития средневековой культуры: формирование нового типа мышления.
  2. Раннее 5-11вв.

Период трагического перехода от античности к средневековью. Христ-во медленно входило в мир варварского  бытия. Варвары несли своеобразное видение и ощущения мира, основанное на родовых связях человека и общности, а также челов-ой неотделимости  от природы. В процессе становления  среднев.к-ры важнейшей задачей было разрушение «силового мышления»  варварского сознания, уничтожение  древних корней языч.культа силы.

Конец 6-нач.7в.- против языч.мудрости выступила  церковь.

Созданы первые письменные «истории»  варваров. В целом для средневековья  характерен прогресс в развитии к-ры, несмотря на войны, набеги, захваты  территорий, кот.замедляли культурное развитие. Упразднение рабства способствовало развитию технол.изобретений.

  1. Классическое 12-13вв

Многие города освобождаются от власти духовных или светских феодалов. Рост населения сопровожд-ся нехваткой  продовольствия и земель, что вызвало  крестовые походы, кот.способствовали знакомству с Восточной мусульманской  к-рой. Церковь, достигнув пика могущ-ва в борьбе с гос-вом, стала постепенно терять позиции в борьбе с королевской  властью. К 13веку начинает рузрушаться  натуральное хоз-во, в результате разв-ия товарно-денеж.отношений. Ослабляется  личная зависимость крестьян.

  1. Позднее 14-15вв

Прекращ-ся личная зависимость крестьянв  в развитии денежного хоз-ва в  деревне. Происходит ослабление влияния  церкви на общ-во. Ослабевает и влияние  христ-ва на сознание. Появление рыцарской  и городской лит-ры, музыки, искусства  разрушало основы средневек.к-ры. Постепенно чтала расширятся соц.стр-ра средневек.общ-ва. Возникает новый класс - буржуазия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Представление о к-ре  в эпоху Возрождения

Культура обращена не в  прошлое, не к традиции, нависающей над настоящим. Ее основание, фундамент  — творческая, созидательная активность человека, ведущая к личному совершенству (отсюда «культурность» как его признак). Какими бы сакральными причинами  ни объясняли гуманисты (они были людьми верующими) возникновение «специфически  человеческого», т. е. культуры, она  остается продуктом человеческой деятельности. Принципиальной позицией Ренессанса был постоянный «огляд» на античность и первые века христианства. Античность (или то, что под ней понимал Ренессанс) создавалась гуманистами — и как реализация образца, и как контролируемая «перспективным», «предвосхищающим» мышлением деятельность вполне посюсторонних, «историчных» творцов.В эпоху Возрождения и стало возможно понимание культуры как «опредмеченной», фиксируется в «культурных фактах» творческой деятельности человечества. Именно отсюда проистекало отсутствовавшее доселе противопоставление «культурного» (а не просто «искусственного») и «природного», вообще различение человеческого и природного как разных субстанций.

 

26 Возрождение как тип  культуры.

Возрождение – конец 13 – 16век

  1. Проторенессанс (к.13-14вв)
  2. Раннее Возрождение (15в)
  3. Высокое Возрождение (посл.десятил.15-30ые 16в)
  4. Позднее Возр. (конец 16в)

Термин «Возр-ие» был дан историком  иск-ва Джорджо Вазари в 16веке.

Основные черты:

1) Городская элит.к-ра, творцами  и потребителями кот.были высокообраз.люди, как правило аристократического  происхож-ия

2) Антропоцентризм – к-ра, воспевающ.чел-ка  как венец божеств.творения, при  этом глав.кач-ва человека являли  способность к познанию и способность  к твор-ву, причем эти кач-ва  даны чел-ку от Бога – «Божий  дар»

3) Диалогичность. К-ра Возр. –  диалог двух противоположностей: культ.средних веков и к-ры  античности

4) Возрожд-е лучших идеалов и  ценностей Античности на новой  почве

5) Гуманизм – новое мировоззрение,  в центре кот.человек как природное  и соц.сущ-во

 

 

 

27 Ренессансный гуманизм: этапы развития и основные представители.

Причины возникн-ия гуманизма:

  1. Кризис феод.идеологии
  2. Неприятие монополии церкви
  3. Развитие науки (прежде всего – естественной)

Этапы развития гум-ма:

  1. Ранний – 30е-90е гг.14в.

Идетвыработка новой гуманист.программы, у истоков кот.стоит Франческо  Петрарка. Он возраждает античный тезис: «Познай самого себя!». Считал, что  главной чертой человека явл-ся спос-сть  к познанию, данная от Бога. Подчеркивает особую роль поэзии, поскольку через  поэта с людьми говорит Бог.

Впервые Петрарка по-новому определ-ет достоинства чел-ка, утверждая, что  оно определ-ся не происхожд-ем, не должностью, а теми делами, кот.остаются после  нас.

Современником был Данте Альгьери.

Образование не самоцель, а инструмент самосоверш-ия.

Общ.интерес не противоречит личному, а должен совпадать с ним в  здоровом обществе.

  1. Высокий Гуманизм (Расцвет Г.) – 15в.

Центром возрожд.культ-ры и гум-ма становится Флоренция, где правит сем-во Медичей. Под эгидой Казима Медича в 50е гг.во Флоренции создана Платоновская академия, где интеллектуалы собирались и обсуждали новые идеи, произв-ия искусства.

Пико делла Мирандола: в 24 года пишет  свое эссе о достоинстве чел-ка, в  кот.по-новому трактует библейское предание о створении чел-ка: Сотворив ч-ка, Бог не дал ему лица и сказал: «Адам, все в твоей власти! Или  ты останешься на уровне этих тварей или  возвысишься до моего уровня и  подобия!»

Лоренцо Валла: развивает эпикурейскую этику: «Чел-к сущ-во и духовное, и  физич-ое, и ему требуется наслаждение  и дух-ое, и физическое, а целью  и наградой чел.деят-ти явл-ся наслаждение. Но наслажд-е должно быть в меру. Бог заслуживает почетания, поскольку  явл-ся источником всех благ на земле.

  1. Поздний гум-зм (Кризис) – 30е гг.16в

Гум-зм перерастает в матурфилософию, кот.полагается только на опыт и наукку на пути постиж-я истины. Натурфилософия отрицает религию и церковь, кот.рассматривает  как убежище для неразумных.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"