Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка
1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.
8. «Бегство от мира»
как высшая жизненная цель.
9.. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.
Петерин Сорокин – русско-америк.социолог и философ. В 1922г.по приказу Ленина был выслан из России по подписке о невыезде.
Под к-рой С.понимает большую с-му, состоящую из:
Язык мораль религия
Искусство техника экономика и др.
Большие с-мы, имеющие сходную с-му
ценностей и мировоззр-я С.
Сорокин явл-я сторонником эволюц.
С.выделяет 3 осн.типа к-р:
1) идеационный (5-12в) – к-ры
в центре кот. Бог – единств.
2) промежуточный (13-15в. Раннее Возрождение) (идеалистич.) – ценности этой культуры и на земле, и на небе. Герои – и Боги, и люди, но в своих самых лучших проявлениях.
3) чувственный (сенситивный. 16в-...)
– ценности исключит-но на
земле. Герои – простые люди.
Задача – помочь чел-ку
Культура переживает кризис, кот.вызван тем, что было потеряно божественное. Человек начинает рассматриваться чисто функционально как деталь организма.
Сорокин считал, что эта К.обречена
на смерть и придет другая, построеная
на принципах гуманизма и
Теория «осевого времени» К.Ясперса.
В качестве критерия типологизации Ясперс берет человека и утверждает, что в середине перв.тыс.до н.э.в трех культ.очагах (Китай, Индия, Греция) появл-ся человек нового типа , кот.мыслит такими же критериями, как и современный человек, впервые дистанцирует себя из природы и задумывается над смыслом жизни.
«Осевое время» - время форм-ия философии. С культорологич.точки зрения , «Осевое время» - это начало истории, т.к.вне сознания себя человеком – это еще доистория.
Вначале «Ос.Вр.» пространственно ограничено. Однако постепенно начин-т распростран-ся на весь остальной мир. Все осевые к-ры имеют сходную стр-ру:
*субъект (человек) *менталитет *мировоззрение *соц.институты
Отлич-ся между собой теми связями, что устанавлив-ся между структ-ми элем-ми.Дух.переворот начинает элита общ-ва: жрецы, философы, правители, но постепенно вовлек.широкие массы насел-я. В центре всех осевых к-р начин-ся человек, осознающий свою уникальность с одной стороны, и понимающий свои пределы с другой.
Черты:
1) Самый древний тип к-ры,
но с другой стороны эта
к-ра присутствует рядом с
2) Мифологичность. Мифология не объясняла мир, она его просто отражала, кроме того, мифология выполняла в первоб.общ-ве ту же ф-цию, что и у нас Библия (регламентир.ф-ция)
3) Антропологизм –
4) Синкретизм (слитный, нерасчлененный)
– первоб.к-ра не была
Так же,как и мы, первобытн.люди оценивали всеЮ опираясь на 4 критерия:
*этический (добрый-злой)
*утилитарный (полезный-
Этапы развития:
А) Палеолит Б) Мезолит В) Неолит
В палеолите появл-ся человек, занимавш-ся охотой и собират-ом. Были найдены женские статуэтки с ярко-выраженными детородными органами.
В эпоху мезолита человек приручил собаку, появл-ся первое дистанционное оружие – лук и стрелы.
Неолит:переход к бронзовому веку. Неолитич.революция, при кот.происходит переход от присваивающего хоз-ва к производящему. Развитие земледелия и скотоводства, переход к оседлому образу жизни. Развив-ся первые ремесла: строит-во, гончарство, ткачество, прядение. Зарожд-ся наука. С\х требовало знаний по астрономии, медицине, математике.
Искусство стан-ся очень схематичным, когда человека и животных заменяют знаки. Складывалась гиктография.
Первые гос-ва возник.на рубеже 5-4в.до н.э.в долинах больших рек. Их жизненный ритм и формы существ-я полностью определились или зависели от этих рек. Соответственно, основными чертами характериз.Др.Цивил-ции были:
16 Культура Древнего Египта.
Периоды:
Эпоха создания единой египетской державы,
подвластной обожествляем.
Наивысший подъем Егопта, занимает ведущее
положение в восточном
Кризис, распад.
Черты:
Особенности к-ры:
При их стоит-ве применяли принцип золотого сечения, «магический квадрат», «священный треугольник»
17 Античность как тип культуры.
11в.до н.э. – 5в.н.э. (Время падения Рима)
Черты Ант.к-ры:
Вместо к-ры – пайдейя – воспитание, образов-е по образу прекрасного гармоничного космоса: истина, добро, красота.
Воспитание предполагало сложенную всесторонне развитую гармоничную личность. С-ма образ-я была осуществлена таким же образом.
Само слово к-ра появилось на рубеже 3-2в.до н.э.в труде римского публициста Марка Порция Катона: «Агрикультура» - возделывание , обработка земли. Цицирон перенес это определение на человека: возделывание, обработка души и разума.
Инструментом является философия.
В подходе к анализу искусств.
«Культура – результат деят-ти человека, но чел.действует не самостоят-но, он руководств-ся идеями, кот.заложены в человеке изначально.
19 Этапы развития античной
Античность - это культура древней Греции и Рима с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э. Ее можно разделить на три периода:
В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды:
Вторичная колонизация островов Эгейского моря и части Балканского п-ова. Процесс распада радоплеменных отношений у народов, называющих себя Эллинами. Начинается формирование послисной с-мы. Все находится в состоянии застоя.
В этот период складывается греческий эпос и мифология, формир-ся определенная картина мира, складыв-ся греческий алфавит на основе афинского без гласных. Окончательно формир-ся к 5в.до н.э.в кол-ве 24 букв.
2) Архаический период,(8-6 век до
нашей эры) –формирование
3) классический период (5-4 века до
н.э.) - расцвет рабовладельческого
общества ."Только рабство сделало
возможным в более крупном
масштабе разделение труда
4) эллинистический (конец IV–I
вв. до н.э.) – принципиальная смена
мировоззрения. На смену
Процветали точные, естественные и гуманитарные науки. В древней Греции возникли и развивались основные направления философии, блестящих успехов достигли изобразительное искусство, литература и другие области культуры. Греческий язык до сих пор широко применяется в научной терминологии.
20 Эллинизм как модификации античной культуры.
Эллинизм (сер-4.-1вв.до н.э.) - симбиоз классич.античности и традиций. На смену компактному обозримому полису приходит огромные многочисленные империи, в кот.человек теряется как песчинка.