Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:30, реферат
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации, так что сегодня нужно говорить не о сексуальности, а о сексуальностях, не о сексуальной культуре, а о сексуальных культурах. Однако главные тенденции этого развития являются глобальными.
Отсюда вытекает,
что те же самые, предположительно природные,
черты, которые дают этим мальчикам определенные
социосексуальные преимущества (в средних
классах школы они пользуются авторитетом
у мальчиков, а в старших классах приобретают
успех у девочек) одновременно являются
факторами риска , способствующими девиантному
поведению, склонности к наркотикам, алкоголизму
и сексуальному насилию. Знание этого
весьма существенно для выработки дифференцированной
стратегии как сексуального, так и всякого
прочего воспитания и образования молодежи,
в том числе и особенно - для профилактики
наркомании. Хотя тенденции развития подростковой
сексуальности всюду одни и те же, между
странами есть существенные различия.
В европейском регионе ученые различают
три типа сексуальных культур.
В странах Северной
Европы, где отношение к сексуальности
традиционно терпимое, подростки максимально
автономны от старших, половые/гендерные
различия резко уменьшаются и существует
систематическое сексуальное просвещение,
демографическая и эпидемиологическая
статистика наиболее благоприятна. Систематическое
сравнение динамики подростковых беременностей,
абортов, инфекций, передаваемых половым
путем, и изнасилований показывает, что
в терпимых, пермиссивных странах (Скандинавские
страны, Нидерланды), дело обстоит гораздо
лучше, чем там, где больше уповают на запреты
и ограничения, как, например, в США. В 1996
г. число абортов на 1000 женщин репродуктивного
возраста в Нидерландах составляло 6.5,
а в США - 22.9. Исследователи объясняют успех
Нидерландов превосходной программой
сексуального просвещения и тем, что социальная
политика государства здесь совпадает
с личными установками людей.
В странах Южной
Европы (Италия, Испания, Греция и др.) традиционные
стереотипы, влияние родительской семьи
и религии сильнее, сексуальное просвещение
здесь менее откровенно, сохраняется двойной
стандарт и т.д. Однако главные тенденции
развития здесь те же самые. Третья группа
стран (условно - Центральной Европы), включающая
Англию, Францию и Германию, стоит посредине,
причем одни больше тяготеют к первому,
а другие - ко второму полюсу. Кроме различий
между странами, существуют большие социально-классовые
и региональные различия.
Убедившись в
неэффективности внешнего контроля за
подростковой сексуальностью, педагоги
и психологи возложили надежды на сексуальное
просвещение. Вначале некоторые думали,
что с этим справится родительская семья,
но надежды не оправдались. Даже в первобытных
обществах, где функции четко распределены,
подготовкой подростков к половой жизни
занимались не родители, а кто-то из старших
членов рода, специально облеченный этими
обязанностями. Информация столь интимного
свойства, если ее сообщает близкий человек,
создает напряженное эмоционально-эротическое
поле, в котором неловко чувствуют себя
и родители, и дети. Хотя в современном
обществе семейный разговор на «сексуальные»
темы стал культурно и психологически
более приемлемым, чем раньше, сравнительные
исследования показывают, что независимо
от степени терпимости и просвещенности
родителей, подростки больше ориентируются
на нормы собственного поколения. По данным
последнего (2002 год) опроса 15-17-летних американцев,
почти половина из них (и 56% из тех, кто
уже расстался с девственностью), никогда
не обсуждали своих сексуальных решений
с родителями. Родители 37% сексуально активных
тинейджеров даже не подозревают об этой
стороне жизни своих детей. 20% родителей
узнали об этом случайно, со стороны. 28%
опрошенных подростков сообщили родителям
о своем сексуальном дебюте постфактум.
До своего сексуального дебюта говорили
с родителями о сексе только 11% опрошенных.
В других странах дело обстоит не лучше.
Родительская семья - важный фактор нравственного
и эмоционального воспитания детей, но
сексуального образования она не дает
и дать не может. Это делают другие социальные
институты - общество сверстников, средства
массовой информации, а прежде всего -
школа, причем акцент делается не на запретах,
а на убеждении и просвещении.
Предпринимаемые
в этом направлении усилия дают положительные
плоды, особенно в том, что касается уменьшения
количества абортов и профилактики ИППП
и ВИЧ-инфекции, Те страны, которые с этим
запоздали, например, США (в 1969 г. лидер
американских ультра-правых Роберт Уэлч
утверждал, что школьное сексуальное просвещение
- «грязный коммунистический заговор для
подрыва духовного здоровья американской
молодежи»), имеют значительно худшие
демографические и эпидемиологические
показатели по всем связанным с сексуальностью
вопросам.
Всемирная организация
здравоохранения проанализировала, как
влияют на поведение школьников разные
действующие программы сексуального просвещения.
Оказалось, что ни одна из них не способствует
ускорению начала сексуальной жизни учащихся:
школьный курс либо отсрочивает начало
половой жизни, либо делает ее более упорядоченной.
Сексуально активные школьники, прошедшие
соответствующий курс, ведут себя менее
рискованно, чем их хуже образованные
сверстники. При этом программы, которые
не просто призывали подростков не спешить
с началом половой жизни, но и обучали
правилам безопасного секса, значительно
эффективнее тех, которые пропагандировали
только сексуальное воздержание. Самыми
успешными являются программы, которые
а) начинаются раньше, чем школьники вступают
в половые отношения, и б) вооружают учащихся
не только биолого-медицинскими знаниями
об анатомии и физиологии репродуктивной
системы, контрацепции и т.п., но и психологическими
навыками и социально-нравственными нормами
- как поступать в критических ситуациях,
сопротивляться нажиму сверстников и
т.п..
Для сексуального просвещения широко используются телевидение и Интернет. Например, Германский федеральный центр медицинского просвещения издает и бесплатно, по первой же просьбе, рассылает всем желающим прекрасно изданные научно-популярные книги и методические пособия, с учетом этнокультурных различий населения. Существует особая консультативная служба для подростков. Немецкий подросток, у которого возникли какие-то сексуальные тревоги, может совершенно бесплатно и анонимно, не "засвечиваясь", получить по Интернету грамотный ответ на любые вопросы, а в случае необходимости - продолжить разговор лично со специалистом. Такие службы существуют в большинстве западно-европейских стран.
Ситуация в России
Как выглядит
на этом фоне Россия?
Исторически
традиционная русская сексуальная культура,
как на бытовом, так и на символическом
уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью
(это подробно рассмотрено в моей книге
«Сексуальная культура в России: Клубничка
на березке». М. 1997)
Жесткий патриархатный
порядок, логическим завершением которой
была пословица «не бьет - не любит», сочетается
с фемининным национальным характером
и синдромом «сильной женщины».
Откровенный
крестьянский натурализм, не знающий закрытости
и интимности, соседствует с суровым внемирским
православным аскетизмом. Разобщенность
телесности и духовности проявляется
и в языке, и в телесном каноне, и в представлениях
о любви.
Изощренная матерщина
и иное сквернословие соседствуют с отсутствием
высокой эротической лексики. Это усугубляется
сословными и классовыми контрастами.
Начиная, как
минимум, с ХVII века, все цивилизационные
процессы в России проходили под влиянием
и во взаимодействии с Западом, «цивилизация»
воспринимается как европеизация и вестернизация
и вызывает прямо противоположные чувства.
Одни видят в этом прогрессивную индивидуализацию
и обогащение жизненного мира, а другие
- разложение и деградацию. Всевластие
бюрократического государства и отсутствие
четкого разграничения публичной и частной
жизни затрудняет формирование автономных
субкультур, являющихся необходимой предпосылкой
сексуального, как и всякого другого, плюрализма
и терпимости. Отношение к сексуальности
и эротике в России всегда политизировано
и поляризовано, а реальные проблемы частной
жизни при этом нередко теряются.
Тем не менее,
в России ХIХ - начала ХХ в. происходили
принципиально те же процессы, что и в
Европе, и обсуждались они в том же самом
интеллектуальном ключе. Особенно важную
роль в развитии русской сексуально-эротической
культуры сыграл Серебряный век.
Октябрьская
революция прервала это поступательное
развитие. Декадентская эротика была чужда
рабоче-крестьянским массам, а большевистская
партия видела в неуправляемой сексуальности
угрозу своей идеологии тотального контроля
над личностью. Столкнувшись уже в 1920-х
годах со сложными социально-демографическими
и социально-медицинскими проблемами
(дезорганизация брачно-семейных отношений,
рост числа нежелательных беременностей
и абортов, распространение проституции,
ИППП и т.д.) и не сумев разрешить их цивилизованным
путем, Советская власть в 1930-х гг. обратилась
к репрессивным, командно-административным
методам (рекриминализация гомосексуальности,
запрещение коммерческой эротики, ограничение
свободы развода, запрещение искусственных
абортов и т.д.) Идеологическим оправданием
этой политики была уникальная большевистская
сексофобия («у нас секса нет»), с резко
выраженной анти-буржуазной и анти-западной
направленностью. С помощью репрессивных
мер вся сексуально-эротическая культура
- эротическое искусство, научные сексологические
исследования и какое бы то ни было сексуальное
просвещение - в СССР была выкорчевана.
Официально провозглашенные
практические цели этой политики - укрепление
семьи и нравственности и повышение рождаемости
- не были достигнуты. Напротив, она имела
эффект бумеранга. Вместо повышения рождаемости
страна получила рост числа подпольных
абортов, а как только аборты были легализованы
- заняла по этому показателю первое место
в мире. Запрещение легального сексуально-эротического
дискурса неизбежно низводит человеческую
сексуальность до уровня немой, чисто
физиологической, активности, делая ее
не только примитивной, но и социально
опасной и непредсказуемой.
Уже в начале
1960-х гг., как только репрессивный режим
ослабел, сексуальный дискурс стал возрождаться,
причем выяснилась не только чудовищная
отсталость страны, но и то, что, несмотря
на все репрессии и социальную изолированность
от Запада, главные тенденции динамики
сексуального поведения в СССР были те
же, что и там - снижение возраста сексуального
дебюта, эмансипация сексуальной мотивации
от матримониальной, рост числа разводов,
добрачных и внебрачных зачатий и рождений,
повышение интереса к эротике, ресексуализация
женщин и т.д. В том же направлении эволюционировали
и сексуальные установки россиян.
По данным всех
эмпирических исследований, существенные
сдвиги в этом направлении начались не
в эпоху перестройки и гласности, а уже
в 1960-х и особенно 1970-х годах. Молодежь
1990-х годов только продолжила этот процесс
эмансипации.
Отличие России
от Запада заключается не в направлении
развития, а в его хронологических рамках
и в степени осознания обществом происходящих
перемен.
По данным российско-финского
исследования 1996 г., сексуальное поведение
и ценности петербуржцев середины 1990-х
годов напоминают те, которые существовали
в Финляндии в начале 1970-х годов, когда
там был достигнут пик сексуальной терпимости.
Теперь некоторые ее проявления, такие
как проституция и порнография, подвергаются
критике с точки зрения гендерного равенства.
В России либерализация сексуальной морали
началась позже и приняла форму коммерциализации
секса, которая часто сочетается с махровым
сексизмом и традиционализмом, особенно
если речь заходит о праве женщин на сексуальное
самоопределение.
Степень либерализма
россиян неодинакова в разных вопросах.
При сравнении в 1994 г. сексуальных установок
населения 24 стран, россияне (было опрошено
1998 человек, из них 64% - женщины, средний
возраст - 41 год) опередили всех остальных
по готовности принять и оправдать внебрачные
связи (их категорически осудили только
36% опрошенных, а 17% признали допустимыми
при всех условиях); в оценке добрачного
и подросткового (до 16 лет) секса россияне
оказались на среднем уровне, но ближе
к либеральному полюсу, а в оценке гомосексуальных
отношений - в консервативной части спектра
(«всегда неправильными» их считают 57%,
а вообще не осуждают только 19% опрошенных).
Существенное
различие России от Запада касается уровня
осознанности происходящих процессов.
В демократических cтранах Запада сдвигам
в сексуальном поведении обычно предшествовали
сдвиги в социальных установках, которые
выражались и обсуждались публично. В
России на бытовом уровне дело обстоит
так же (иначе просто не бывает). Однако
цензурные запреты (раньше) и отсутствие
профессионального дискурса (теперь) препятствуют
осознанию этих сдвигов, которые из-за
этого кажутся неожиданными и катастрофическими,
а порой и в самом деле становятся таковыми.
Прежде всего
это касается подростковой сексуальности.
Динамика и структура сексуальной активности
российских городских подростков вполне
сравнима с тем, что происходит в остальном
мире. По данным С.И. Голода (1996), возраст
сексуального дебюта российских подростков
за последние тридцать лет все время снижался.
Таблица 1. Возраст
начала сексуальной жизни ленинградскими
студентами (% тех, кто уже имеет сексуальный
опыт)
Год проведения опроса
1965
1972
1995
Моложе 16
5.3
8.2
12.2
16-18
33.0
30.8
52.8
19-21
39.5
43.8
30.7
22-24
19.5
16.0
3.2
Позже
2.7
1.2
1.1
По данным нашего
опроса 1993 г., в 16 лет первый половой акт
пережили 38% мальчиков и 25% девочек, в 1995
г. эти цифры повысились до 50% и 33%. Некоитальные,
социально и психологически менее ответственные,
сексуальные контакты начинаются гораздо
раньше и распространены значительно
шире. Многие сексуальные контакты подростков
являются разновозрастными.
Сами по себе
эти цифры не сенсационны и вполне сопоставимы
с западными. Тип современной российской
подростковой сексуальной культуры, включая
корреляции между ранним сексуальным
дебютом и анти-нормативным поведением,
очень похож на то, что существовало в
США и в странах Западной Европы 30 лет
тому назад. Однако в России эти сдвиги
происходят в крайне неблагоприятной
социально-экономической обстановке и
на фоне крайне низкого уровня сексуальной
культуры.