Роль женщины в средневековом обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя стереотипы женственности, нередко использует примеры средневековых персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче, отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской, куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской. Изучение экономического, юридического, социального статуса средневековой женщины, несомненно, позволяет лучше понять и положение женщины в современном обществе: в экономике и политике, образовании и семейной жизни.

Содержание

1. Введение
2.Рассмотрение идеала женщины:
- воспитание
- женский образ Евы и Девы Марии
3. Понятие женской греховности
4. Культ Прекрасной Дамы
5. Эстетические особенности образа женщины
6. Женщины-рыцари
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по средневековой культуре.docx

— 89.07 Кб (Скачать)

Отношение к  монахине   в  средневековом  обществе  определялось оценкой  непорочности,  целомудрия  как  наиболее  угодного   Господу состояния.  Считалось,  что  монахиня,  которая  дала обет целомудрия, думает не о земном,  мирском,  греховном,  а о  Боге,  спасении  души.  Полагалось  также,  что  монахиня,  как  и  земная  женщина,  вступает в брачный союз:  но не в телесный союз с земным мужчиной,  а в  духовный союз  с  Иисусом  Христом.   Символом этого мистического брака считался перстень на ее пальце. Не случайно тема мистического брака  с  Христом  была  очень популярной в творчестве женщин-святых, например  Екатерины Сиенской.

Культ  Прекрасной  Дамы 

Средневековье знает два полярных взгляда на положение женщины — женщина предстает либо воплощением греховности, она изначально порочна; либо в образе святой небесной красоты, Культ Прекрасной Дамы является ее земной разновидностью. Поразительно, что такие разные культурные миры существовали в одной эпохе параллельно, не пересекаясь друг с другом.

Культ Прекрасной Дамы, который был тесно связан с распространением культа Девы Марии, так как была женским идеалом красоты.

В моде была дама высокая, хрупкая и тонкая, с плоской грудью (иногда грудь перетягивали бинтом) и узкой талией, с белой, как лилия, кожей, с длинными золотистыми завитыми волосами, с нежным взлетом темных, но не сросшихся бровей, большими голубыми или зелеными глазами, прямым носиком, маленьким улыбающимся ротиком, полными губами и ямочкой на подбородке. Это было совершенно светское изобретение. Рисовался некий туманный, мерцающий неразгаданной загадкой женский образ. С относительной точностью можно сказать, что на свет он появился в конце XI - начале XII века, местом его рождения считается южная область Франции, Прованс. Прославление Дамы сердца распространяется при многих блестящих дворах Западной Европы: в Бретани, Бургундии, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии (XII века). Дамы сами способствовали распространению этого культа, они покровительствовали трубадурам и являлись главными вдохновителями и подлинными ценителями искусства куртуазной любви. 
Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни посвященные Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанными не на "вечной" латыни, а на разговорном языке, что делало их понятными всем.  

В период Средневековья  женщина занимает второстепенное, подчиненное  положение. Отношение к ней общества закреплено в догматах христианской религии. Основные черты морали, господствовавшей в средневековом обществе: аскетический и антисексуальный идеал, превосходство мужчины над женщиной.

Поскольку «плоть»  являлась вместилищем зла, а женщина  — носительницей греховного соблазна, «вне закона» оказывалась вся  сфера эротического. Идеал, к которому нужно стремиться, — абсолютное воздержание, девственность, так называемый «духовный брак». Брак становится таинством. Главной целью брака объявляется рождение детей. «Греховное вожделение» изначально исключается из семейных отношений.

«Муж есть глава  жены» — слова апостола Павла  говорят о патриархальном характере средневековой семьи. Церковь объявляла брак вечным и нерасторжимым, но разводы все таки происходили, хотя и довольно редко. В классическом Средневековье поводом для развода могло стать, например, отсутствие детей. Расторжению подлежал брак, заключенный с нарушением церковных установлений, ведь в таком случае он не мог считаться таинством. Моногамия на протяжении веков остается недостижимым идеалом. Начиная с франков, знатные вельможи меняют жен так часто, как им заблагорассудится. Франкский сеньор имел столько жен, сколько мог прокормить, отмечал Эжен Эмануэль. 
Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. Культ любви включает отдельные ступени посвящения, а его центральным пунктом становится испытание. Рыцарь служит во имя идеи, а Дама — только повод для выражения чувств и демонстрации доблести. Интересно, что вознаграждение влюбленного как бы и не предполагается в этой игре, во всяком случае, не является основной целью. Таким образом, характер этих отношений — платонический (хотя и реальная связь отнюдь не противоречила духу времени). В доказательство этого следует отметить, что культ Дамы процветал при дворах крупных сеньоров. Как правило, объектом поклонения избиралась хозяйка замка. Для вассалов своего мужа, странствующих менестрелей, происходивших из семей бедных и малоземельных рыцарей, она оставалась недосягаемой. Они прославляли зрелую замужнюю женщину, не рассчитывая на взаимность.

Помимо воспевания сеньоры, культ предполагал реальные действия, подтверждающие чувства почитателя. Это подвиги на поле боя или на турнирах, совершаемые в честь возлюбленной, что было наиболее традиционно, разнообразные деяния, начиная с самых простых и безобидных поступков, таких как ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, а также цветов ее герба, и кончая самыми экзотическими и мазохистскими актами вроде вырывания ногтей, бега на четвереньках и воя по-волчьи. Добровольно вступая в любовное рабство, рыцари подвергали себя всевозможным унижениям, чтобы добиться благосклонности своей повелительницы.

Куртуазная любовь, как считает Ж. Дюби, — это своего рода игра. Цель этой игры — избрать себе даму сердца и завоевать ее сердце. В своей работе «Европа в Средние века» он пишет:

 
«Чтобы проникнуть в вертоград  отдохновения, приблизиться к девам  в усыпанном цветами уборе, адепт  куртуазности должен был оставить своего коня, свои доспехи и оружие, преобразиться  в другого человека, надеть светское платье, чуть ли не уподобиться женщине. Он должен сдерживать резкость своих движений. Облачившись в нарядный костюм, он старается придать грациозность своим жестам, прибегает к тысяче галантных ухищрений, будучи при этом объектом наблюдения, критики, а в случае успеха — увенчивается, подобно победителю турнира».
 

 
Любовь  должна  быть  платонической.  Ее  реальное содержание, смысл были не столько в самом любовном романе,  сколько в тех душевных переживаниях, которые преображают влюбленного, делают  его  совершенным,  щедрым,  благородным.    Она — источник вдохновения и военных  подвигов.

 
"Любовь  стала полем, на котором модно было взращивать всевозможные эстетические и нравственные  совершенства.  Благородный  влюбленный... вследствие   своей страсти  становится  чистым и добродетельным".

 
Это сила, поднимающая человека выше  рамок  жизни  земной и дающая путь к мистическому союзу с силами высшими.  Слияние образов  Прекрасной  Дамы  и  Девы  Марии  позволяет говорить   даже  об  эротическом  отношении  к   Мадонне  в  куртуазной культуре;  любовь  земная —  преддверие  любви  небесной.   
Главное  в куртуазной  поэзии  есть  именно  преображающая  сила  любви —  но не женщина.  Смысл  любви   здесь   не   в   отношении к неповторимой индивидуальности Прекрасной Дамы,  не столько в объекте любви, сколько в переживаниях ее субъекта.  Не случайно в лирике  трубадуров  героиня лишена индивидуальных черт.      

 Наиболее  обстоятельно куртуазная теория  представлена в сочинении "О любви", принадлежащем перу Андрея Капеллана, духовника французского короля. Любовь, по словам Капеллана,  преображает человека: даже грубого и невежественного   заставляет  блистать красотой, низкородного одаряет благородством нрава, надменного благодетельствует смирением. Андрей Капеллан выделяет три пути достижения любви: красота облика, доброта нрава и красноречие.        

 В системе  правил для любящих,  представленной Капелланом, тридцать одно правило.

Приведем некоторые  из них:    

 — супружество  не причина к отказу от любви;     

 — кто  не ревнует, тот  не любит;    

 — что  берет  любовник  против воли другого любовника,  в том нет   вкуса;    

 — любовь разглашенная недолговечна;    

 — легким достижением обесценена бывает любовь, трудным — входит в   цену;    

 — кого безмерное томит сладострастье,  тот не умеет  любить      

 
     Кодекс рыцарской  любви  долго  существовал  и  после  того,  как рыцарский   дух   его  покинул.  Безусловно,  культ  Прекрасной  Дамы,  созданный в рамках   куртуазной   культуры,  оказал  сильное  влияние  на преодоление  женоненавистничества  и  подготовил  почву  для  рождения одухотворенной  индивидуальной  любви.   Однако  об  этом  благотворном влиянии можно говорить скорее применительно к последующим эпохам,  чем собственно к средневековью.  Разумеется,   культ   женщины  был  идеалом маленькой аристократической касты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Теперь относительно эстетических особенностей образа женщины  в средние века. 
         Эстетический идеал противоречив: красота тела считается греховной, и в то же время костюм ее подчеркивает. На смену «телесной» античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось. 
Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. Изображать нагими позволяли только Адама и Еву, когда они еще жили в раю, и нагота их была невинна.  
Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот. 
В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Женский костюм предполагал «имитацию» беременности – завышенная талия, даже подкладывались специальные подушечки. Это делалось, чтобы приблизиться к почитаемому  образу Марии и «убежать» от греховной  Евы.  
Нижняя одежда состояла из котты и камизы. По плечевым и боковым швам, плотно по фигуре, сшиваются два совершенно плоских полотнища.
 

• Первое — нижнее — платье — камиза — узкая и длинная рубашка с узкими и длинными рукавами. У простых людей камиза одновременно являлась и верхней одеждой.

• Второе — верхнее  — платье — котта — с узким глухим лифом. Верх платья шнуровался сбоку или сзади.  

Платье было с длинной и широкой, за счет вшитых боковых линий, юбкой и длинными и узкими рукавами, заканчивающимися широкими манжетами в виде раструба (в связи с сокрытием рук).

Сверху надевали безрукавное длинное сюрко — из дорогих тканей, сходное по крою с платьями.

Сюрко по вырезу и проймам украшалось мехом (горностай).

 
Волосы замужних женщин прятались  под головным убором, никто, кроме  мужа, не мог любоваться их красотой, а обязательным условием красоты, согласно представлениям об эстетическом идеале, были длинные золотистые вьющиеся волосы.

Короткие волосы считались признаком рабства  и бесчестия.  

Девушки заплетали  косы и укладывали их над ушами  в «бараний рог».

Поверх платков  на голову женщины надевали украшенные головные обручи — темплеты - круглые щитки над ушами.

Средневековые знатные дамы привязывали к поясу  «блошиный мех», чтобы отпугнуть  блох.  С той же целью они  на плечи накидывали мех горностая, а некоторые имели обычай держать  в руках горностая, хорька, ласку, соболя или куницу.

Это была живая  приманка для блох. Зверька тоже украшали, надевая ему золотую  цепочку на шею.

Женская обувь  имела слегка заостренные носки. Обувь изготавливалась из дорогой  плотной ткани или из цветной  мягкой кожи на мягкой подошве. Женская  обувь походила на мужскую.

Согласно этикету, женщины должны были ходить мелкими  шагами, опустив глаза, слегка склонив  на бок голову, изящным движением  руки уметь подхватывать платье, не волоча его по земле, и т. д.  

Неотъемлемым  атрибутом женской «греховности»  считалось использование косметики  и украшений – и то и другое сурово осуждалось церковью.

Даже существовала особое постановление, согласно которому брак, заключенный при помощи женских  «ухищрений» - косметики, нарядов и  т. д. считался обманным, незаконным и  мог быть расторгнут. Впрочем, в более  поздний период авторы-гуманисты  приводили достаточно разумные доводы против использования косметики - так,  во-первых,  женщина,  украшающая себя,  будет пренебрегать домашними  обязанностями;  во-вторых,  косметика наносит  вред ее здоровью (были примеры, когда  долгое  сохранение краски  на  глазах привело к  слепоте);  наконец,  в-третьих, красящаяся  женщина  неопрятна.

 В трактате "О семье" писалось, что женщины,  безумные, разрушают нежнейшую кожу  ядовитыми мазями. Это было верно,  т. к. косметические средства  действительно были вредны (например, свинцовая пудра и белила, а  мода на расширенные зрачки  – использовались капли белладонны  – порой вела к ухудшению  зрения и даже слепоте). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль женщины в средневековом обществе