Романтизм Д.Г. Байрона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Творчество английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма.
Романтические поэмы были новым достижением Байрона в поэзии. Их отличает разнообразие поэтического видения душевного мира человека в самые напряженные моменты жизни. Герою, его мыслям, переживаниям созвучна природа и ее стихии. Их движение и непрерывное изменение во времени придают пейзажам в поэмах особую красоту. Где бы ни видел поэт своих героев - на фоне бескрайнего моря, диких скал или развалин замков, - он использует пейзаж не только для того, чтобы подчеркнуть их одиночество, но и показать быстротечность времени.

Содержание

Введение 3
1. Немного о романтизме 4
2. Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811 гг.) 5
3. Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816 гг.) 8
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Культа - контра.docx

— 43.46 Кб (Скачать)

     1!

Содержание

 

Введение 3

1. Немного о романтизме 4

2. Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811 гг.) 5

3. Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816 гг.) 8

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

 

     Творчество  английского поэта Джорджа Гордона  Байрона вошло в историю мировой  литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в  конце XVIII – начале XIX в. новое направление  в искусстве было реакцией на Французскую  революцию и связанное с нею  просветительство.1

     Неудовлетворённость результатами Французской революции, усиление политической реакции в  странах Европы вслед за ней оказались  подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали  общество вернуться к прежнему патриархальному  быту, к средневековью и, отказываясь  от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной  мистики; другие выражали интересы демократических  и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и  воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный  защитник национально- освободительного движения народов, обличитель тирании  и политики захватнических войск, Байрон стал одним из ведущих зачинателей  прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтики  нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и  писателей разных национальных литератур.

     Поэты России, начиная с Пушкина и  Лермонтова, открыли русскому читателю духовный мир английского поэта, и благодаря им в течение всего XIX и начала XX в. вольнолюбивая поэзия Байрона распространилась по всей стране.

     Прошло  свыше полутора веков со дня смерти Байрона, но интерес к его личности и к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих  пор бушуют страсти и ведутся  споры.

  1. Немного о романтизме
 

     Романтизм – направление в европейском  искусстве 1-й половины XIX в. Термин происходит от слова «роман» («романами» в XVII в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от неё  романских языках: французском, итальянском  и др., а позже так называлось всё таинственное и чудесное). Романтизм XIX в. во многом противоположен классицизму, предыдущей эпохи и нормами академического искусства. Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному  миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в  исключительных обстоятельствах. Романтический  герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале – не случайно символом романтизма стал «голубой цветок», поискам которого посвящает жизнь  один из героев Новалиса. Романтик любит  и порой идеализирует далёкое  средневековье, «первозданную природу», в мощных, исключительных проявлениях  которой он видит отражение обуревающих  его сильных и противоречивых чувств. Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают  тайны жизни. Привлекательные черты  романтизма имеют и обратную сторону. Художник превращается в существо высшего  порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и  толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному  или недостижимому, оборачивается  неприятием повседневной жизни, этому  идеалу не отвечающий. Отсюда – так  называемая «романтическая ирония»  по отношению к устоявшейся действительности, которую обыватель принимает  всерьёз. Отсюда и внутренняя раздвоенность  романтика, вынужденного жить в двух несовместимых мирах идеала и реальности, преходящая порой в протест не только против костной действительности, но и против божественного миропорядка («богоборческие» мотивы у Байрона).2

     В литературе понятие романтизма связано  с творчеством авторов: Гёте, 
Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, Купера и По. Яркими представителями романтизма в русской литературе были – В. Жуковский, ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтов и др.

  1. Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811 гг.)
 

     В конце июня 1809 года Байрон со своим  другом Хобхаузом отправились в  двухлетнее путешествие. Оно имело  огромное значение для развития его  личности и поэтического дара. Оно  началось с Португалии, затем начались города Испании. Из Испании Байрон выехал на Мальту, потом в Грецию, Албанию, Константинополь и снова вернулся в Грецию.

     Какой бы удивительной ни была по своей красоте  природа и величественной древняя  культура этих южных стран, Байрон не воспринимал их вне жизни народов, их населявших. Люди, их быт, язык, обычаи, одежда - все вызывает пристальный  интерес поэта. Его поражают социальные контрасты в этих странах: с одной  стороны, нищета, рабство народов, с  другой - неограниченная власть и произвол кучки тиранов. Во время путешествия  Байрон глубоко осознал свое общественное призвание поэта, он стремился увиденное  передать в строфах, обличавших политику правительств тех стран, которые  поддерживали тиранию и насилие  над народами.

     Путевые впечатления обретали разный по тону характер: они были то раздумьями, то призывом к народам сбросить иго  тирании, то восторгами перед красотой женщин, перед экзотикой природы. Ложились эти записи большей частью в спенсерову строфу, девятистрочную, со сложным чередованием рифм; Байрон работал тогда над овладением этой строфой, которая берет начало в английской поэзии эпохи Возрождения. Во время путешествия им было также  создано немало лирических стихотворений  о запомнившихся встречах и событиях. Одновременно появлялись и стихи, давшие начало политической лирике поэта, - «Песня греческих повстанцев», «Прощанье  с Мальтой», к которым примыкала  и сатира «Проклятие Минервы», написанная также в годы путешествия.3

     На  Мальте Байрон начал брать уроки  арабского языка у монаха.

     Албания была в то время почти неизвестной  страной. Дикие горы напоминали Байрону  Шотландию. Мужчины носили короткие юбки, совсем как шотландские горцы, и плащи из козьей шкуры.

     Байрона восхищала пышность Востока –  албанцы в расшитых камзолах, татары в высоких шапках, чёрнокожие рабы, лошади, барабаны, муэдзины, выкликающие  с минаретов мечетей: «Нет Бога, кроме  Бога». Грозный Али-паша оказался маленьким  семидесятилетним старичком с белой  бородой, с учтивыми и полными  достоинства манерами. Но всем было известно, что он, не моргнув, поджарит врага на вертеле или утопит в  озере дюжину женщин, которые чем-нибудь не угодят его невестке. Любовь к власти, презрение к моральным и общественным условностям, тайна, которой он любил себя окружать, весь облик 
Али вызывал в Байроне живые симпатии. Бандит, корсар, атаман разбойничьей шайки – люди этой отверженной среды привлекали Байрона, находя отклик в его чувстве протеста против лицемерия и в его преклонении перед храбростью. Симпатия была обоюдной. Паша прислал Байрону проводников и вооружённый эскорт для обратного пути.4

     Путешествовать  по дикой стране под охраной вооружённых  дикарей – предприятие опасное, но заманчивое. Байрон любил албанцев, они казались ему простыми, верными  людьми.

     Из  Албании англичане отправляются в Грецию. Это была чудеснейшая  горная прогулка верхом. Вечерами сопровождавшие их сулиоты пели песни, которые Байрон с помощью переводчика перелагал  на стихи.5

     Байрон  был растроган, очутившись в Греции. Глазами, привыкшими к суровому климату  севера, к пейзажам, окутанным туманом, к непрерывно бегущим облакам  небо цвета индиго, прозрачный воздух, скалистые горы, чуть тронутые охрой  и шафраном, являли картину света  и счастья.

     После Греции Байрон и Хобхауз прибыли  в Афины, которые в то время  представляли собой большую деревню. Турки, занявшие город, вели себя как  победители, а не как правители, и  предоставляли город собственной  судьбе. В главном кафе около базара турецкие аги, сидя на корточках, посмеиваясь, курили наргиле.

     Французский консул Фовель сопровождал англичан в их путешествиях по Аттике. Через  оливковые рощи и луга златоцветов  они ездили на мыс Сунион. Сквозь белые колонны храма виднелось  «фиолетовое море».

     13 мая 1810 года Байрон и Хобхауз  взяли курс на Константинополь.  В Стамбуле Байрон пленился  ландшафтом – берега Европы  и Азии, унизанные дворцами, сверкающий  купол собора св. Софии, Принцевы  острова, такие приветливые издалека.

     Он  поднимался вверх по Босфору и  сидел на голубых утёсах Симплегад, которые стерегут вход в пролив и, по предании древности, сдвигаются, когда  входит в корабль, чтобы раздавить  его.

     Наконец, 4 июля 1810 года Байрон и Хобхауз покинули Константинополь. Хобхауз возвращается в Англию, а Байрон отправляется ещё раз в Афины.6

     Во  время своего вторичного пребывания в Афинах Байрон поселился в монастыре  капуцины. Местоположение было замечательное: прямо напротив возвышался Гимет, позади Акрополь, направо храм Юпитера и  налево город.

     Представление о мире, из которого складывался  теперь его внутренний пейзаж, было просто. Земной шар создан с неизвестной  нам целью Богом, которому, по-видимому, нет дела до наших страданий. Люди, увлекаемые своими страстями или  роком, гонятся за приятными ощущениями или за славой. Царства, империи поднимаются  и падают, как волны. Всё суета, кроме наслаждения.

     Путешествие на Восток подтверждало для него справедливость этой доктрины. Повсюду, где Байрон ни проезжал, он видел, что жизнь  сурова, пороки всем присущи, а смерть невзыскательна и всегда наготове. Фатализм мусульман укрепил его  фатализм. Ему нравилось их отношение  к женщинам. 
Бесконечное множество религий убедило его в их слабости. Он вывез с собой сомнения, которые казались ему несокрушимыми. В этом длительном одиночестве он познал несколько истин в самом себе. Узнал, что может быть счастлив, только существуя вне закона. Он полюбил эти страны, где ему ни до кого не было дела, так же как и никому до него.

     Возвращаясь в Англию, Байрон записал в своём  дневнике: «После двухлетнего путешествия  я вновь на пути в Англию. Я  видел всё, что есть замечательного в Турции, Трою, Грецию, Константинополь  и Албанию. Не думаю, чтобы я совершил что-нибудь, что отличило бы меня от других путешественников, разве только прогулки вплавь из Сестоса в Абидос, подвиг, весьма достойный для человека нашего времени».

  1. Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816 гг.)
 

     Результатом путешествия Байрона я вились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под  пера Байрона одна за другой выходят  романтические поэмы, впоследствии получившие название «восточных». К  этому циклу относятся следующие  поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816) и «Паризина» (1816). Определение  это в полной мере, если иметь  в виду колорит, относится только к первым трем; в "Ларе" же, как  указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно  не обозначены, в «Осаде Коринфа» Байрон переносит нас в Грецию, а в  «Паризине» - в Италию. В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для  всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно  в XIX веке, стала называться «байронической».

     Героем  «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий  все правопорядки собственнического  общества. Это – типичный романтический  герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Этих героев лучше всего  охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне: «Это личность человеческая, возмутившаяся  против общего и, в гордом восстании  своём, опёршаяся на самое себя». Восхваление индивидуалистического  бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой  следует искать в гибели освободительных  идеалов революции и установлении мрачной торийской реакции. Этот байроновский индивидуализм был  впоследствии весьма отрицательно оценён передовыми современниками английского поэта.7

Информация о работе Романтизм Д.Г. Байрона