Санкт-Петербург в истории русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Как и человек, город должен знать, что было до него, на чём он стоит и произрастает, зачем возник и что уготовано ему.
Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Сотни туристов съезжаются сюда со всех концов света, чтобы своими глазами увидеть знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, пройтись по улицам Северной столицы России и прикоснуться к ее истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. История Санкт-Петербурга……………………………………………4
2. Культура Петербурга…………………………………………………..7
2.1 Об архитектуре………………………………………………………..7
2.2 Облик города…………………………………………………………16
2.3 Обилие монументов…………………………………………………..18
2.4 Характерные черты Петербургской культуры…………………...…18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

История-реферат.docx

— 45.11 Кб (Скачать)

Стоит обратить внимание на особую роль Петербурга в освоении Дальнего Востока, Аляски и запада Америки, вплоть до Сан-Франциско.

Рядом с Большим и Мариинским театрами помещалось здание Российско-американской компани,. Вблизи Исаакиевского собора располагалось Императорское русское географическое общество (оно и сейчас существует), чей научный престиж равнялся престижу Российской Академии наук. А в самой Академии наук, самой важной областью исследований были восточные языки, этнография восточных народов и исследования восточных религий.

Петербургская академия, очень  небольшая, была лучшей в мире академией  в области филологических, гуманитарных наук и, главным образом, в изучении восточных языков. Это делает Петербург  не просто европейским городом, а  городом, соединившим в себе градостроительные  и культурные традиции различных  европейских стран, в частности  допетровской России. Петербург —  город общемировых культурных интересов, это отразилось и в его внешнем  облике: на берегу Большой Невы стоят  египетские сфинксы, китайские шицзы  и античные вазы. Кстати сказать, это  характерная черта не только Петербурга, но и Рима, и Парижа, и Лондона  — центров мировой культуры. И  это очень важная черта нашего города.

 

Вторая черта Петербурга, отразившаяся в различных областях, — академизм, склонность к классическому  искусству, классическим формам. Это  проявилось как внешне — в зодчестве, в облике Петербурга и его окрестностей, так и в существе интересов  петербургских авторов, творцов, педагогов  и т. д. Можно упомянуть хотя бы о том, что в нашем городе все  основные европейские и мировые  стили приобретали классический характер. Скажем, модерн начала XX в. в Петербурге резко отличается от модерна московского тем, что этот стиль вскоре приобрел классические формы, и стали создаваться классические здания.

Другая черта, связанная  с академизмом, — профессионализм: в науке, искусстве, даже в технических  специальностях. Профессионализм во всем является следующей очень важной особенностью петербургской культуры.

Характерная деталь, определяющая этот профессионализм, — тесная связь  наук и искусств с обучением. Научные  школы были даже формально связаны  с учебными заведениями. Научная  школа всегда соединялась с учебной, и наоборот. Эту черту петербургской культуры особенно важно вспомнить сейчас, ибо она тщательно уничтожалась в годы советской власти путем закрытия отдельных научных, учебных заведений или путем запрещения ученым совмещать научную работу с учебной.

Учебные заведения, сыгравшие огромную роль в воспитании профессионалов и прославивших русскую науку техническими изобретениями, научными открытиями, созданием высокохудожественных произведений и так далее- это Петербургский университет, который всегда являлся не только учебным, но и научным заведением, с которым связан целый ряд открытий. Это Военно-медицинская академия, которая одновременно была и лечебным, и научным, и образовательным учреждением. Академия художеств также была и учебным заведением, и научным учреждением. Эта многопрофильность — очень характерная черта именно петербургской культуры. Мариинский театр, а до того петербургский Большой театр, с начала XIX в. имеет при себе балетное училище. Теперь это Академия русского балета.

Многие специальные учебные заведения давали очень глубокое и разностороннее общее образование. Русские инженеры благодаря своему образованию и очень широкому профессионализму чрезвычайно ценились во всем мире. Начало многих современных явлений инженерной культуры связано именно с русскими учеными. Это, например, И. И. Сикорский, создавший вертолеты-геликоптеры; В. К. Зворыкин, который изобрел телевидение; русские ученые, создавшие самые современные корабли в Европе. Все они обучались в Петербурге. То есть петербургское образование было лучшим в мире, а особенно хорошо в петербургских учебных заведениях было поставлено преподавание языков.

Любопытной и поучительной чертой Петербурга и его высших учебных  заведений было чтение первых лекций, непременно посвященных общим мировоззренческим  темам.

Еще одна черта характеризует  петербургскую культуру. Это обилие общественных и полуобщественных, полугосударственных  объединений, в которых собиралась мыслящая часть общества — ученые, художники, артисты, музыканты и  т. д. Благодаря этим неофициальным  организациям люди, получившие высшее образование, не чувствовали себя по окончании вузов оторванными  от культурной, научной и художественной жизни. На какой бы работе, в какой  бы местности они ни находились, они всегда объединялись в различные  группы. Об их значении можно судить хотя бы по тому факту, что именно с ними, с этими обществами, кружками, журфиксами и так далее, собиравшимися зачастую на частных квартирах и в помещениях школ, не предусмотренных для таких собраний, с первых месяцев захвата власти большевиками началась усиленная борьба, потому что в них большевики видели соперников, опасных для них.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение.

В Петербурге сконцентрировались самые лучшие черты русской культуры,

он обладает значительным историко-культурным наследием.

Сегодня город превратился  в уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий.

Зодчие разных стран, разных школ и творческих индивидуальностей  ехали созидать новую российскую столицу. Теперь мы по праву можем  называть её культурной столицей России. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием.

За свою историю Санкт-Петербург  поменял несколько названий-эпитетов, вольно или невольно отражавших попытки  сформировать имидж города. Среди наиболее популярных - "Северная Венеция", "Северная Пальмира", которые подчеркивают архитектурно-градостроительные особенности города, служившие оценкой его привлекательности; "Город трех революций" свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последние годы - "северная столица" России и Европы. Последние два эпитета стали особенно популярными в последнее десятилетие и отражают тенденции позиционирования Санкт-Петербурга в условиях современного этапа рыночного развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Грабарь И.Э. История русского искусства. — М., 1912. Т. 3.

Энциклопедия:

" Санкт-Петербург - культурная  столица. История. Памятники. Известные  люди."

Петровские реформы и  развитие русской культуры // Лихачев  Д. С. Избранные труды по русской  и мировой культуре. СПб., 2006.

Русская культура. Избранные  статьи Лихачева Д.С.

Жидков Г.В. Русское искусство  XVIII века. Архитектура. – М.: Стройиздат, 1951.

http://www.spbtours.ru/info/peterburg/history/

Мавродин В.В. Основание  Петербурга. – Л.: Искусство, 1983.

 


Информация о работе Санкт-Петербург в истории русской культуры