Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:00, реферат
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907).
Высочайшим
образцом реалистической драмы явилась
его опера «Царская невеста» (1898).
Профессор петербургской
(А.К. Глазунов,
А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.).
В творчестве
композиторов молодого поколения на
рубеже XX в. наблюдался отход от социальной
проблематики, усиление интереса к
философско-этическим
«Франческа
да Римини», 1904 и др.); в эмоционально
напряженной, с резкими чертами
модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72—1915;
«Божественная поэма», «Поэма экстаза»,
«Прометей» («Поэма огня», 1910) и др.;
в произведениях И.Ф. Стравинского,
в которых гармонично сочетались
интерес к фольклору и самые
современные музыкальные формы (1882—1971;
балеты «Жар- птица», 1910; «Петрушка», 1911;
«Весна священная», 1913 и др.).
Архитектура
Эпоха промышленного
прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела
подлинный переворот в
В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному
(типография
А. А. Левенсона в Мамонтовском пер.,
1900). Наиболее полно черты модерна проявились
в архитектуре особняка Рябушинского
у Никитских ворот (1900—02), где архитектор,
отказавшись от традиционных схем, применил
асимметричный принцип планировки. Уступчатая
композиция, свободное развитие объемов
в пространстве, асимметричные выступы
эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто
выступающий карниз — все это демонстрирует
присущий модерну принцип уподобления
архитектурного сооружения органической
форме. Здание органически вписывается
в окружающее пространство. В декоративной
отделке особняка Шехтель использовал
такие характерные для модерна приемы,
как цветные витражи и опоясывающий все
здание мозаичный фриз с растительным
орнаментом. Прихотливые извивы орнамента
повторены в переплетениях оконных витражей,
в рисунке балконных решеток и уличной
ограды. Этот же мотив использован при
отделке интерьера, например, в форме мраморных
перил лестницы. Мебель и декоративные
детали интерьеров здания тоже выполнены
по рисункам зодчего и составляют единое
целое с общим замыслом сооружения — превратить
бытовую среду в своего рода архитектурный
спектакль, близкий атмосфере символических
пьес.
С нарастанием
рационалистических тенденций в
ряде построек Шехтеля наметились черты
конструктивизма — стиля, который оформится
в 20-е годы.
Торговый
дом Московского купеческого
общества в Малом Черкасском переулке
(1909) и здание типографии «Утро России»
(1907) можно назвать
В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894—96; Никольские торговые ряды на
Никольской ул., 5; 1899— 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В.
Щусев (1873— 1949) — здание Казанского вокзала в Москве (1913—24), В.М.
Васнецов
— здание Третьяковской галереи
в Лаврушинском переулке (1901—06) и
др. В Петербурге же модерн испытал
влияние монументального
Половцева
на Каменном острове, 1911—13, архитектор
И. А. Фомин).
По целостности
подхода и ансамблиевому решению
архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных
искусств модерн — один из наиболее последовательных
стилей.
Скульптура
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866—1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И.
И. Левитана
и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза)
проявились черты нового метода — «взрыхленность»,
бугристость фактуры, динамичность форм,
пронизанной воздухом и светом.
Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в
Петербурге (1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу
Фальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня — «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности,
Трубецкой
усилил общее впечатление давящей
грубой силы.
По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в
Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе.
Гоголь запечатлен
в минуту сосредоточенности, глубокого
раздумья с налетом меланхолической
угрюмости.
Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной
(1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912,
ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль»,
1904; «Старая»,
1911 и др.).
Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874—1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический
«Самсон, разрывающий узы», 1902; психологический портрет «Рабочий-боевик
1905 г. Иван
Чуркин», 1906, мрамор; галерея обобщенно-
«Стрибог»,
1910; фантастичны и одновременно пугающе
реальны фигуры убогих странников — «Нищая
братия», 1917, дерево, ГТГ).
Живопись
На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно.
Поляризация
художественных сил в начале XX в., полемика
множественных художественных группировок
активизировали выставочную и издательскую
(в области искусства) деятельность.
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, «На миру»,
1893, ГТГ), проза
отупляющего труда (А.Е.
Проникновенным
лиризмом, глубоким пониманием своеобразия
жизненного уклада, характеров и психологии
людей допетровской Руси отмечены лучшие
полотна художника («Русские женщины
XVII столетия в церкви», 1899; «Свадебный
поезд в Москве XVII века», 1901; «Едут»
или «Народ московский во время въезда
иностранного посольства в Москву в
конце XVII века», 1901; «Московская девушка
XVII века», 1903 и др. ГТГ). Историческая
живопись Рябушкина — это страна идеала,
где художник находил отдохновение от
«свинцовых мерзостей» современной ему
жизни. Поэтому исторический быт на его
полотнах предстает не драматической,
а эстетической стороной.
В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). Творчество
М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев («Видение отроку
Варфоломею»,
1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ).
Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1885—89) и явился создателем
«концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895, ГТГ; «Озеро»,
1900, ГРМ)
до философских размышлений о
бренности всего земного («Над
вечным покоем», 1894, ГТГ).
К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С. И. Мамонтова (1841—1918), объединившего лучшие художественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе с
Мамонтовым
Коровин посетил Париж и
«Розы и фиалки», 1912; «Сирень», 1915 и др). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить
«прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина
— это «пиршество
для глаз».
Центральная фигура искусства рубежа веков— В.А. Серов (1865—1911).
Ученик Репина,
знакомый с лучшими музейными
собраниями Европы, он также испытал
влияние художественного
Мамонтова. В Абрамцеве появились и первые зрелые работы художника («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888, все в ГТГ), импрессионистическая светоносность которых и динамика свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому» (Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу (портреты К. Коровина,
1891; М. Ермоловой,
1905, ГТГ; кн. Орловой, 1911, все в ГРМ).
Поиски законов художественной трансформации
действительности, стремление к символическим
обобщениям привели к изменению художественного
языка: от импрессионистической достоверности
полотен 80 — 90-х годов к условности модерна
в исторических композициях («Петр I»,
1907, ГТГ) и цикле на античные сюжеты («Похищение
Европы», 1910, ГТГ).
Один за
другим вошли в русскую культуру
два мастера живописного
В. Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М.А. Врубеля (1856—1910) проявилась в различных видах искусства: в монументальном декоративном панно
(«Испания»,
1894) и станковой картине («Царевна-
Врубель, 1904, ГРМ) и театральной декорации (к операм Римского-Корсакова
«Снегурочка» и др.), книжной иллюстрации (к Лермонтову) и майоликовой скульптуре («Волхова»). Центральный образ творчества Врубеля — Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках («Демон сидящий», 1890; «Демон летящий», 1899;
«Демон поверженный», 1902; все в ГТГ). Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме воплощены в картине «Шестикрылый серафим» (1904,