Роль женщины в средневековом обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя стереотипы женственности, нередко использует примеры средневековых персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче, отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской, куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской. Изучение экономического, юридического, социального статуса средневековой женщины, несомненно, позволяет лучше понять и положение женщины в современном обществе: в экономике и политике, образовании и семейной жизни.

Содержание

1. Введение
2.Рассмотрение идеала женщины:
- воспитание
- женский образ Евы и Девы Марии
3. Понятие женской греховности
4. Культ Прекрасной Дамы
5. Эстетические особенности образа женщины
6. Женщины-рыцари
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по средневековой культуре.docx

— 89.07 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема:

Место и роль женщины  в  
средневековом западном обществе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Курсовая  работа 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 
 

Содержание 

 
1. Введение 
2.Рассмотрение идеала женщины:

- воспитание

- женский образ Евы и Девы Марии 
3. Понятие женской греховности 
4. Культ  Прекрасной  Дамы

5. Эстетические  особенности образа женщины

6. Женщины-рыцари 

Заключение

Список использованной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Средневековая культура была важной ступенью в формировании  современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье  представило наиболее  развернутую  и  аргументированную концепцию женского  несовершенства,  однако  именно средневековая культура содержала и  ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в  нашу жизнь пришли два женских образа-антипода,  которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева  и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя  стереотипы женственности,  нередко  использует  примеры  средневековых  персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче,  отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской,  куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской. Изучение экономического, юридического,  социального статуса средневековой женщины,  несомненно, позволяет  лучше понять и положение женщины в современном обществе:  в экономике  и политике, образовании  и  семейной жизни. 
 
В средневековом обществе и культуре женщина не пользовалась уважением, имела очень мало прав, по сравнению с мужчиной. Унижение женщины происходило в основном под влиянием церкви. Священнослужители считали женщину порождением дьявола, виновницей грехопадения рода человеческого, существом слабым и нечистым, предназначенной быть служанкой и рабой мужчины. Результатом такого отношения церкви к женщине явилась охота на ведьм, борьба церкви с магией и колдовством, зачастую надуманная и беспочвенная.  

 
Проблема женщины в средневековой культуре Европы один из актуальных вопросов мировой культуры. До сих пор появляются разнообразные сказания, легенды, рассказы, иногда подтвержденные документально, о жизни и роли женщин в обществе и культуре средневековья. 

 
Исследовательская литературы по проблеме роли женщины в культуре средневековой Европы разнообразна и разнопланова. Общественной роли женщины в средневековой Европе посвятили свои труды Гуревич А. Я., Поньон Э., Делюмо Жан., Поляковская М.А., Ле Гофф Ж., Дюби Жорж, Бессмертный Ю.Л. и др.; созданию образов великих женщин средневековья Е. Гергей, Э. Роидис, В. Бильбасов, Иванов Л., Шумов С., Андреев А. и др.; воссоздают женский образ в искусстве и литературе средневековой Европы Ешевский С.В., Маккаи Л., Степанянц М., Черниловский З.М., Диль Ш., Гуревич А. Я. и др.  
 
Задачей курсовой работы является рассмотрение и анализ образа и роли женщины в средневековой культуре посредством определения общественного статуса женщин средневековой Европы, сравнения отношения к женщине в светской и церковной литературе, а также рассмотрения образов великих женщин того времени.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Итак, прежде всего для того, чтобы  сформировать западноевропейские представления об «идеале женщины» необходимо обратится к вопросу воспитания. Девочек воспитывали строго. Считалась обязательной покорность сначала отцу, а затем, после вступления в брак – супругу. Давались особые рекомендации по воспитанию девочек. Почти все авторы средневековых дидактических   произведений   отмечали   скромность,    стыдливость, целомудрие   как   необходимые   для  девочки  качества.   В  известных педагогических сочинениях XIII  века  Эгидия  Римского и Винцента из Бове предлагались такие способы воспитания   целомудрия  и  стыдливости в   дочери: отец  должен пристально  следить,  чтобы  она  все время сидела дома, не ходила в гости, на представления,   танцы   и    даже  не  вступала ни с кем в   разговоры вне  дома. Для правильного воспитания девочки  считалось нужным оберегать ее и  от  излишеств  в пище,  сне, ношении украшений и т.д.  В одном из произведений писалось: 
 
"Дочь всегда должна испытывать голод  —  в  той мере,  чтобы  сразу  после  еды  быть в состоянии читать или молиться; девочка должна регулярно  вставать  для  молитвы  ночью". 
 
 Необходимость воспитания у девочки стыдливости  и  скромности подчеркивалась и в более поздних произведениях.  Например, Франческо Барбаро в произведении "О женитьбе"  указывал,  что девушке  нужно  везде  и всегда быть скромной;  для  этого  следует  избегать  всего  того, что  может смутить  и   возбудить  душу, — в людных  местах,   например,  прикрывать  уши, чтобы не проникло   сквернословие. 
 
 
 

 
Средневековому человеку было свойственно весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого? Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.  
Кокетство, изменчивость, легковерие и легкомыслие, глупость, жадность, завистливость, богопротивная хитрость, коварство - далеко не полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с самозабвением. Библиография ХII, ХIII, ХIV веков полна антифеминистических произведений самых разных жанров. Наиболее остро  негативное  отношение  к  женщине  проявлялось в открытых женоненавистнических   суждениях,   которые   чаще    всего  принадлежали перу монахов.  Например, в сочинении "Зерцало мирян" сказано: 
 

"Женщина  есть  смущение  мужчины,  ненасытное  животное, постоянное беспокойство,  непрерывная  борьба,  повседневный ущерб,  буря в доме, препятствие  к  исполнению  обязанностей.  Нужно   избегать   женщину, во-первых,  потому, что она запутывает мужчину,  во-вторых,  потому,  что она оскверняет его,  в-третьих,  потому, что она лишает его имущества".  
 
      Противоречивое отношение к женщине в Средневековье выражалось не только в плане исключительно духовном. И в понимании женской красоты существовало 2 образа, которые противопоставлялись друг другу.  
«Ева» - грешница, искусительница, но одновременно и самим Богом назначенная спутница мужчины. Но рядом существовал и образ «Марии» - искупительницы грехов, образ красоты священной, возвышенной.

Как говорится  в исследовании «История тела в  средние века», Жак ле Гофф, Николя Трюон.

 
«Нельзя сказать, что широкое распространение  культа Девы Марии влекло за собой  улучшение положения женщины, все  же прославление божественного женского лика должно было укрепить авторитет  женщины, особенно матери, а в образе святой Анны — бабушки». 

 
      Там же, впрочем, достаточно  категорично утверждается:
 

«Средневековье  не ведало того, что называется любовью  у нас. Мы рискнем это утверждать, несмотря на резкость и категоричность данного суждения. Слову любовь (amor) даже придавался уничижительный смысл: оно означало пожирающую дикую страсть. Чаще употребляли понятие caritas, связанное с набожностью, обозначавшее сочувствие ближнему (чаще всего бедняку или больному), но лишенное оттенка сексуальности. Разумеется, трубадуры воспевали fin 'amors, утонченную куртуазную любовь, родившуюся при феодальных дворах Прованса. Однако принижение amor по  сравнению с caritas сохранялось. Сказанное не означает, что мужчины и женщины Средневековья не ведали порывов сердца и телесных ласк, что им были чужды плотские наслаждения и привязанность к любимому человеку. Однако любовь — чувство Нового времени, оно не составляло основы средневекового общества».  

Культ Девы Марии распространился еще в XI в. и в XII—XIII вв. пользовался самой широкой популярностью. На Западе получает хождение легенда о непорочном зачатии Девы Марии и отмечается одноименный праздник. Дева Мария объявляется «новой Евой», искупившей грехи своей праматери, ее рассматривают как милосердную заступницу. Богородица символизирует собой образ незапятнанной девственности, чью духовную красоту мужчины религиозно превозносят. 
В одном из сохранившихся текстов проповедей двенадцать служанок Девы Марии символизировали женские добродетели.

Их имена — Умеренность, Замкнутость, Стыдливость, Внимание, Благоразумие, Робость, Честь, Усердие, Целомудрие,  Послушание, Смирение, Вера. 

Несмотря на распространение культа Девы Марии, материнство все же не считалось чем-либо, придающим особое уважение женщине.

Так, например, описан случай с женой короля Людовика «Святого»  Он взял с собой жену в крестовый  поход, во время которого — в разгар военной кампании — она забеременела. Когда король попал в плен к  египтянам, его жена, находившаяся на девятом месяце, собирала выкуп, дабы его вызволить. И ее положение  никого не интересовало. Если так относились к матери будущего наследника престола, то можно представить себе отношение  к простой крестьянке или горожанке. 
     Особо почитались вдовы – но почитание это было также скорее формальным. Вот что пишет Жак ле Гофф, в своей работе, «Цивилизация средневекового Запада»:

 
«В XII—XIII вв. было весьма распространено произведение духовной литературы «Зерцало дев», где сравнивались достоинства  девственности, вдовства и замужества. Сравнение иллюстрировалось миниатюрой: замужняя женщина собирала урожай сам-тридцать (кстати, и такая цифра была абсолютно мифической для Средневековья), тогда как вдовы—сам-шестьдесят, а девственницы—сам-сто. Но девственницы не столько образовывали межсоциальную группу, сколько сливались с монахинями, а в ту эпоху, когда потеря мужа-кормильца вела большинство тех женщин, которые не могли или не хотели вновь выходить замуж, к нищете, вдовы практически неизбежно оказывались включенными в категорию бедняков». 

Понятие женской  греховности 
 
Средневековая  система  семи  смертных  грехов имела отношение и  к  мужчине,  и к женщине (каждый человек должен был держать  ответ  перед Богом за проявление гордыни,  жадности,  похоти,  гнева,  чревоугодия, зависти,  уныния).  Что   же   касается   добродетелей,   то   женщине предъявлялись как общие, так и специфические требования.    

 Женщине  особенно рекомендовалось   воспитывать   в   себе  такие общехристианские добродетели, как  благочестие,  благоразумие  и воздержанность.     

 Женщина  должна быть благочестивой,  религиозной,  постоянно жить в страхе Божьем и, если она грамотна, читать религиозную литературу. Не случайно  в  средневековой литературе особой  похвалы  удостаивались женщины,  ушедшие в монастырь, — те, кто предпочел  умереть для мира и  жить  для  Бога.   Но и вне монастырских стен женщина могла проявить истинную   веру  и  благочестие,  ведя аскетический  образ жизни. 

      Религиозное служение — одна  из  наиболее  распространенных  сфер приложения  сил  женщины  средневековья.  Европу покрывала густая сеть монастырей, часть из которых принадлежала женским религиозным орденам. Еще в VI веке женские монастыри основывались орденом бенедиктинцев;  с XII века появляются женские цистерцианские монастыри,  с XIII  века — францисканские и доминиканские.     

 О  том,  какое  место  занимал  монастырь  в  жизни  средневековой женщины,  можно  судить  по  следующим цифрам:  по подсчетам руанского епископа XIII века, в его округе было 2255 монахов и  531  монахиня;  в ордене премонстрантов в начале XIV века насчитывалось 1300 мужских монастырей и только 400 женских. По оценке Э.Пауэр, в Англии между  1250  и  1540 годом было  от  126  до 136 женских монастырей;  число монахинь в 1350 году равнялось приблизительно 3,5 тысячам человек  при общей численности населения два миллиона человек.    

У монахини было три основных занятия  — молитва, чтение религиозных книг, физический  труд. Монастыри существенно различались и по достатку. Наряду  с  зажиточными,  среди  которых было немало основанных особами королевской крови  и  находившихся  под  их  покровительством,  действовали  и небогатые   монастыри,   едва  сводившие  концы  с  концами.  Так,  уже упоминавшийся руанский епископ,  инспектируя обители  своего  прихода, отмечал большую сумму  долга  женских  монастырей и  по этой причине не рекомендовал им принимать новых монахинь; он писал о неудовлетворительном питании инокинь и бедственном состоянии  здания монастыря.    

 По  социальному  происхождению    среди   монахинь   преобладали представительницы аристократии,  в том числе  и  дочери правящих фамилий, — для  поступления  в  монастырь  требовалось  значительное приданое, которое не могла себе позволить  крестьянка  или  горожанка.  
Приведем несколько  примеров из раннесредневековой истории Англии:  в монастырь ушли дочери короля  Альфреда (IX в.),  дочь Эдуарда  Старшего  (X в.),  Сесилия,  дочь короля Эдгара (959—975). Подобная картина складывалась и в  других  европейских  странах.  В  францисканских  и   доминиканских    монастырях,  однако,  было  немало  выходцев и из низших слоев  общества; так, одна из самых известных средневековых монахинь, мистик Екатерина Сиенская, была дочерью бедного сиенского красильщика.

Информация о работе Роль женщины в средневековом обществе