Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:58, реферат
Как и человек, город должен знать, что было до него, на чём он стоит и произрастает, зачем возник и что уготовано ему.
Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Сотни туристов съезжаются сюда со всех концов света, чтобы своими глазами увидеть знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, пройтись по улицам Северной столицы России и прикоснуться к ее истории.
Введение…………………………………………………………………..3
1. История Санкт-Петербурга……………………………………………4
2. Культура Петербурга…………………………………………………..7
2.1 Об архитектуре………………………………………………………..7
2.2 Облик города…………………………………………………………16
2.3 Обилие монументов…………………………………………………..18
2.4 Характерные черты Петербургской культуры…………………...…18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23
XVIII век – это эпоха
господства в Европе нового
стиля в искусстве – стиля
барокко. Определенно
Источнику всякой живописи
– свету – художники барокко
отводят главное место.
Настало время пышного
расцвета индивидуализма. Знаменательно,
что именно стиль барокко,
Планирование и прокладка
улиц и магистралей Петербурга
- явление в сущности уникальное.
Основная масса архитекторов
их планировку объясняет
Сравнение лучеобразных
систем магистралей Рима, Версаля
и Петербурга дает возможность
сделать следующие заключения: если
в Риме и Версале лучевые
системы обладают симметрией, при
которой средняя улица
Широко расходящиеся
петербургские проспекты не
Самое закрепление башней исходной точки трех лучевых проспектов - есть русское нововведение, впервые примененное в Петербурге. Широкий веер петербургских проспектов находит полное оправдание в композиции генерального плана Петербурга, так как эти проспекты прорезают насквозь левобережную территорию города и прочно держат кольцевые магистрали в наиболее существенных местах, а именно: в точках перегиба Фонтанки и Мойки. Лучевые магистрали Петербурга чрезвычайно удобны и в транспортном отношении, на что указывает дальнейшее развитие этих проспектов.
Таким образом, лучевая
планировочная система
Строительство в городе
в 1709 г. развивалось сравнительно
медленно и только с
По указу Петра для жилых домов архитектор Трезини разработал типовые проекты, ярко отразившие классовую структуру феодального общества. Дома для "именитых", "зажиточных" и "подлых" людей отличались друг от друга не только размерами, планировкой и этажностью, но и богатством архитектурного оформления их фасадов.
Учитывая большое
К началу 80-х годов XVIII в.Петропавловская крепость уже значительно изменила свой первоначальный вид, как об этом можно судить по панораме Зубова. Земляные валы и бастионы начали заменяться кирпичными на каменном цоколе. С восточной стороны в крепость вели главные Петровские ворота, сооруженные архитектором Трезини в 1708 г. из дерева, а в 1718 г. выполнены по его же проекту из камня. Они сохранились до нашего времени.
В 1718 г. у Невы
на Сенатской площади начала
строиться каменная церковь
В 1716 г. начала складываться
многолучевая композиция
На Миллионной линии
находился первый Зимний
Вся территория между Адмиралтейством и Фонтанкой, Невой и Мойкой была застроена и освоена. Мойку соединили с Фонтанкой, а также с Невой, для чего были прорыты три канала, получившие название Лебяжьей канавки, Красного канала и Зимней канавки.
Намеченная и прорытая
сеть каналов в городе и
на островах имела троякое
назначение. Каналы служили на
первых порах как дренажные
магистрали, способствовавшие осушению
территории города. Затем в основной
своей массе были расширены
и углублены, и стали служить
постоянными транспортными
Вообще Петр I придавал
большое значение наблюдениям
за своенравной и капризной
Невой. Регулярные изучения
Возникновение и развитие
ансамбля Летнего сада
В 1720 году Петром, как загородная резиденция для отдыха, был построен небольшой дворец, получивший название Смольного дворца. Свое название он получил от находившегося неподалеку Смольного двора, на котором для нужд флота варилась смола.
Вскоре в столице
начинает развертываться
Характерным примером
пригородных дворцово-парковых
2.2 Облик города.
Говорят, что Петербург по своему внешнему облику самый европейский из русских городов. И из этого исходят, характеризуя русскую культуру. Европейские города в основном восходят к средневековью, и в древнейшей своей части характер этих городов совершенно иной. Это очень узкие улицы, концентрическая планировка, которая как будто кружит вокруг своего центра. Но Петербург не похож ни на один из европейских городов.
Главное в облике нашего города — четко выраженные горизонтали. Первая горизонталь — это линия соприкосновения воды и земли на колоссальных пространствах разветвленного устья Невы. Благодаря отвесным набережным, которые имеются только в Петербурге, это идеально прочерченные линии. Линия соприкосновения воды и земли — самая важная.
Другая горизонталь — это ровный, всегда одинаковый уровень набережных. И третья горизонталь — четкая линия домов, линия соприкосновения крыш домов и неба, которая регулировалась специальными постановлениями: не выше Зимнего дворца.
К этим горизонталям восходят
вертикали: перпендикуляры Петропавловского,
Михайловского и
Между тем в Петербурге можно найти и довольно много архитектурных традиций Москвы XVII в., которые продолжены здесь, несмотря на петровские преобразования. Их можно обнаружить в планировке зданий Двенадцати коллегий. Башня Адмиралтейства с въездной аркой и шпилем над ней напоминают части древнерусского кремля. Старые традиции можно найти даже в сводах Меншиковского дворца: там и псковские, и новгородские своды.
Еще одна особенность русских городов, ярко выраженная в Петербурге, — гостиные дворы, характерные для Архангельска, Новгорода, Костромы, Ярославля, Калуги и многих других русских городов. Все они имели солидные торговые центры в виде гостиных дворов.
В Петербурге их сразу несколько: большой Гостиный двор (угол Невского проспекта и Садовой), Апраксин двор, Никольский двор, Андреевский рынок и так далее. Наличие гостиных дворов в Петербурге придавало его торговле вид и характер, типичные для русских городов.
2.3Обилие монументов.
Что действительно отличает
Петербург от других русских городов
— это то, чего не было в русских
традициях XVII и предшествующих веков:
обилие монументов, властно подчиняющих
себе пространство. Они не просто расставлены
по городу, а как бы группируют вокруг
себя все архитектурное
Роль монументов в Петербурге действительно совершенно новая для России. Русь знала только один вид монументального увенчания событий и людей — церкви и часовни. Здесь, в Петербурге, появилась новая традиция, связанная с европейскими обычаями. Ибо это не только русский, но и европейский город.
2.4 Характерные черты Петербургской культуры
Важной особенностью Петербурга была его научная связь со всем миром, не только с Европой. Это центр арктических и антарктических исследований.
Информация о работе Санкт-Петербург в истории русской культуры