Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:22, контрольная работа
Творчество английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма.
Романтические поэмы были новым достижением Байрона в поэзии. Их отличает разнообразие поэтического видения душевного мира человека в самые напряженные моменты жизни. Герою, его мыслям, переживаниям созвучна природа и ее стихии. Их движение и непрерывное изменение во времени придают пейзажам в поэмах особую красоту. Где бы ни видел поэт своих героев - на фоне бескрайнего моря, диких скал или развалин замков, - он использует пейзаж не только для того, чтобы подчеркнуть их одиночество, но и показать быстротечность времени.
Введение 3
1. Немного о романтизме 4
2. Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811 гг.) 5
3. Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816 гг.) 8
Заключение 19
Список использованной литературы 21
1!
Введение 3
1. Немного о романтизме 4
2. Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811 гг.) 5
3. Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816 гг.) 8
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Творчество
английского поэта Джорджа
Неудовлетворённость результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально- освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войск, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтики нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.
Поэты России, начиная с Пушкина и Лермонтова, открыли русскому читателю духовный мир английского поэта, и благодаря им в течение всего XIX и начала XX в. вольнолюбивая поэзия Байрона распространилась по всей стране.
Прошло свыше полутора веков со дня смерти Байрона, но интерес к его личности и к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих пор бушуют страсти и ведутся споры.
Романтизм
– направление в европейском
искусстве 1-й половины XIX в. Термин происходит
от слова «роман» («романами» в XVII в.
называли сочинения, написанные не на
латыни, а на происходящих от неё
романских языках: французском, итальянском
и др., а позже так называлось
всё таинственное и чудесное). Романтизм
XIX в. во многом противоположен классицизму,
предыдущей эпохи и нормами академического
искусства. Для романтизма характерно
обострённое внимание к душевному
миру человека, но, в отличие от сентиментализма,
романтиков интересует не обычный человек,
а исключительные характеры в
исключительных обстоятельствах. Романтический
герой испытывает бурные чувства, «мировую
скорбь», стремление к совершенству,
мечтает об идеале – не случайно
символом романтизма стал «голубой цветок»,
поискам которого посвящает жизнь
один из героев Новалиса. Романтик любит
и порой идеализирует далёкое
средневековье, «первозданную природу»,
в мощных, исключительных проявлениях
которой он видит отражение обуревающих
его сильных и противоречивых
чувств. Для романтизма характерно
убеждение, что не логика и знание,
а интуиция и воображение открывают
тайны жизни. Привлекательные черты
романтизма имеют и обратную сторону.
Художник превращается в существо высшего
порядка, которого «обычные» люди не
могут понять и оценить («гений и
толпа», «поэт и чернь» и т.п.).
Порыв к идеалу, порой иллюзорному
или недостижимому, оборачивается
неприятием повседневной жизни, этому
идеалу не отвечающий. Отсюда – так
называемая «романтическая ирония»
по отношению к устоявшейся
В
литературе понятие романтизма связано
с творчеством авторов: Гёте,
Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина,
Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли,
Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, Купера
и По. Яркими представителями романтизма
в русской литературе были – В. Жуковский,
ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтов
и др.
В
конце июня 1809 года Байрон со своим
другом Хобхаузом отправились в
двухлетнее путешествие. Оно имело
огромное значение для развития его
личности и поэтического дара. Оно
началось с Португалии, затем начались
города Испании. Из Испании Байрон выехал
на Мальту, потом в Грецию, Албанию,
Константинополь и снова
Какой бы удивительной ни была по своей красоте природа и величественной древняя культура этих южных стран, Байрон не воспринимал их вне жизни народов, их населявших. Люди, их быт, язык, обычаи, одежда - все вызывает пристальный интерес поэта. Его поражают социальные контрасты в этих странах: с одной стороны, нищета, рабство народов, с другой - неограниченная власть и произвол кучки тиранов. Во время путешествия Байрон глубоко осознал свое общественное призвание поэта, он стремился увиденное передать в строфах, обличавших политику правительств тех стран, которые поддерживали тиранию и насилие над народами.
Путевые впечатления обретали разный по тону характер: они были то раздумьями, то призывом к народам сбросить иго тирании, то восторгами перед красотой женщин, перед экзотикой природы. Ложились эти записи большей частью в спенсерову строфу, девятистрочную, со сложным чередованием рифм; Байрон работал тогда над овладением этой строфой, которая берет начало в английской поэзии эпохи Возрождения. Во время путешествия им было также создано немало лирических стихотворений о запомнившихся встречах и событиях. Одновременно появлялись и стихи, давшие начало политической лирике поэта, - «Песня греческих повстанцев», «Прощанье с Мальтой», к которым примыкала и сатира «Проклятие Минервы», написанная также в годы путешествия.3
На Мальте Байрон начал брать уроки арабского языка у монаха.
Албания была в то время почти неизвестной страной. Дикие горы напоминали Байрону Шотландию. Мужчины носили короткие юбки, совсем как шотландские горцы, и плащи из козьей шкуры.
Байрона
восхищала пышность Востока –
албанцы в расшитых камзолах, татары
в высоких шапках, чёрнокожие рабы,
лошади, барабаны, муэдзины, выкликающие
с минаретов мечетей: «Нет Бога, кроме
Бога». Грозный Али-паша оказался маленьким
семидесятилетним старичком с белой
бородой, с учтивыми и полными
достоинства манерами. Но всем было
известно, что он, не моргнув, поджарит
врага на вертеле или утопит в
озере дюжину женщин, которые чем-нибудь
не угодят его невестке. Любовь к власти,
презрение к моральным и общественным
условностям, тайна, которой он любил себя
окружать, весь облик
Али вызывал в Байроне живые симпатии.
Бандит, корсар, атаман разбойничьей шайки
– люди этой отверженной среды привлекали
Байрона, находя отклик в его чувстве протеста
против лицемерия и в его преклонении
перед храбростью. Симпатия была обоюдной.
Паша прислал Байрону проводников и вооружённый
эскорт для обратного пути.4
Путешествовать по дикой стране под охраной вооружённых дикарей – предприятие опасное, но заманчивое. Байрон любил албанцев, они казались ему простыми, верными людьми.
Из
Албании англичане отправляются
в Грецию. Это была чудеснейшая
горная прогулка верхом. Вечерами сопровождавшие
их сулиоты пели песни, которые Байрон
с помощью переводчика
Байрон был растроган, очутившись в Греции. Глазами, привыкшими к суровому климату севера, к пейзажам, окутанным туманом, к непрерывно бегущим облакам небо цвета индиго, прозрачный воздух, скалистые горы, чуть тронутые охрой и шафраном, являли картину света и счастья.
После
Греции Байрон и Хобхауз прибыли
в Афины, которые в то время
представляли собой большую деревню.
Турки, занявшие город, вели себя как
победители, а не как правители, и
предоставляли город
Французский консул Фовель сопровождал англичан в их путешествиях по Аттике. Через оливковые рощи и луга златоцветов они ездили на мыс Сунион. Сквозь белые колонны храма виднелось «фиолетовое море».
13
мая 1810 года Байрон и Хобхауз
взяли курс на Константинополь.
Он поднимался вверх по Босфору и сидел на голубых утёсах Симплегад, которые стерегут вход в пролив и, по предании древности, сдвигаются, когда входит в корабль, чтобы раздавить его.
Наконец, 4 июля 1810 года Байрон и Хобхауз покинули Константинополь. Хобхауз возвращается в Англию, а Байрон отправляется ещё раз в Афины.6
Во время своего вторичного пребывания в Афинах Байрон поселился в монастыре капуцины. Местоположение было замечательное: прямо напротив возвышался Гимет, позади Акрополь, направо храм Юпитера и налево город.
Представление о мире, из которого складывался теперь его внутренний пейзаж, было просто. Земной шар создан с неизвестной нам целью Богом, которому, по-видимому, нет дела до наших страданий. Люди, увлекаемые своими страстями или роком, гонятся за приятными ощущениями или за славой. Царства, империи поднимаются и падают, как волны. Всё суета, кроме наслаждения.
Путешествие
на Восток подтверждало для него справедливость
этой доктрины. Повсюду, где Байрон
ни проезжал, он видел, что жизнь
сурова, пороки всем присущи, а смерть
невзыскательна и всегда наготове.
Фатализм мусульман укрепил его
фатализм. Ему нравилось их отношение
к женщинам.
Бесконечное множество религий убедило
его в их слабости. Он вывез с собой сомнения,
которые казались ему несокрушимыми. В
этом длительном одиночестве он познал
несколько истин в самом себе. Узнал, что
может быть счастлив, только существуя
вне закона. Он полюбил эти страны, где
ему ни до кого не было дела, так же как
и никому до него.
Возвращаясь в Англию, Байрон записал в своём дневнике: «После двухлетнего путешествия я вновь на пути в Англию. Я видел всё, что есть замечательного в Турции, Трою, Грецию, Константинополь и Албанию. Не думаю, чтобы я совершил что-нибудь, что отличило бы меня от других путешественников, разве только прогулки вплавь из Сестоса в Абидос, подвиг, весьма достойный для человека нашего времени».
Результатом
путешествия Байрона я вились
его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под
пера Байрона одна за другой выходят
романтические поэмы, впоследствии
получившие название «восточных». К
этому циклу относятся
Героем
«восточных поэм» Байрона является
обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий
все правопорядки собственнического
общества. Это – типичный романтический
герой; его характеризуют