Серебряный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:48, реферат

Описание работы

С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников – он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Поэзия ………………………………………………………………………5
2. Живопись………………………………………………………………….12
3. Театр и балет………………………………………………………………17
4. Меценатство………………………………………………………………19
5. Архитектура……………………………………………………………….20
6. Философия и общественная мысль………………...................................21
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Культурология.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

         Введение…………………………………………………………………….3

  1. Поэзия ………………………………………………………………………5
  2. Живопись………………………………………………………………….12
  3. Театр и балет………………………………………………………………17
  4. Меценатство………………………………………………………………19
  5. Архитектура……………………………………………………………….20
  6. Философия и общественная мысль………………...................................21

          Заключение………………………………………………………………...23

          Список использованных источников…………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». Понятие «серебряный век»  невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников – он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие. Это была эпоха пограничная, переходная, кризисная:  развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне

За короткий отрезок времени, рубеж XIX-XX веков, в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений. Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм»  - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Владимира Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) ,автор философии «всеединства», сделал вывод о том, что человечество может и должно перейти на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает «богочеловечество». Возвышенное и одухотворенное, оно станет сотворцом Бога и сможет участвовать в грандиозной задаче по совершенствованию мира.

В условиях противоречивых тенденций развития истории, многие художники объявили культ творчества, себя же  - предвестниками  близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэзия

 

          Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866—1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием - мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус,

А. Белый. Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно».

К. Бальмонт (1867—1942) был одним из лидеров литературы символизма. Он стал популярным после выхода в свет стихотворных сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя». Затем он отошел от ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и перешел в число художников, считавших себя рожденными «для звуков сладких и мотивов». Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранничества:

 

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин поэт.

В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880—1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик - символист, находящийся под сильным влиянием философии Владимира Соловьева.

 



                                        Не жди последнего ответа,

Его в сей жизни не найти.

                                            Но ясно чует слух поэта

Далекий гул в своем пути.

 

Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик». В дальнейшем в творчестве поэта усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905 - 1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, осмыслен «страшный мир» буржуазные отношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностью формы.

Лирика Блока - великое достояние русской национальной культуры.

Одним из инициаторов и организаторов символизма в России был В.Я. Брюсов (1873-1924), хотя его творчество вышло за рамки этого направления. Он писал: Где нет  тайности в чувстве, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

Им было выпущено 16 сборников стихов, но уже в пятом из них - «Граду и миру» запечатлена жизнь города, а в мощных и четких строфах предваряется Маяковский. Все последующие произведения Брюсова проводят тему созидательного труда. Творчество его исключительно разнообразно. Он поэт, романтик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы. Брюсов - автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы».

По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма, символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой, новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. acme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891—1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов. Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи. В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

                                      А.Ахматова

 

Я скажу это начерно, шепотом

Потому что еще не пора:

Достигается потом и опытом

Безотчетного неба игра.

И под временным небом чистилища

Забываем мы часто о том,

Что счастливое небохранилище -

Раздвижной и прижизненный дом.

              О. Мандельштам

 

Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» — таковы были декларации футуристов. Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг.

Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка.

Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885-1922), И. Северянина (1887-1941), В. Маяковского (1893-1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.

 Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) и языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Один из основоположников этого течения - В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое - свободно плавить славянские слова, - вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» построено на словообразовании из одного корня:

 

 

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики,

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

 

Несмотря на то, что молодой В. Маяковский примыкал к футуристам, уже в его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадало с принципами этого течения:  предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха — необычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме.

 

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

день твой последний приходит, буржуй.

                                           В. Маяковский

 

Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

М. Цветаева (1892 - 1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы - в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежат эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.

 

Я счастлива жить образцово и просто -

Как солнце, как маятник, как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой - как всякая божия тварь.

 

Знать: дух - мой сподвижник и дух - мой вожатый!

Входить без доклада, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато -

Как бог повелел и друзья не велят.

                                          М. Цветаева

 

В лучших произведениях М. Волошина (1877-1932) - чувство любви к природе как к космическому целому, трагическое переживание исторических судеб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках  «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.

Н. Клюев (1887-1937) был поэтом - певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика. В начале века опубликованы сборники «Сосен перезвон», «Песнослов» (две книги), «Изба и поле».

 

 

 

 

 

Живопись

 

Сложные общественные процессы конца XIX  - начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.

В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова — это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856 - 1910)  - это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности.

Наиболее значительным и самобытным выразителем тенденций символизма и модерна в русской живописи и активным участником художественных начинаний в Абрамцево и «Мире искусства» являлся М.А. Врубель (1856—1910). Он расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий, оформлял спектакли, создавал архитектурные проекты. Сюжеты многих картин Врубеля откровенно фантастичны. «Мифологичность» Врубеля, решительность вымысла были чертами нового искусства. Его открытия связаны с аналитическим расчленением художественной формы и созданием нового цветового полотна. Он создавал мир, построенный по внутренним законам искусства. Наиболее известным произведением Врубеля является, несомненно, «Демон».

Информация о работе Серебряный век