Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:30, реферат
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации, так что сегодня нужно говорить не о сексуальности, а о сексуальностях, не о сексуальной культуре, а о сексуальных культурах. Однако главные тенденции этого развития являются глобальными.
Только что опубликованное
российско-голландское исследование (Ketting,
Dmitrieva and Averin, 2002), в ходе которого были опрошены
1600 школьников 10-11 классов из 41 школы Дмитрова,
Мурманска, Мытищей, Пскова и Таганрога,
подтвердило результаты предыдущих исследований.
Хотя сексуальная активность провинциальных
подростков несколько ниже, чем в столицах,
в 16-17 лет она быстро нарастает. А знаний
о безопасном сексе у них нет. Только 15%
матерей и 4% отцов говорили с детьми на
«сексуальные» темы. Школу как важный
источник сексуальной информации назвали
только 7% опрошенных.. Большую часть информации
о сексуальной жизни подростки получают
из книг и журналов (53%), телевидения и радио
(38% ), от друзей (33%) и от собственных любовников
(35%). Информация эта несистематична и во
многом недостоверна (на российском телевидении
нет ни одной просветительской программы).
Это сказывается
на сексуальном поведении подростков.
42% девушек не пользовались при первом
сношении никакой контрацепцией, а 13% пользовались
самым ненадежным методом (прерванное
сношение). Гормональными пилюлями при
первом сношении пользовались только
2.2% , а при последнем - 6.4% опрошенных сексуально
искушенных девушек. Для сравнения: среди
опрошенных в 1998 г немецких подростков
не воспользовались контрацепцией при
первом сношении только 11% девочек! По
справедливому замечанию Эверта Кеттинга,
cексуальное поведение российских подростков
принадлежит к ХХI веку, а их сексуальное
сознание и знания остаются на уровне
середины 1950-х годов.
Неудивительно,
что в России катастрофически велик процент
незапланированных беременностей и абортов,
а прирост СПИДа - самый большой
в Европе. Обращает
на себя внимание также рост проституции,
в том числе подростковой и детской, распространенность
в молодежной среде сексуального насилия,
торговля несовершеннолетними, безнаказанное
производство и распространение детской
порнографии и т.д.
Сексуальное
поведение подростков сильно зависит
от социальных условий данным Ю.А.Ямпольской,
которая обследовала в 1999 г. 1000 учащихся
ПТУ (средний возраст 15.5 лет), каждый третий
(31%) из них имеет показатели полового созревания
ниже нормативных для мальчиков этого
возраста, а 2.6% процента подростков имеют
выраженную общую задержку физического
развития. Большинство из них достигает
нормального уровня развития только к
концу профессионального обучения (средний
возраст 18.5 лет) («Физиология роста и развития
детей и подростков», М.: 2000, с.269). В то же
время сексуальную жизнь учащиеся ПТУ
начинают значительно раньше обычных
школьников. По данным нашего опроса 1995
г., к 16 годам сексуальный опыт имели 44.1%
мальчиков-школьников и 62.7% учащихся ПТУ.
У девочек соответствующие цифры составляют
23.9% и 46.0%. Без учета половых, средовых,
социальных и индивидуально-типологических
различий говорить о единых «нормах» полового
созревания и сексуального поведения
подростков бессмысленно.
В дополнение
к общим задачам борьбы с бедностью, детской
безнадзорностью, преступностью и наркоманией,
необходимое условие преодоления отрицательных
последствий подростковой сексуальности
- сексуальное образование. Взрослое население
России поддерживает эту идею. По данным
общенационального опроса ВЦИОМ в 1994 г.,
81% взрослых выступали за введение полового
просвещения в образовательных учреждениях
для
14-16-летних подростков,
только 10% были против. Такие же результаты
давали многочисленные выборочные опросы
школьников, учителей и родителей.
Однако политически
и методически неподготовленная попытка
Министерства образования инициировать
в 1996 г. при поддержке ООН экспериментальный
проект такого рода провалилась. Против
идеи сексуального просвещения начался
и продолжается форменный крестовый поход
под анти-западными лозунгами. Дело изображается
так, будто за пропагандой безопасного
секса и контрацепции стоят западные спецслужбы,
желающие не только деморализовать, но
и физически истребить российский народ.
В этом походе приняли участие и некоторые
деятели медицины и педагогики. Ни в одном
из официальных документов РАО последних
лет сексуальное здоровье подростков
даже не упоминается. Студенты медицинских
и педагогических вузов не получают никакого
сексологического образования. Под благовидным
предлогом защиты детей и нравственности
в Думу внесены законопроекты, предлагающие
запретить все, что вызывает у подростков
сексуальное возбуждение. Возрождаются
и популяризируются антимастурбационные
страхи. Под видом борьбы с порнографией
пытаются восстановить цензуру и даже
предлагают ввести уголовное наказание
за гомосексуальность, что явно противоречит
Конституции и международно-правовым
обязательствам России.
Разумеется, повернуть
всемирную историю вспять или хотя бы
«вывести» Россию из Европы никому не
удастся. Низкий уровень сексуальной культуры
и отсутствие сексуального просвещения
вредит только российским подросткам,
благоприятствуя распространению СПИДа
и других опасных инфекций.
Продолжение
нынешней сексуальной политики ( точнее
- заменяющей ее анти-сексуальной истерии),
в сочетании с другими неблагоприятными
условиями (низкий уровень жизни, низкая
рождаемость, высокая детская смертность,
низкая культура здоровья и особенно традиционная
нечувствительность россиян к факторам
социального и личного риска и угрозы
смерти, связанная с такими культурно-историческими
диспозициями как фатализм, социальный
мазохизм и выученная беспомощность) увеличивает
вероятность физического вымирания и
деградации страны.
Российской педагогике не следует быть соучастницей геноцида собственной молодежи.