Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:22, контрольная работа
Творчество английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма.
Романтические поэмы были новым достижением Байрона в поэзии. Их отличает разнообразие поэтического видения душевного мира человека в самые напряженные моменты жизни. Герою, его мыслям, переживаниям созвучна природа и ее стихии. Их движение и непрерывное изменение во времени придают пейзажам в поэмах особую красоту. Где бы ни видел поэт своих героев - на фоне бескрайнего моря, диких скал или развалин замков, - он использует пейзаж не только для того, чтобы подчеркнуть их одиночество, но и показать быстротечность времени.
Введение 3
1. Немного о романтизме 4
2. Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811 гг.) 5
3. Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816 гг.) 8
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Однако
ко времени появления «восточных
поэм» это их противоречие не столь
резко бросалось в глаза. Гораздо
более важным тогда (1813 – 1816) было другое:
страстный призыв к действию, к
борьбе, которую Байрон устами своих
неистовых героев провозглашал главным
смыслом бытия. Самая замечательная
черта «восточных поэм» - воплощённый
в них дух действия, борьбы, дерзновения,
презрения ко всякой апатии, жажда
битвы, которая будила от малодушной
спячки изверившихся людей, подымала уставших,
зажигала сердца на подвиг. Современников
глубоко волновали разбросанные
повсюду в «восточных поэмах»
мысли о гибели сокровищ человеческих
сил и талантов в условиях буржуазной
цивилизации; так, один из героев «восточных
поэм» грустит о своих «
Торжество
реакции породило настроения трусливости
и ренегатства. Реакционные романтики
воспевали «покорность
Композиция
и стиль «восточных поэм» весьма
характерны для искусства романтизма.
Где происходит действие этих поэм,
неизвестно. Оно развёртывается на
фоне пышной, экзотической природы: даются
описания бескрайнего синего моря,
диких прибрежных скал, сказочно прекрасных
горных долин. Однако тщетно было бы искать
в них изображения ландшафтов
какой-либо определённой страны. Каждая
из «восточных поэм» является небольшой
стихотворной повестью, в центре сюжета
которой стоит судьба одного какого-
либо романтического героя. Всё внимание
направлено на то, чтобы раскрыть внутренний
мир этого героя, показать глубину
его бурных и могучих страстей.
Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной
завершённостью; главный герой не
является лишь связующим звеном между
отдельными частями поэмы, но представляет
собой главный интерес и
Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.9
Раньше всех «восточных поэм» увидел свет «Гяур». Повесть была написана в мае – ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев.
«Рассказ,
составляющий содержание этих разрывных
отрывков, основан на происшествиях,
менее обычных на Востоке в
настоящее время, чем прежде, может
быть потому, что дамы стали теперь
более осмотрительны, чем в старину,
или же потому, что христианам теперь
больше улыбается счастье, или же
они менее предприимчивы. В законченном
виде рассказ должен был заключать
в себе историю невольницы, брошенной
по мусульманскому обычаю, в море за
неверность, за которую мстит молодой
венецианец, её возлюбленный. Событие
это отнесено к тому времени, когда
Семь Островов были под властью Венеции
и вскоре после того, как арнауты
были прогнаны из Мореи, которую они
опустошили несколько времени спустя
после вторжения русских. От падения
майнотов после того, как им не дозволили
разграбить Мазитр, помешало предприятию
русских и привело к
Сюжет этой поэмы сводится к следующему: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ – это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Леилы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки.
Однако мщение не принесло гяуру ни удовлетворения, ни покоя. Его смятенный дух терзаем тайным недугом. Он стремится отстоять своё личное достоинство от покушений какого-то мрачного, тёмного мира, который олицетворяется в поэме таинственным и враждебным фоном, окружающим героя. Характер гяура раскрывается в борьбе и в трагических противоречиях его души: он яростно сопротивляется угрожающим ему таинственным силам; отчаяние не ослабляет его стремление к действию, к битвам:
Мне прозябанье слизняка
В сырой темнице под землёю
Милей, чем мёртвая тоска
С её бесплодною мечтою
Гяур терзается мыслью о том, что его «богатые чувства» по-пустому растрачены на бессмысленные вещи. В его монологе звучит обвинение обществу, которое сделало его несчастным отщепенцем, унизило.10
В
примечаниях к заключительным строкам
поэмы Байрон вкратце сообщает о
том, что послужило ему основой
для создания «Гяура»: «Обстоятельства,
о которых говорится в этой
повести, достаточно обыкновенны в
Турции… Мне же сюжетом послужила
стародавняя, теперь уже почти забытая
история одной молодой
«Абидосская невеста». Поэма создана в первой половине ноября 1813 года в течение одной недели. 5 декабря 1813 года поэт занёс в дневник: «Абидосская невеста» вышла в четверг второго декабря… она отвлекла мои мысли от действительности и заняла их вымыслом; от себялюбивых сожалений обратила к живым воспоминаниям и увела в страну, которая в моей памяти окрашена самыми радужными и зловещими, но неизменно яркими красками».
Действительно, поэма полна красочных описаний Востока. «Абидосская невеста» названа Байроном турецкой повестью. Поэма начинается с описаний «далёкого и прекрасного» края:
Кто знает край, где небо голубое
Безоблачно, как счастье молодое,
Где кедр шумит и вьётся виноград,
Где ветерок, носящий аромат,
Под ношею в эфире утопает,
Во всей красе где роза расцветает,
Где сладостна олива и лимон,
И луг всегда цветами испещрён,
И соловей в лесах не умолкает,
Где дивно всё, вид рощей и полян,
Лазурный свод и радужный туман,
И пурпуром блестящий океан,
И девы там свежее роз душистых,
Разбросанных в их локонах волнистых?
Сюжет
этой повести таков: седой султан
Яфар решает отдать свою единственную
дочь Зулейку в жёны Осману. Но она
влюблена в своего брата
Селима, и это чувство взаимно. Селим предлагает
ей бежать и назначает место встречи Зулейке,
где он должен рассказать всю правду о
себе. Когда Зулейка пришла в назначенное
время, пред ней предстал «новый» Селим.
Он ей поведал, что он является главарём
шайки против её отца Яфара, что он ей не
является родным братом, что когда-то давно
Яфар отравил своего брата Абдалу, отца
Селима. И теперь Селим готов отомстить
Яфару.
Но ему это не удается. Злобный отец выследил их. Напрасно Селим пытался убежать. Яфар застрелил его. Вместе с Селимом умирает и Зулейка. Но месть всё таки была свершена. Зулейка была единственной отрадой отца и её не стало. Убийца остаётся один.
Так же, как и Гяур, Селим из «Абидосской невесты» выступает против тирана из личной мести. Байрону удается показать особенности характера Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток глазами европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм. «Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца. Вот почему Байрон так и прелестен в Гяуре, в Абидосской невесте и проч.» – писал А.С. Пушкин.12
В декабре 1813 года Байрон начал работу над новой поэмой «Корсар», «написанной с любовью и взятой из жизни». Он поставил эпиграфом стихи Тассо. Повесть начинается с предисловия, которое посвящается Томасу Муру. Поэма состоит из трёх песней, из которых каждая начинается с эпиграфа. Эпиграфом служат стихотворные строки Данте.
Герой
поэмы является вождём пиратов –
бесстрашных людей, преступивших деспотический
закон собственнического
Честолюбивцев, жаждущих утех,
Чей сон не крепок, чей не весел смех…
Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи больших городов.
Корсар, их смелый и мудрый предводитель, - такой же бунтарь и отщепенец, как и Гяур. На острове пиратов все его почитают и боятся. Он суров и властен. Команды пиратских бригов послушны мановению его руки, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трём намёкам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно жаждал «творить добро».
Как и судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был конец Конрада, никому неизвестно.
Герой «Корсара» как бы всё время погружён в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает своё одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом скрывается индивидуализм героя, стоящего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; её бунт против гнусной действительности носит действенные формы: она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.
Конрада роднит с Гяуром и другими героями «восточных поэм» могучая сила духа. Однако неустрашимая, огненная натура его, несмотря на присущие ей черты индивидуализма, всё же многообразнее и сложнее, чем характеры героев других поэм; в ней есть место не только для гнева, но и для сострадания.
Хотя поэма и была взята из жизни, Конрад не был Байроном; но это был герой байронического типа – свирепый и нелюдимый, дикий, управляемый своим роком, ураган, обрушивающийся на мир. О нём не знают, откуда он, куда стремиться. Он окутан тайной. В его прошлом всегда скрывается преступление, которое нам остаётся неизвестным. «Для него не существует ни раскаяния, ни отчаяния, ни искупления, то, что совершенно, не может быть уничтожено, - нельзя изгладить неизгладимое; он обретёт покой только в могиле». Это чаще всего вероотступник или атеист, он не ищет рая, он ищет отдыха. Чтобы отвлечься от самого себя он бросается в действие, в борьбу; корсар или пират, он объявляет войну обществу: гонится за сильными ощущениями. Ждёт ли его гибель – он готов любой ценой купить избавление от скуки.13
Конрад был человеком действия, вождём пиратов; Байрон, которого угнетала его лень, бездействовал. Конрад был сильный, Байрон – хромой; Конрад – смуглый, Байрон – бледный. Смех Конрада был язвительной насмешкой, «которая приводила людей в ярость и в содрогание»; у Байрона смех был весёлый и обаятельный.