Серебряный Век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Работа содержит 1 файл

Серебряный Век русской культуры к зачёту.docx

— 66.33 Кб (Скачать)

1900; «Сказание  о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907).

Высочайшим  образцом реалистической драмы явилась  его опера «Царская невеста» (1898). Профессор петербургской консерватории  по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых  учеников

(А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.). 

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к  философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в  творчестве гениального пианиста и  дирижера, выдающегося композитора  С. В. Рахманинова (1873—1943), бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы «Алеко», 1892;

«Франческа  да Римини», 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкими чертами  модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72—1915; «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня», 1910) и др.; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые  современные музыкальные формы (1882—1971; балеты «Жар- птица», 1910; «Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913 и др.). 

Архитектура 

Эпоха промышленного  прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела  подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все  большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело  к утверждению стиля модерн! 

В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному

(типография  А. А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900—02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз — все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения — превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес. 

С нарастанием  рационалистических тенденций в  ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма — стиля, который оформится в 20-е годы. 

Торговый  дом Московского купеческого  общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать предконструктивистскими. 

В Москве новый  стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894—96; Никольские торговые ряды на

Никольской  ул., 5; 1899— 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В.

Щусев (1873— 1949) — здание Казанского вокзала  в Москве (1913—24), В.М.

Васнецов  — здание Третьяковской галереи  в Лаврушинском переулке (1901—06) и  др. В Петербурге же модерн испытал  влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль — неоклассицизм (особняк  А.А.

Половцева на Каменном острове, 1911—13, архитектор И. А. Фомин). 

По целостности  подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн — один из наиболее последовательных стилей. 

Скульптура 

Подобно архитектуре  скульптура рубежа веков освобождалась  от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866—1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство  и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И.

И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода — «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. 

Самое замечательное  произведение Трубецкого — памятник Александру III в

Петербурге (1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу

Фальконе (Медному  всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня — «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности,

Трубецкой усилил общее впечатление давящей  грубой силы. 

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный  памятник Гоголю в

Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932), тонко  передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе.

Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого  раздумья с налетом меланхолической  угрюмости. 

Самобытная  трактовка импрессионизма присуща  творчеству А.С. Голубкиной

(1864—1927), переработавшей  принцип изображения явлений  в движении в идею пробуждения  человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий  человек», 1912,

ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль»,

1904; «Старая», 1911 и др.). 

Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874—1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический

«Самсон, разрывающий  узы», 1902; психологический портрет  «Рабочий-боевик

1905 г. Иван  Чуркин», 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических  образов на темы греческой  мифологии и русского фольклора  — «Нике», 1906, мрамор;

«Стрибог», 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников — «Нищая братия», 1917, дерево, ГТГ). 

Живопись 

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно.

Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность. 

Жанровая  живопись в 90-е годы утратила ведущую  роль. Художники в поиске новых  тем обращались к изменениям в  традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, «На миру»,

1893, ГТГ), проза  отупляющего труда (А.Е. Архипов,  «Прачки», 1901, ГТГ) и революционные  события 1905 г. (С.В. Иванов, «Расстрел», 1905, Гос. муз. рев., Москва). Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Не глобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русской старины А.П. Рябушкина (1871—1924), а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность.

Проникновенным  лиризмом, глубоким пониманием своеобразия  жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899; «Свадебный поезд в Москве XVII века», 1901; «Едут» или «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в  конце XVII века», 1901; «Московская девушка XVII века», 1903 и др. ГТГ). Историческая живопись Рябушкина — это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной ему жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной. 

В исторических полотнах А. В. Васнецова находим  развитие пейзажного начала («Улица в  Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). Творчество

М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев («Видение отроку

Варфоломею», 1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ). 

Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1885—89) и явился создателем

«концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895, ГТГ; «Озеро»,

1900, ГРМ)  до философских размышлений о  бренности всего земного («Над  вечным покоем», 1894, ГТГ). 

К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель  русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С. И. Мамонтова (1841—1918), объединившего лучшие художественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе с

Мамонтовым  Коровин посетил Париж и Испанию, это предопределило начало нового этапа  его творчества. Художник все более  отходил от традиций московской школы  живописи с ее психологизмом и  даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой  цвета. Вновь посетив Париж, он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно- повествовательными, ни психологическими мотивами («Париж», 1902; «Париж вечером», 1907; «Париж. Бульвар капуцинок», 1911, ГТГ). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах («Цветы», 1911;

«Розы и  фиалки», 1912; «Сирень», 1915 и др). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить

«прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина

— это «пиршество для глаз». 

Центральная фигура искусства рубежа веков— В.А. Серов (1865—1911).

Ученик Репина, знакомый с лучшими музейными  собраниями Европы, он также испытал  влияние художественного кружка, сплотившегося вокруг С. И.

Мамонтова. В Абрамцеве появились и первые зрелые работы художника («Девочка с  персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888, все в ГТГ), импрессионистическая светоносность которых и динамика свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому» (Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу (портреты К. Коровина,

1891; М. Ермоловой, 1905, ГТГ; кн. Орловой, 1911, все в ГРМ). Поиски законов художественной трансформации действительности, стремление к символическим обобщениям привели к изменению художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80 — 90-х годов к условности модерна в исторических композициях («Петр I», 1907, ГТГ) и цикле на античные сюжеты («Похищение Европы», 1910, ГТГ). 

Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях  возвышенный мир — М. Врубель  и

В. Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М.А. Врубеля (1856—1910) проявилась в различных видах искусства: в монументальном декоративном панно

(«Испания», 1894) и станковой картине («Царевна-лебедь», 1900, ГТГ), портрете (С. И. Мамонтов, 1897, ГТГ; портрет жены художника  Н.И. Забелы-

Врубель, 1904, ГРМ) и театральной декорации (к  операм Римского-Корсакова

«Снегурочка»  и др.), книжной иллюстрации (к  Лермонтову) и майоликовой скульптуре («Волхова»). Центральный образ творчества Врубеля — Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках («Демон сидящий», 1890; «Демон летящий», 1899;

«Демон поверженный», 1902; все в ГТГ). Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме воплощены в картине «Шестикрылый серафим» (1904,

Информация о работе Серебряный Век русской культуры