Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:48, реферат

Описание работы

С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников – он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Поэзия ………………………………………………………………………5
2. Живопись………………………………………………………………….12
3. Театр и балет………………………………………………………………17
4. Меценатство………………………………………………………………19
5. Архитектура……………………………………………………………….20
6. Философия и общественная мысль………………...................................21
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Культурология.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

В области философии, в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно: русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.П. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Благодаря трудам B.C. Соловьева (1853—1900) широкая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям. B. C. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в России накануне 1917 году возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булгаков, постепенно развивавшие собственные теории.

Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи» - сборник статей о русской интеллигенции (1909), выпущенный группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, СЛ. Франк, М.О. Гершензон, А.С Изгоев, Б.А. Кистяковский). В книге дана развернутая критика идеологии и практических установок революционно настроенной интеллигенции - атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме - пролетариата), проанализирована социальная анатомия и историческая эволюция русской интеллигенции, ее отношений с народом и властью, роль и место в русском историческом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век. Начавшийся с творчества гениального А.С. Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. Это позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры которая приобрела всемирное значение.

В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60—80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.

Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, внимание к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

В произведениях Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены «Могучей кучки» в 50—60-х гг., а Чайковский - в последующие годы, создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла и стремление человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственно отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей и переживаний, на осмысление исторического процесса, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские художники считали своим гражданским долгом говорить людям правду и проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека и его места в обществе. Примером могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В, Перова, В. Серова и многих других. С картины А. Иванова «Явление Христа народу» в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы и надежды, непримиримость враждующих сил. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определяли важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. и начала XX в.

Развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, широкие связи русских ученых с западными свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX - начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как «серебряный век», представители которого сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы и выражения тончайших человеческих чувств.

Значение культуры «серебряного века» для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Культурология Кравченко А. И. Учебное пособие для вузов - 4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003- С.208-211
  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2000.- С 481-.488
  3. Культурология: учеб.пособие для студентов вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008. – С. 272-275
  4. Стихи / Сост. Ю.Л. Фрейдин – Пермь: Кн. Мзд-во, 1990 – 381с.

Информация о работе Серебряный век