Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:48, реферат
С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников – он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Поэзия ………………………………………………………………………5
2. Живопись………………………………………………………………….12
3. Театр и балет………………………………………………………………17
4. Меценатство………………………………………………………………19
5. Архитектура……………………………………………………………….20
6. Философия и общественная мысль………………...................................21
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………….26
Сильное влияние Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX в. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Специалисты полагают, что Врубель стоит у истоков практически всех авангардных поисков русского искусства XX в.
Наряду с Врубелем родоначальником русской живописи XX века признают также В.А. Серова (1865 - 1911). Прославившие его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» появились в конце 80-х годов, когда художнику едва исполнилось 20 лет. В них специалисты обнаруживают первое и наиболее сильное для национальной традиции выражение принципов импрессионизма. На рубеже веков Серов становится лучшим русским портретистом. Особый мир являют произведения «деревенского Серова» - этюды и картины с сельскими пейзажами и жанровыми сценками. Влияние Серова на русское искусство было очень значительным.
В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892 - 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. . Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание новой книжной графики, эстампа, театральной декорации. На смену намеренно предметной, практической живописи передвижников, где каждый жест, шаг, поворот социально заострены, направлены против чего-то и в защиту чего-то, приходит беспредметная живопись мирискусников, ориентированная на решение внутренних живописных, а не внешних социальных проблем.
Ориентация на традиции национальной художественной культуры XVIII — начала XIX века должна была, по мнению мирискусников, способствовать возрождению русского искусства. Художники объединения увлекались немецкой романтической литературой, модернистской живописью англичан, импрессионизмом французов. Члены объединения были желанными участниками ведущих европейских выставок. В выставочной деятельности объединения «Мир искусства» активное участие принимали выдающиеся художники XX столетия: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере,
К.А. Сомов, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, СВ. Чехонин, ДИ. Митрохин и др. С редакцией журнала «Мир искусства» сотрудничали Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов. С мирискусниками были связаны дружескими и деловыми отношениями многие видные поэты начала XX века - А. Белый, А.А. Блок, М.А. Кузмин, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Поддерживались контакты с деятелями театра и музыки Станиславским, Стравинским, Фокиным, Нижинским.
Вдохновитель и организатор «Мира искусства», художник, историк искусства и критик А.Н. Бенуа (1870—1960), создал стиль романтического историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусствоведческих трудах Бенуа впервые обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства, выступал против русского авангарда, участвовал в музейной работе (в 1918 году возглавил картинную галерею Эрмитажа). В 1926 году, разочаровавшись в революции, Бенуа обосновался в Париже.
Один из ярчайших представителей «Мира искусства» Л.С. Бакст (1866—1924) прославился как декоратор знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Он стилизовал в своих работах античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище. Руке Бакста принадлежало оформление «античных» спектаклей в Александрийском театре. В 1909—1914 годах Бакст оформил 12 спектаклей «Русских балетов» СП. Дягилева.
На рубеже XIX—XX вв. русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. В начале XX века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи. Теперь уже для того чтобы познакомиться с творчеством Пикассо и Матисса, приходится ехать в Россию, а не только в Лондон, Париж или Мадрид.
Русские еще продолжают осваивать французский фовизм, а вот немецкий экспрессионизм, в котором русская составляющая (В. Кандинский, А. Явленский, М. Веревкина - ядро мюнхенской группы «Синий всадник») играла ведущую роль, удивить их ничем не может. Постепенно моду в России начали задавать два европейских художественных течения - французский кубизм и итальянский футуризм. Однако у нас кубизм приобрел специфическое «абстрактное» звучание.
Заметным явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители — основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский (1866 - 1944). К.С. Малевич (1878 - 1935) - основоположник супрематизма («Черный квадрат»); супрематизм (от лат. supremus - наивысший). Разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы. П.Н. Филонов (1883—1941), отстаивавший принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к калейдоскопическому развертыванию композиций («Коровницым, «Формула петроградского пролетариата»); М.З. Шагал (1887 - 1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.
Не менее восторженный прием встретил в России итальянский футуризм, с пренебрежением отвергнутый в Париже и Мюнхене. Движение, получившее в России наименование «футуризм», было богаче и многообразнее того, что было представлено итальянским футуризмом. Не обремененные традициями кубизма и футуризма, как Франция и Италия, русские безудержно экспериментировали, добившись такого синтеза, который оказался не по силам даже парижанам. Русский синтез был прежде всего концептуальным. Он явился результатом творчества многочисленных группировок художников, объединившихся в петербургской ассоциации «Союз молодежи».
Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления
Театр и балет
Серебряный век - это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.
Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы - так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.
Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880-1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже - выступления артистов русского балета в 1909—1911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, АЛ. Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих.
Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птицам и «Петрушкам (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины.
В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская (1864-1910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия - пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка.
Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге. К концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX в. возникли белорусский и татарский театры.
Меценатство
Для серебряного века характерно еще одно явление - меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.
С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни. В 1843 году Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ю.Д. Самарин, поэт Ф.И.Тютчев и др. В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к СИ. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Здесь работали В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и многие другие, активно интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, керамическая мастерская М.А. Врубеля. Здесь при участии Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли.
Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С.Т. Морозов (1862-1905).
А.А. Бахрушин (1865-1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.
М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.
Архитектура
В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу»,- перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию. Архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, стал Ф.О. Шехтель (1859-1926). В процессе строения особняка 3. Морозовой на Спиридоновке (1893) Шехтель сотрудничает с Врубелем, который изготовляет панно, ставит на лестнице скульптурную группу, делает рисунки для витражей. Высшей точкой в шехтелевском творчестве и развитии особнякового строительства в русской архитектуре стал дом А. Рябушинского на Малой Никитской в Москве.
Философия и общественная мысль
«Серебряный век» отмечен творческими достижениями в области общественной мысли. Русские мыслители включились в активное обсуждение вопросов развития личности и общества, русской поземельной общины и капитализма, социального неравенства и бедности.
В конце XIX века картина общественной мысли в России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных направлений, идейных течений и научных школ. Так, наряду с шеллингианской философией (П. Чаадаев) , существовали также неокантианство (А. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгородцев, СЛ. Франк), географическая школа [Л. Мечников), марксизм {В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Роберти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тахтарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литература, научные монографии.
Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и , так называемую, субъективную социологию (Н. Михайловский, II. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).