Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:24, курсовая работа
Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя стереотипы женственности, нередко использует примеры средневековых персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче, отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской, куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской. Изучение экономического, юридического, социального статуса средневековой женщины, несомненно, позволяет лучше понять и положение женщины в современном обществе: в экономике и политике, образовании и семейной жизни.
1. Введение
2.Рассмотрение идеала женщины:
- воспитание
- женский образ Евы и Девы Марии
3. Понятие женской греховности
4. Культ Прекрасной Дамы
5. Эстетические особенности образа женщины
6. Женщины-рыцари
Заключение
Список использованной литературы
Женщины-рыцари
Средневековья
При рассмотрении положения женщины в
средневековом обществе я столкнулась
с феноменом присутствия женщин в рыцарских
Орденах, что имело характер исключения,
а не правила. При этом подавляющее их
большинство, выполняло чисто хозяйственные
или благотворительные функции. Непосредственно
же посвящение женщины в рыцари было уникальным
событием и случалось исключительно редко.
Тут играли роль многие факторы: средневековый
менталитет, религиозность общества, практическое
отсутствие перед женщиной возможности
военной службы. Лишь случай мог сделать
женщину рыцарем.
Уставы большинства рыцарских Орденов
были суровы к женщинам. Было разрешено
держать женщин для помощи больным в госпиталях,
и ведения хозяйства. Французский устав
Ордена Тамплиеров запрещал принятие
женщин. Сами тамплиеры рассматривали
женщин как соблазнительниц и искусительниц,
которые могут ввести их в грех, подстрекать
их нарушить обеты и заставить их подвергнуть
свои души опасности.
Тем не менее, прецеденты принятия женщин
в Орден были.
Женатым парам было разрешено становиться
ассоциированными членами, поскольку
иногда мужья отказывались вступать в
Орден без своих супруг, но подчеркивалось,
что жены не могут быть полноправными
сестрами и жить в Доме ордена.
Однако ниже я перечислю несколько рыцарских
орденов чисто женских и смешанных.
Известен боевой
рыцарский женский орден - Орден Топора,
возникший связи с атакой крепости и города
Тортоза в 1149 году. Эту атаку пришлось
отражать женщинам, поскольку мужчины
были заняты осадой Лериды.
Женщины благополучно отбились от войск
сражаясь в мужских доспехах. Когда подошла
помощь графа Раймунда Бернджера IV, дело
уже было сделано, и графу осталось только
отблагодарить женщин Тортозы за доблесть,
что он и сделал, основав для них рыцарский
орден, название которого объясняется
основным оружием сражавшихся -боевым
топором. Изображение красного топора
на тунике было Опознавательным знаком
ордена.
Замужним женщинам были даны одинаковые
рыцарские права с их мужьями, незамужним
– с их отцами и братьями. Для них был
учреждена форма, напоминавшая форму капуцинов,
они были освобождены от налогов, они получили
право участвовать в тех же сборах, что
и мужчины, и передавать рыцарский титул
по женской линии.
Отдельные женские подразделения существовали
в следующих орденах: Ордер Рыцарей Святой
Марии, ордене Сантьяго, Ордена Госпитальеров,
ордене Калатавра, в Тевтонском ордене.
в Англии был Орден Подвязки, рыцарями
которого стали 68 женщин ( между 1358 и 1488):
все консорты, все женщины королевской
крови и все жены рыцарей Ордена – но не
только. Поскольку отметка ордена делалась
на могильных камнях его членов, известны
практически все женщины-рыцари этого
ордена, причем рыцарство в те годы отнюдь
не было церемониальным, а всегда предполагало
серьезную подготовку.
мало известно о военной тренировке женщин,
о женщинах-рыцарях, вообще о женщинах-воинах
Средневековья, и объясняют этот факт
историки (Беннетт, Голдсмит, Лейзер) тем,
что не пишут про то, что само собой подразумевается,
что является общей практикой, не заслуживающей
какого-то особого удивления.
Относительно воительниц
Средних веков
следует назвать герщогиню Гаиту Ломбарди;
Урраку (Urraca), королеву Арагона; Матильду,
графиню Тасканскую; Алруд, графиню Бертинорскую;
Черную Агнес; Агнес Хотот, и мы имеем самый
яркий пример Жанны д’Арк.
Жанна д’Арк (1412—1431) — редчайший пример
средневековой женщины, которая, не будучи
правительницей государства, или умелым
военачальником, сыграла выдающуюся роль
в политической истории своей страны.
Жанна с детства ощущала свое предназначение,
данное ей Богом — быть освободительницей
Франции. В детстве и юности у нее наблюдались
слуховые и визуальные галлюцинации: она
слышала голоса, которые призывали ее
к исполнению этой миссии.
В боевые действия Жанна вступила, когда
был осажден англичанами Орлеан. Жанна
покидает свою деревню, ей довольно легко
удается добиться аудиенции у крупных
военачальников, она получает коня, снаряжение
и сопровождение. После этого Жанна отправляется
в Шинон — резиденцию дофина Карла. Ей
удивительно легко удалось пройти через
территорию, занятую англичанами и бургундцами.
Во Франции существовало старинное предание,
что страну погубит женщина, но спасет
Дева. После встречи Жанны с королем широко
распространился слух о том, что явилась
Дева, которая спасет Францию.
В Шиноне у Жанны с королем состоялся
долгий разговор. Документально он зафиксирован
не был, но в результате этой беседы Жанна
получает большой отряд, опытных военачальников
и направляется к Орлеану. Появление Жанны
у стен осажденного города воодушевило
его обитателей и французскую армию. В
результате битвы (1429) английские войска
уходят из-под Орлеана. Это событие явилось
переломным в ходе Столетней войны. После
освобождения Орлеана французское войско
под командованием Жанны начало теснить
англичан, которые вынуждены были отойти
от главной артерии Франции — Луары, протекающей
по королевскому домену Иль-де-Франсу.
В Реймском соборе во время коронования
Карла — отныне короля Франции Карла VII,
— корону торжественно возлагает Жанна.
Эта честь была предоставлена освободительнице
Франции.
После этого популярность Жанны еще
больше возрастает, но скоро судьба изменяет
ей. Во время осады Компьена она попадает
в плен к бургундцам, которые продают ее
англичанам. Англичане заточают Жанну
в тюрьму в г. Руане и в этом же городе начинается
суд над Жанной д'Арк. Суд этот был инквизиционный,
возглавлял его ярый фанатик епископ Кошон.
От него зависел весь ход судебного разбирательства.
Суд обвинил Жанну в ереси и колдовстве
и приговорил к сожжению. Она была сожжена
в Руане в 1431 г. Карл VII ничего не сделал,
чтобы вызволить из плена героиню и освободительницу
Франции, которая его короновала.
Прошло 25 лет, и в 1456 г. Карл VII отдал приказ
о пересмотре дела Жанны. Пересмотр дела
шел в Ватикане, и папой Каллистом III Жанна
была полностью реабилитирована. С нее
сняли все обвинения в ереси и колдовстве,
и Жанна осталась героиней и символом
Франции. В 1920 г. папой Бенедиктом XV Жанна
д'Арк была причислена к лику святых. 10
июня 1920г. французское правительство объявило
день ее рождения национальным праздником. До
сих пор Франция чтит Жанну-Девственницу,
Орлеанскую Деву. Ей посвящены многие
литературные и музыкальные произведения.
Заключение
Средневековое общество было обществом абсолютной мужской доминанты. Однако не следует считать, что женщина в Средние века была полностью бесправна, такое утверждение не имеет под собой реальной основы. Мы не должны забывать о том, что культура того времени, правовая традиция, истоки формирования общественного сознания и менталитета состоят из трех основополагающих элементов: Римской традиции, Германского субстрата и христианства.
Понимание роли женщины было неоднозначным. С одной стороны, в контексте общекультурных ценностей, она являлась носителем отрицательных качеств, представляя негативный полюс ценностной иерархии христианского мира, сочетая в себе источник бедствий для мужчины и прибежище дьявольских сил, с другой стороны женщина, находясь в зависимости от мужчины, являлась его помощницей, выполняла функцию матери.
Вытеснение женщины в сферу частной жизни, особенно усилившееся в высокое и позднее средневековье, привело к тому, что в публичной сфере господствовали мужчины. Женщины были ограничены в возможностях проявления своих способностей в политике, культуре, административной и профессиональной деятельности. Однако и на этом поприще многие женщины вошли в историю – как искусные ремесленницы, оригинальные мыслители, мудрые правители, истинные военачальники.
Первостепенную роль женщина играла в
сфере приватной – в семье, в домашнем
хозяйстве; мать и жена, управительница
дома и имения, она обладала реальной властью
в доме, являлась эмоциональным центром
семьи. Все это происходило на фоне доминирования
на протяжении тысячелетней средневековой
истории представлений о женской природе
как, в лучшем случае, в худшем – греховной,
порочной. Как же сами женщины относились
к таким представлениям? Судить об этом
сложно; голос их едва слышен. И, тем не
менее, немногие женщины, которые сумели
в подобных условиях, добиться успехов
в интеллектуальном творчестве, пытались
предложить свой взгляд на проблему.
Очень редко обладая формальным авторитетом,
женщины действительно располагали эффективными
каналами неформального влияния. Устраивая
браки, они устанавливали новые семейные
связи; обмениваясь информацией и распространяя
слухи, формировали общественное мнение;
оказывая покровительство, помогали или
препятствовали мужчинам делать политическую
карьеру; принимая участие в волнениях
и восстаниях, проверяли на прочность
официальные структуры власти и т.д.
Ева и Мария — таков был образ женщины в средневековой культуре.
Эта двойственность
в оценке женской природы достаточно точно
отражает и противоречивость статуса
женщины в обществе той эпохи.
Развитие женского самосознания, наряду с другими важными факторами — "идеализирующей женщину" тенденцией, отразившейся в куртуазном культе Прекрасной Дамы, еретическими представлениями о сотериологической миссии женщины, все чаще распространявшимся теологическим оправданием женской природы — постепенно подготовили почву для появления на рубеже нового времени произведений (таких, как "Защита женщин" и, позднее, трактаты итальянца Кастильоне, немца Агриппы, и ряда других), в которых не только реабилитируется природа женщины, но и последовательно отстаиваются ее права.
Список использованной
литературы
1) Карева В. В. История Средних веков. –
Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/
2) Рассел Хоуп Роббинс. Энциклопедия колдовства
и демонологии
3) Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского
Средневековья. ─ Режим доступа: http://www.genderstudies.info/
4) Андреева О. Культ прекрасной дамы.
- Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/
5) Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние
века (пер. Е.Лебедевой). — М.:
6) Ле Гофф Ж. Цивилизация
средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. ─ Сретенск,
2000.
7) Гуревич А.Я.
Культура и общество
8) Капеллан Андрей.
О любви // Жизнеописания трубадуров.
М., 1993. С. 383-401.
9)Сassagnes S. Жизнь женщин в Средние века. Юго-Publishing,2009.