Санкт-Петербург в истории русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Как и человек, город должен знать, что было до него, на чём он стоит и произрастает, зачем возник и что уготовано ему.
Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Сотни туристов съезжаются сюда со всех концов света, чтобы своими глазами увидеть знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, пройтись по улицам Северной столицы России и прикоснуться к ее истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. История Санкт-Петербурга……………………………………………4
2. Культура Петербурга…………………………………………………..7
2.1 Об архитектуре………………………………………………………..7
2.2 Облик города…………………………………………………………16
2.3 Обилие монументов…………………………………………………..18
2.4 Характерные черты Петербургской культуры…………………...…18
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

История-реферат.docx

— 45.11 Кб (Скачать)

                                     

                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. История Санкт-Петербурга……………………………………………4

2. Культура Петербурга…………………………………………………..7

2.1 Об архитектуре………………………………………………………..7

2.2 Облик города…………………………………………………………16

2.3 Обилие монументов…………………………………………………..18

2.4 Характерные черты Петербургской культуры…………………...…18

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                                                                                                  

                                                Введение

Как и человек, город должен знать, что было до него, на чём он стоит и произрастает, зачем возник и что уготовано ему.

Петербург по праву считается  одним из красивейших городов  мира. Сотни туристов съезжаются сюда со всех концов света, чтобы своими глазами увидеть знаменитые памятники  скульптуры и архитектуры, пройтись по улицам Северной столицы России и прикоснуться к ее истории.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга - его визитная карточка. Полный архитектурной  гармонии и европейской элегантности, город основан в 1703 году императором  Петром I на побережье Финского залива в дельте Невы как " окно в Европу".

Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить удивительно  строгое сочетание архитектуры  разных эпох и различных архитектурных  стилей. Его застройку осуществляли Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан и другие архитекторы.

   Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду и экономическую реформу Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста.

 

 

 

1.История Санкт-Петербурга

С древних времён на берегах  Невы и Ладожского озера жили славянские племена. В начале 16 века на территории современного Санкт-Петербурга находилось несколько десятков деревень. Вплоть до начала 17 столетия земли по берегам  Финского залива принадлежали русскому государству, но по условиям Столбовского мира 1617 года Россия потеряла их. Лишь спустя сто с лишним лет Петр I смог вернуть эту территорию и навсегда включить её в состав России.

История Санкт-Петербурга началась 16 мая 1703 года. Именно в этот день на небольшом Заячьем острове в  устье Невы была заложена Петропавловская  крепость, а уже 24 мая началось строительство  первого городского здания – домика Петра I. Болотистые почвы, влажный климат и разливы реки не помешали царю упорно, год за годом, возводить новый город, которому предстояло стать одной из самых красивых столиц мира.

Санкт-Петербург строился очень быстро. К концу 1703 года открылась таможня и городской рынок, началось создание морского порта. В 1704 году была заложена Адмиралтейская верфь, спланирован и разбит Летний сад, появилась первая русская биржа. В следующем году было построено Адмиралтейство и Гостиный двор на Троицкой площади. В 1706 году на воду спустился первый военный корабль.

С каждым годом город разрастался  и становился всё красивее. В 1710 году на берегу Невы была основана Александро-Невская  Лавра, первое кладбище и первая школа, началось строительство Меньшиковского дворца на Васильевском острове. В 1711 году был заложен Невский проспект, Литейный двор, Арсенал. В городе появляется все больше зданий административного и государственного характера, сюда переселяются знатные бояре и дворяне, сподвижники Петра I. Здесь решаются все важнейшие государственные дела. В 1712 году столица была официально перенесена из Москвы в Петербург.

Во второй четверти 18 века были построены здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Спасо-Преображенский собор, фарфоровый и стекольный заводы; учрежден лейб-гвардии Измайловский полк и артиллерийская школа, Первый Шляхетский Кадетский корпус. В 1735 г. Анна Иоанновна издаёт указ о ширине петербургских улиц и правилах застройки, а также о разделении города на пять частей: Адмиралтейскую, Васильевскую, Санкт-Петербургскую, Литейную и Московскую. Каналы Васильевского острова, созданные при Петре I, были засыпаны и стали называться линиями, а улицы получили свои первые официальные названия. К 1750 году в Санкт-Петербурге проживало около 95 тысяч человек, и было проложено примерно 150 улиц.

К концу 18 века в городе появились  Большой Гостиный двор на Невском  проспекте, знаменитые мосты через  Фонтанку с четырьмя башенками и  цепями, Главная аптека на Миллионной улице, Таврический дворец, Императорская  публичная библиотека, Михайловский замок (Инженерный замок). В 1789 г. был  издан первый путеводитель по Санкт-Петербургу. В 1800 году в городе проживало около 220 тысяч человек.

В середине 19 века в Санкт-Петербурге проживали уже более полумиллиона человек. В начале 50-х годов 19 века был построен Николаевский (сегодня  – Московский) вокзал. В 50-70-х годах 19 века в Петербурге было основано Морское  министерство, построены Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, Исаакиевский собор; установлен памятник Николаю I.

В последние два десятилетия 19 века в Петербурге был возведён Малый театр на Фонтанке, начала работать первая телефонная станция  на Невском проспекте и первая электростанция на Мойке. Петербург  стал первым европейским городом, полностью освещенным электричеством. На Невском проспекте открыт первый кинотеатр.

В 20 веке город разрастался  еще стремительнее, чем раньше. В 1903 году был открыт Троицкий мост через  Неву, в 1904 – Витебский вокзал, театр  Веры Комиссаржевской. В последующие  два года открыт Храм Воскресения  Христова (Спас-на-Крови), началось регулярное трамвайное движение на Невском проспекте, был выпущен первый русский художественный фильм. В 1910 году над Петербургом впервые пролетел русский военный дирижабль. К этому времени в городе уже проживало почти 2 миллиона человека.

С 1911 по 1917 годы в Санкт-Петербурге был открыт мост Петра Великого через  Неву (Большеохтинский) и разводной Дворцовый мост. В 1917 году Петербург стал центром Октябрьской революции; здесь заседало Временное, а позже и Советское правительство. Сразу же после смены власти город был переименован в Петроград; на тот момент в нем проживало 2,5 миллиона человек. В следующем году столица была перенесена из Петрограда в Москву. После смерти В. И. Ленина в 1924 году название города сменилось на Ленинград.

В 1940 году началось строительство  Ленинградского метрополитена. Вскоре после начала Великой Отечественной  войны Ленинград был окружен  гитлеровскими войсками. Десятки  тысяч людей эвакуированы. Для  оставшихся жителей была организована “Дорога жизни” по льду Ладожского озера. В 1942 году от голода и холода в блокадном Ленинграде погибло  несколько сотен тысяч человек. На следующий год блокада была прорвана.

Во второй половине 40-х  годов Ленинград начинает постепенно восстанавливаться. Возобновляется работа заводов и фабрик, высаживаются парки, открываются памятники и мемориалы  в честь защитников Ленинграда. В 50-х годах 20 века был открыт аэровокзал в Пулково, пущена первая линия ленинградского метрополитена (от площади Восстания до Автово), открыт Музей истории Ленинграда; на Марсовом поле стали зажигать первый в стране Вечный огонь; велось массовое жилищное строительство.

В 1991 году городу возвратили его историческое название – Санкт-Петербург. Сейчас Санкт-Петербург – это  огромный многомиллионный город, который  продолжает расти и развиваться. Он является культурной столицей России и крупнейшим промышленный городом  Северо-Западного региона.

 

2.Культура Петербурга

2.1Об архитектуре

В первые годы после основания ,десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург. Но в Петербурге они не имели готовых жилищ и даже самых необходимых строительных материалов. Указ Петра о запрещении каменного строительства во всей России, за исключением Петербурга, вышел только в 1714 году, поэтому в первые годы строительство велось из всяких материалов, находившихся под рукой. Дерево в бревнах и досках, глина для мазки деревянных стен и для изготовления сырцового кирпича, хворост и дерн для покрытия домов - все шло в дело. При отсутствии предварительно составленного генерального плана Петербурга такое строительство могло привести к непоправимому хаосу. Однако этого не произошло, и даже больше того - иностранцы, приезжавшие в Петербург в двадцатых годах XVIII в., с восторгом отзывались о новой петровской столице.

Что же было сделано для  того, чтобы предотвратить стихийное  развитие города и сделать его  удобным, благоустроенным и красивым? Среди строительных мероприятий  петровского времени выделяются три главных, а именно: 1) государство  приняло на себя руководство работами по осушению почвы и по прокладке  улиц и набережных; 2) государство  заняло опорные пункты городского плана, из которых главным был центр  Петербурга; 3) чтобы обуздать стихию застройки улиц и кварталов, частным  застройщикам были предложены образцовые дома с обязательством строить дом не внутри участка, а по "красной линии" улицы, что также имело важное противопожарное значение.

 Примерно в это же  время выходили указы Петра  о переходе к регулярной застройке,  о широком применении посадки  новых зеленых насаждений и  сохранении старых, о строительстве  набережных и их укреплении, а  в последующем и об их облицовке  гранитом; о проведении осушительных  работ, замощении и освещении  улиц в ночные часы. Все это  составило целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Отсюда становится очевидным, что петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства.

 Одновременно с решительным  переломом во всех областях  городского строительства произошли  крупнейшие сдвиги и в самих  художественных воззрениях русских  зодчих. Для осуществления строительной  программы, особенно широко развернутой  в Санкт-Петербурге, требовались  многочисленные архитектурные кадры.  В начале XVIII в. Москва, обладавшая крупными зодчими, все же являлась хранительницей старины, и, следовательно, в новой обстановке, когда сам Петр стремился к европеизации русской культуры, было необходимо приглашение иностранцев. Снова, как и при Иване III, в Россию приезжают иностранные архитекторы. Большинство из них сосредоточилось в Петербурге, где под руководством самого Петра и Комиссии строений, возглавляемой Ульяном Сенявиным, осуществляются широкие строительные работы. Начиная с 1713 г. в Петербурге работают Шлотер, Шедель, Леблон, Матарнови и ряд других мастеров.

 Сам факт приглашения иностранных мастеров архитектурного дела был вызван исторической необходимостью и в свете задач, стоявших перед Россией петровского времени, был прогрессивным явлением. В Петербург приехали сразу и итальянцы, и немцы, и голландцы, и французы, здесь они живут и работают одновременно. Они не только работали рядом, строя одно возле другого здания четырех различных стилистических типов, но зачастую работали все над одной и той же постройкой, причем каждый вносил в нее свои расовые и индивидуальные особенности. Сплошь и рядом проекты принадлежали итальянцу, постройку начинал немец, продолжал ее француз, потом вел другой итальянец, а там появлялся еще и голландец.

  Отдельные иностранные  архитекторы, особенно Трезини, Шедель и Леблон, сделали положительный вклад в русское зодчество. Однако нельзя преувеличивать творческого значения этих мастеров и тем более считать их проводниками западноевропейской художественной культуры, якобы воспринимавшейся в России без каких-либо существенных изменений.

Следует также отметить, что далеко не все архитекторы, поступившие  при Петре I на русскую службу, оправдали  себя в проектной и строительной работе. Чрезмерное доверие к иностранцам  со стороны Петра открывало широко двери всем желавшим ехать в Россию, и, естественно, поэтому наряду со способными людьми в Петербург попадали посредственные или вовсе никуда негодные архитекторы-самозванцы. Общеизвестна неудача Расстрелли-отца, которому пришлось отказаться от архитектурной карьеры и целиком заняться скульптурой.

 Но при всем при  этом, все творчество архитекторов, работавших в России, не разграничивает  между собой, и между их первыми  и позднейшими работами, нет значительной  разницы. 

 Так, например, Доменико Трезини, долгое время работавший при королевском дворе в Копенгагене, принес с собой в Петербург суровые формы скандинавского зодчества. Эта суровость нашла воплощение в колокольне Петропавловского собора, которая поднимается над равниной Невы подобно шпилеобразным башням Стокгольма, Таллинна и Риги. Однако в дальнейшем под влиянием русского зодчества архитектурные формы Трезини заметно смягчились.

 Еще более наглядную  эволюцию демонстрирует творчество  Шеделя, который прожил в России 40 лет. Сравнение построек Шеделя показывает, как постепенно, но неуклонно продолжалось художественное мышление этого мастера, и как укреплялась связь его творчества с национальной русской архитектурой. Если первые работы Шеделя в Ораниенбауме и Петербурге еще примыкают к западным образцам, то его постройки для Киево-Печерской Лавры несут в себе чисто русскую мягкость и получают богатый орнамент, очень близкий к мотивам народного творчества.

 К сожалению, эта  сторона в биографиях иностранных  зодчих, работавших в России, остается  еще малоизученной, но можно  с полной уверенностью утверждать, что творчество иностранцев, попавших  на русскую почву, не осталось  неизменным. И даже больше того, оторванные от Родины и работавшие  в течение многих лет в обстановке  русской природы вместе с русскими  плотниками, резчиками, литейщиками  и каменных дел мастерами, попав  наконец в страну, имевшую высокую  национальную художественную культуру, эти архитекторы становились  мастерами русского искусства.

Информация о работе Санкт-Петербург в истории русской культуры