Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:00, реферат
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
"микрокосмоса".
Не менее сильными оказались
темы любви к Богу и России:
Из моря
слез, из моря муки
Судьба
твоя — видна, ясна:
Ты простираешь
ввысь, как руки,
Свои святые
пламена...
(А. Белый)
При всей "космической"
общезначимости и европейской ориентированности
многих новых течений (символизма, неоклассицизма,
футуризма и др.), в них с особой глубиной
начинает разрабатываться "русская
тема", символика национальной самобытной
красоты.
Обращение
к истокам не исчерпывается "русской
темой". "Вечная гармония" искусства
прошлых эпох, его загадочные лики,
образы, предметы, чуть затененные столетиями,
словно пробуждаются для новой жизни
в творчестве неоклассицистского направления.
Художественное
экспериментаторство в эпоху "серебряного
века" открыло дорогу новым направлениям
искусства XX столетия. Огромную роль в
интеграции достижений русской культуры
в культуру мировую сыграли представители
художественной интеллигенции Русского
Зарубежья.
После революции за бортом отечества оказались многие деятели "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И.
Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.0.
Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек).
Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В.
Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В.
Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И.
Шаляпин. Для
многих из них эмиграция была вынужденным,
трагическим по сути выбором "между
Соловками и Парижем". Но были и те, кто
остался, разделив со своим народом его
судьбу. Как написала АА. Ахматова осенью
1917г.:
Мне голос
был. Он звал утешно,
Он говорил:
"Иди сюда,
Оставь свой
край глухой и грешный,
Оставь Россию
навсегда..."
Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой
речью недостойной
Не оскорблялся
скорбный дух.
Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян".
Этот процесс
затруднен, так как за десятилетия
исчезли из памяти многие имена, пропали
мемуары и бесценные рукописи,
распродались архивы и личные библиотеки.
Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории XX века.
http://www.neuch.ru/referat/