Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:50, контрольная работа
Основание Рима эта традиция связывает с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей. Согласно этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертоного Анхиза, каким-то образом уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал. После продолжительных странствований он прибыл к берегам Лация, где в то время правил Латин, царь местного племени. Он принял Энея и затем выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея его сын Асканий стал править в городе, названном Альбу Лонгу.
Существует и другой вариант данной легенды, по которому Асканий являлся сыном Энея и Лавинии. Спустя несколько поколений после Аскания царем в городе стал Нумитор. Но его свергнул Амулий. Он отдал дочь Нумитора в жрицы, которые обязаны были дать клятву безбрачия, но Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть, а ее детей было приказано бросить в реку. Но рабы, которым было поручено это сделать, оставили корзину с младенцами на мелком месте.
Царский Рим
Возникновение Рима……………………………………………………………………….3
Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей.5
Хозяйственная (экономическая) жизнь общины………………………………………6
Духовная жизнь и культура римского общества………………………………………6
Республиканский Рим
Зарождение республики…………………………………………………………………...9
Искусство…………………………………………………………………………...………10
Архитектура в период Римской республики……………………………………..……10
Декоративные росписи………………………………………………………………..….11
Скульптура………………………………………………………………………………...12
Литература………………………………………………………………………………....13
Хозяйственная (экономическая) жизнь общины
Основным занятием населения было скотоводство и земледелие. Основная земля принадлежала обществу, по-другому ее называли агер-публикус. Бедные люди могли брать ее в аренду. Средства, полученные от аренды, шли в казну. Что касается распределения имущества в семье, то все принадлежало ее главе - патриарху - и называлось фамилией. В состав имущества входили не только земля, инвентарь, предметы быта, но и жена, дети.
Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Римляне разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Они возделывали зерновые культуры, занимались огородничеством и виноградарством, была известна культура оливок. Плуг изготовлялся из целого куска дерева. Применялись в сельском хозяйстве мотыга, борона, коса, грабли, лопата и другие многие орудия.
С возникновением соседской общины появляется имущественное неравенство, общество начинает делиться на богатых и бедных. Расслоение ведет за собой некоторые другие последствия, такие как появление частной собственности, развитие ремесла и, как следствие, торговли. Начинается рост обмена произведенными товарами.
Так как
вся земля со временем сосредотачивается
в руках патрициев, остальное население
перестает заниматься земледелием. Ремесло
переходит на новый уровень. Оно отделяется
от сельского хозяйства.
Духовная жизнь и культура римского общества
Духовная жизнь и культура римского общества в этот период считаются довольно примитивными. Но уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами у греков, живших на западном побережье Апеннинского полуострова, в Кумах.
Историк Дионисий Галикарнасский ( I в. до н. э. - начало I в. н. э.) утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.
В 1900 г. на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый «Черный камень», который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д,). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-то заклятие, потому что встречается слово «царь».
Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против пожаров, болезней, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанных так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному.
В древнюю эпоху семье принадлежала важнейшая роль в воспитании. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения «отцовской власти». Хороший гражданин отождествлялся у римлян с послушным сыном и дисциплинированным воином.
Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли. В этом же направлении действовала и государственная религия с ее обожествлением гражданских и воинских добродетелей - Дисциплины, Согласия, Благочестия и т. д. Летописи жрецов-понтификов восхваляли образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали нарушавших их лиц. Возникновение элементарных школ в Риме историк Тит Ливии относит к V в. до н. э. В них обучались главным образом дети свободных. Обучение было совместным. Принимались дети с 7 лет, учеба продолжалась в течение 4 - 5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому и греческим языкам, письму, чтению и счету.
Религия
римлян древнейшего времени
К духам относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня Веста, которой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и ее свободного и несвободного населения), духи умерших - благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (например, священной смоковницы, которая проросла на месте народного собрания).
Римляне почитали также божества, которые ведали всеми этапами роста и созревания растений, в первую очередь зерновых, и людей, например, первым криком и первым шагом ребенка и т. п. Эти духи и божества были сначала безличными. Впоследствии, под влиянием этрусской и греческой религий, им был придан человеческий облик. Жертвоприношения и религиозные церемонии отправлялись или отдельными семьями-фамилиями в честь их божеств, даров, хранителей их территориальных границ - терминов (так называемый праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или отдельными гражданами (например, фордицидии - жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям).
На примитивную религию римлян рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племен, особенно этрусков. От последних римлянами были заимствованы бог Сатурн, лесной бог Сильван и так называемая небесная патрицианская троица - Юпитер (первоначально бог погоды, затем верховный бог римского государства), Юнона и Минерва. Этим богам был выстроен храм на Капитолии. Отсюда произошло название «капитолийская триада».
Патрицианской троице была противопоставлена плебейская троица - богиня злаков Церера, бог виноградников Либер, а также Либера. В честь этой троицы в 493 г. до н. э. был выстроен храм, который стал центром плебеев.
После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков римляне также позаимствовали гадания - по полету птиц, удару молнии, печени жертвенных животных. Гадания осуществлялись жрецами - авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы также был принят от этрусков. До знакомства с этим обычаем римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари.
Общеиталийскими божествами, почитаемыми и в Риме, были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы, которые ведали вопросами войны и мира, а также фламины - жрецы Юпитера, Марса, Квирина и других богов.
В царский
период верховным жрецом был царь.
Затем надзор за отправлением культов
осуществлялся коллегией
По
мере сближения с греческим миром
в государственный пантеон
Искусство Рима представляло собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Ведущее место в Риме заняли архитектура, инженерные поиски, скульптурный портрет, отличающийся интересом к конкретной личности, а также исторический рельеф, который обстоятельно повествует о деяниях граждан и правителей.
В Риме произошло четкое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоеванных областях.
Особенно велико было значение архитектуры, которая сочетала идеологические функции с организацией общественного быта. В римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приемов, которые позволяли зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.
Распространяя свой стиль в покоренных провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII - IV в. до н. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры.
У этрусков
римляне заимствовали высокую строительную
технику и исходные типы ряда сооружений.
Этрусские черты древнейших храмов
(например, храм Юпитера Капитолийского
в Риме, который был освящен в 509 г. до н.
э.) - трехчастная целла, подий, акцентрировка
главного фасада портиком и лестницей
- впоследствии стали характерными особенностями
римской культовой архитектуры.
Республиканский
Рим.
Зарождение республики
Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.). При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.
Произведено это было так. Все римские граждане, то есть как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и др.) и разделены на 193 сотни-центурии. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или плебеями.
Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа-трибы, что служит - в более общем плане - несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.
Реформа Сервия Туллия, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, на имущественном различии и территориальном делении.
Затем
после изгнания последнего царя в
Риме установился строй под
Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.
Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решений сенаторов заносились в особые книги.
Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с IV в. до н.э. Сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли магистраты и соответствующие комиций (и раньше всего первые 98).
Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.
К особенной компетенции сената относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика общее и пр.
Вершина
власти сената, когда без него не
принималось ни одной сколько-нибудь
значительной меры в области внешней
и внутренней политики, приходится
на 300-135 годы до н.э. Падение же роли сената
началось в эпоху гражданских войн (II-I
вв. до н. э.), когда государственные дела
вершились сильными личностями (Марий,
Сулла, Цезарь). В период империи сенат,
сохраняя внешнее величие, утратил свою
власть в пользу императоров.
В течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: