Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:30, реферат
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации, так что сегодня нужно говорить не о сексуальности, а о сексуальностях, не о сексуальной культуре, а о сексуальных культурах. Однако главные тенденции этого развития являются глобальными.
Важный элемент
современной сексуальной культуры - нормализация
гомосексуальности, связанная с общим
ростом социальной терпимости, ослаблением
гендерной биполярности и эмансипацией
сексуальности от репродукции. Хотя гомофобия
и дискриминализация людей по признаку
их сексуальной ориентации остается серьезной
социально-политической проблемой, в последние
30 лет, по данным массовых национальных
опросов, во всем мире наблюдается заметный
рост терпимости к однополой любви, особенно
среди молодых (18-24 года) и более образованных
людей, а также увеличение числа мужчин
и особенно женщин, которые признают, что
испытывали сексуально-эротическое влечение
к лицам собственного пола. По данным Британского
национального опроса 2000 года (Англия
всегда славилась гомофобией), доля терпимых
к гомосексуальности мужчин по сравнению
с опросом 1990 г. выросла с 25.3% до 42.1%, а доля
женщин - с 32.6% до 59.1%. Растет и число людей,
признающих наличие в своем опыте гомосексуальных
контактов. В 1990 г. при самостоятельном
заполнении анкеты этот факт признали
6% мужчин и 3.3% женщин, а в 2000 г. - 7.0% и 9.7%.
В то же время доля людей, считающих себя
геями или лесбиянками или ведущих исключительно
гомосексуальный образ жизни, везде и
всюду остается незначительной.
Согласно выработанной
ВОЗ Международной классификации болезней
(МКБ -10), принятой во всех цивилизованных
странах, включая Россию (с 1999 г.) и Китай
(с 2001 г.), гомосексуальность не считается
болезнью и не подлежит лечению. Многие
западные страны, включая Германию и Францию,
в последние годы легализовали однополые
браки или домашние партнерства. Кстати,
это можно сделать без конфронтации с
церковью, поскольку речь идет не о церковном
браке, а о гражданском союзе, где все налогоплательщики
равны. Европейское сообщество считает
дискриминацию людей по признаку их сексуальной
ориентации такой же юридически и морально
неприемлемой, как расизм или антисемитизм.
Это касается, в частности, легального
возраста согласия. Летом 2002 года, в то
самое время, когда в России начались дебаты
о запрещении однополой любви, Австрия
и Венгрия, следуя общеевропейским принципам,
уравняли гетеро= и гомосексуальные связи,
установив единый возраст согласия - 14
лет. В сентябре 2002 г. такие же нормы ввела
в свой новый уголовный кодекс Молдова
Намечаются сдвиги
в признании права однополых пар на усыновление
детей. В феврале 2002 г. авторитетная Американская
Академия Педиатрии опубликовала доклад,
одобряющий усыновление и удочерение
детей семьями, где оба партнера - представители
сексуальных меньшинств. По заключению
Академии, подобные семьи способны обеспечить
детям мирное, здоровое и эмоционально
стабильное детство. Этот вывод основан
на результатах специального исследования,
которое показало, что жизнь в однополых
семьях не наносит никакого ущерба детям
Можно предположить,
что долгосрочным результатом нормализации
однополой любви будет не столько увеличение
абсолютного числа геев и лесбиянок, сколько
то, что люди перестанут категоризировать
себя и других по этому признаку. Ведь
никто не классифицирует и не дискриминирует
людей по тому, предпочитают ли они блондинок
или брюнеток и практикуют ли они позицию
«женщина сверху», которая в Древней Руси
приравнивалась к содомии. В демократическом
обществе сексуальная ориентация из политической
проблемы постепенно становится делом
индивидуального предпочтения.
Нормализация
гомосексуальности - первый случай социального
признания индивидуально-групповых особенностей,
не укладывающихся в прокрустово ложе
полового диморфизма и репродуктивной
модели сексуальности. Это актуализирует
проблему определения и соотношения социально-нравственных
и медико-биологических критериев сексуального
здоровья, которые все больше выходят
из сферы исключительной компетенции
психиатрии и сексопатологии. Вместо того,
чтобы безуспешно пытаться изменить необычный
стиль сексуальной жизни своего клиента,
по принципу «телеграфный столб - это хорошо
отредактированная сосна», врачи и психологи
помогают человеку добиться максимально
возможного благополучия в рамках его
собственной индивидуальности, уменьшив
связанные с ней специфические трудности
и риски.
Принципиально
меняется отношение общества к эротике.
В ХХ в. ее включили в число законных предметов
массового потребления. Научные исследования
показывают, что административные запреты
на эротику большей частью неэффективны,
а сами сексуально-эротические материалы
не приносят того вреда, который им приписывают.
Потребление эротики становится делом
индивидуального усмотрения, а свобода
получения и распространения сексуальной
информации - одним из неотчуждаемых прав
взрослого человека.
Существенный
сдвиг в сексуальных установках конца
ХХ в. - нормализация аутоэротизма и мастурбации.
Мастурбационная тревожность и чувство
вины по этому поводу, отравлявшие жизнь
бесчисленным поколениям мужчин и женщин,
постепенно отходят в прошлое. Среди опрошенных
в 1996 г. 15-18-летних французских подростков
мастурбационный опыт имели 93% мальчиков
и 45% девочек. По данным Французского национального
опроса 1991 г., 67% взрослых мужчин и 72% женщин
сказали, что никогда не испытывали чувства
вины по поводу мастурбации; среди 18-19-летних
мужчин так сказали 82%. Многие взрослые
благополучно женатые люди не только дополняют
мастурбацией партнерские отношения,
но и считают ее самоценной формой сексуальной
активности. Четыре пятых опрошенных в
1996 г. немецких студентов говорят, что
мастурбация - самостоятельная форма сексуального
удовлетворения, наряду с партнерским
сексом.
Исключительно
важной формой сексуального удовлетворения,
особенно для тех людей, которым по тем
или иным причинам трудно реализовать
свои эротические желания в обычных отношениях,
лицом к лицу, становится виртуальный
секс Интернет - это и новая, не ограниченная
даже государственными границами, служба
знакомств, и возможность проиграть свои
воображаемые сексуальные идентичности,
и просто шанс выговориться. Как и всякое
новое явление, это чревато опасностями,
прежде всего - возможностью отрыва от
действительности и ухода из реальной
жизни в виртуальную. Сексологи уже говорят
об особой «виртуальной сексуальной зависимости».
Однако эти страхи преувеличены. «Интернет-зависимости»,
как и «телемании», по поводу которой паниковали
в середине ХХ в., подвержены главным образом
люди с уже наличными коммуникативными
проблемами и трудностями. К тому же виртуальный
секс может использоваться и в целях сексуальной
терапии.
Меняются функции
коммерческого секса (проституции). В XIX
и начале XX в. бордели часто посещали юноши,
только начинавшие половую жизнь. Во второй
половине XX в. значение этой функции проституции
резко уменьшилось. Среди американских
мужчин, опрошенных Кинзи, с проститутками
начинали половую жизнь 22%, а сейчас - только
3%. По данным Французского национального
опроса 1991 г., среди мужчин 1922-1925 гг. рождения
начали половую жизнь с проституткой 21,1%,
среди родившихся в 1962-1971 гг. - 2,5%, а в младшей
возрастной группе (1972-1973 гг. рождения)
- никто. Современные подростки и юноши
большей частью проходят «сексуальную
инициацию» с собственными сверстницами.
Отрицательные
стороны коммерческого секса общеизвестны.
Во-первых, он угрожает здоровью населения,
будучи рассадником венерических заболеваний,
а в последние годы - и СПИДа. Во-вторых,
он покоится на угнетении женщин, вынужденных
торговать собой. В-третьих, проституция
безнравственна. В-четвертых, она тесно
связана с преступным миром. В-пятых, несмотря
ни на какие запреты, в нее вовлекаются
несовершеннолетние
Однако проституция
вообще, а подростковая - тем более неотделима
от таких социальных условий, как бедность,
безработица, бездомность. Не уничтожив
их, устранить проституцию нельзя. Кроме
того, нужно ясно осознавать, кого и от
чего мы хотим защитить. Защита общества
от инфекционных заболеваний, женщин и
детей - от сексуальной эксплуатации, людей
вообще от греха и безнравственности -
совершенно разные задачи, требующие разных
методов.
Сексуальное
обслуживание за деньги имеет достаточно
глубокие социальные, психологические
и сексуальные функции. Оно упрощает и
ускоряет сексуальное сближение, избавляя
мужчину от необходимости ухаживать, соблюдать
какие-то ритуалы. В принципе любовная
игра сама по себе доставляет огромное
удовольствие, но есть мужчины, которых
она не интересует или которые не умеют
ее вести. Коммерческий секс избавляет
мужчину от ответственности, как социальной
(в случае беременности), так и эмоциональной.
Нормальная сексуальная близость предполагает
какую-то личную, эмоциональную вовлеченность,
заботу о партнере. Однако некоторые мужчины
к этому не способны. Им нужен именно отчужденный,
анонимный секс, свободный не только от
обязательств, но и от интимности. Коммерческий
секс привлекает мужчин экзотическим
разнообразием, возможностью приобретения
нового опыта. «Порядочные» женщины, воспитанные
в антисексуальном духе, часто не дают
себе труда позаботиться об эротической
технике, приемах возбуждения и т.д., поэтому
они быстро надоедают. Профессиональная
проститутка обязана совершенствовать
свою технику, она не только учит своих
клиентов, но и сама постоянно учится у
них. Кроме того, она делает то, что клиент
хочет, тогда как жена может ему в этом
отказать. Сексуальные желания многих
мужчин содержат нечто не вполне обычное.
До тех пор пока секс считается «грязным»,
«плохие» женщины всегда будут для некоторых
мужчин соблазнительнее «хороших», ибо
«порядочность» ассоциируется с монотонностью
и скукой. Существует и проблема возраста.
Стареющих мужчин влекут молодые женщины,
тогда как их собственная привлекательность
уменьшается. Власть, богатство или престиж
вполне способны компенсировать это. Остальным
приходится довольствоваться законным
браком или обращаться к проституткам.
Нередко мужчина ищет в проститутке не
только сексуального партнера, но и собеседницу,
которой он может изливать свои обиды,
изображать из себя более значительного
человека, чем он на самом деле является,
и т.п. Проституция - это секс вдали от дома.
Недаром она процветает в больших городах,
вблизи военных учреждений и т.д. Самые
частые клиенты проституток - приезжие
и командированные. Наконец, проституция
- последнее убежище для несчастных, уродливых,
больных, кто считает, что не может привлечь
женщину иначе как за деньги.
Существует несколько вариантов социальной политики.
Запрет и полное искоренение проституции с помощью правовых и административных мер. Это заведомо неэффективно и часто дает противоположный результат. При всей ее неприглядности, проституция в некоторых случаях способствует уменьшению числа сексуальных преступлений, например, изнасилований. После легализации проституции в Дании число зарегистрированных изнасилований в этой стране снизилось на 70%, тогда как в Австралии, после того как проституция там была законодательно запрещена, количество изнасилований выросло на 149%.
Ограничение распространения проституции, когда она формально или фактически разрешается в одних районах города и запрещается в других; или запрещается только детская проституция; или правоохранительные органы проводят периодические облавы на проституток.
Борьба с проституцией
путем систематического воспитания и
просвещения. Это абсолютно необходимо,
но тоже не панацея. Выработать единую
стратегию и социальную политику относительно
проституции западные общества в ХХ в.
не смогли, даже две самые либеральные
страны - Нидерланды и Швеция - в этом вопросе
решительно расходятся.
Самая трудная
проблема, которую ХХ век оставил в наследство
ХХI-му, - отношение к детской сексуальности.
В этом вопросе существуют две противоположные
и одинаково важные тенденции. С одной
стороны, в противоположность средневековой
идее имманентной чистоты и асексуальности
ребенка (хотя она сосуществовала с идеей
имманентной детской греховности, от которой
ребенка может уберечь только строгость
и родительский контроль), современная
наука признает факт существования детской
сексуальности, которую должны учитывать
родители и воспитатели и из которой вытекает
также право детей и особенно подростков
на получение сексуальной информации.
С другой стороны,
современное общество, в отличие от ряда
древних цивилизаций, остро осознает необходимость
защиты детей от сексуальных посягательств
и эксплуатации со стороны взрослых. Прежде
всего, это делается путем установления
легального возраста согласия - минимальный
возраст, начиная с которого закон допускает
добровольные сексуальные отношения между
взрослым (старше 18 лет) и подростком. Самый
распространенный в Европе легальный
возраст согласия, принятый в половине
всех европейских стран, - 14 лет; еще в одной
четверти стран - 15 лет, лишь в 15 странах
действует 16-летний рубеж. Во всех цивилизованных
странах существуют также строгие наказания
за вовлечение несовершеннолетних в проституцию
и использование их в производстве и распространении
детской порнографии. В подпольной сексиндустрии
эти нормы не соблюдаются, это делает борьбу
с детской порнографией трудным международным
делом. Поскольку дети - естественные жертвы
всех, включая сексуальные, злоупотреблений
взрослых, а покушения на детей вызывают
сильную эмоциональную реакцию общества,
консервативные силы часто используют
их для разжигания массовой истерии в
средствах массовой информации. Зачастую
непонятно, идет ли речь о защите детей
от сексуальной эксплуатации со стороны
взрослых, или от их собственной пробуждающейся
сексуальности. Однако криминологическая
статистика свидетельствует, что количество
сексуальных преступлений против детей
зависит не от возраста согласия, а от
эффективности правоохранительной системы
данного государства. Как писал Ленин,
эффективность закона зависит не от строгости
наказания, а от его неотвратимости.
Особенно большие
сдвиги происходят в характере сексуального
поведения и ценностей подростков. Во
второй половине ХХ в. практически во всем
мире произошло снижение возраста сексуального
дебюта и уменьшение разницы в этом отношении
между мужчинами и женщинами. Пик этого
процесса пришелся в Европе и США на 1960-70-е
годы, затем он затормозился. По данным
последнего Британского национального
опроса, 30% 16 -19-летних мужчин и 26% женщин
этого возраста пережили первый коитус
еще до наступления 16 лет, средний возраст
сексуального дебюта в этой подгруппе
- 16 лет. Но хотя в целом возраст сексуального
дебюта между 1990 и 2000 гг. снизился, это
произошло не в последние 5 лет, а в начале
1990-х годов (Copas et al., 2002). Сходные данные
существуют по другим европейским странам,
в том числе славянским. Средний возраст
сексуального дебюта в странах Восточной
Европы колеблется у юношей от 15.1 лет (в
Хорватии) до 15.7 лет (в Чехии и Сербии),
а у девушек - от 15.5 (в Польша) до 16.3 лет
(в Сербия) (Bernik and Hlebec, 2001).
Снижение возраста
сексуального дебюта и автономизация
подростковой и юношеской сексуальности
от «внешних» форм социального контроля
(со стороны родителей, школы, церкви и
государства) создает ряд потенциально
опасных ситуаций, прежде всего - нежелательных
беременностей, абортов и заражения инфекциями,
передаваемыми половым путем (ИППП), последнюю
угрозу сделал особенно серьезной СПИД.
Кроме того, в 1970-х годах раннее начало
сексуальной жизни на Западе повсеместно
коррелировало с различными антинормативными
и девиантными поступками (плохая школьная
успеваемость, пьянство, хулиганство,
конфликты с учителями и родителями и
т.д.). Однако в 1980-90-х гг. положение изменилось.
Хотя раннее начало сексуальной жизни
и сегодня часто сочетается у подростков
с проблемным поведением и стремлением
скорее повзрослеть, последствия этого
зависят как от социальных условий, так
и от индивидуальных, личных особенностей
подростка. В тех странах, где существует
эффективное сексуальное просвещение,
сексуальная активность подростков значительно
реже сопровождается эпидемиологическими
и другими социальными издержками.
Характер сексуального
поведения подростка зависит не только
от его субкультуры, но и от его собственных
глубинных личностных свойств. Возраст
сексуального дебюта и индивидуальный
стиль сексуальной активности старшеклассников
коррелируют со степенью их индивидуальной
физической зрелости (точнее - с тем, как
они ее воспринимают) и со стремлением
скорее добиться взрослого статуса. Психологи
выяснили, что важнейшая психологическая
черта молодых 18-20-летних мужчин, ведущих
интенсивную сексуальную жизнь и имеющих
связи с большим количеством женщин, -
любовь к новизне и риску, с которой коррелируют
гипермаскулинность, физическая привлекательность,
эмоциональная раскованность и повышенный
уровень секреции тестостерона. Иными
словами, эти юноши сексуальнее своих
сверстников и полнее персонифицируют
в себе традиционные ценности маскулинности
- предприимчивость, смелость, раскованность,
любовь к риску и т.д.