Религия как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

В работе даётся определение религии, описываются древние формы верований, происхождение религии и её роль в культуре

Работа содержит 1 файл

религия как феномен культуры.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

ния в Софийском  соборе не произвела такого сильного впечат-

ления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Рос-

сия не была бы теперь православною. (Соловьев B.C. Собр. Соч.

в двух томах. Т. 1, М., 1988, с. 102).

Какие же функции  выполняет в обществе религия? Прежде все-

го, она несет  людям ценностный, ориентирующий  смысл, т.е.

отвечает на вопросы: “Зачем? Во имя чего? В чем смысл?” Но

религия не ограничивается этой функцией. Она щкже объеди-

няет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря

религии общество сплачивается. Религия — своеобразная

(духовная) скрепа  общества, поскольку создает коллективные

представления внутри общества, предлагая людям определен-

ные ориентиры  поведения. Таким образом, она выполняет

свою нормативную  функцию.

Религия оказывает  огромное воздействие на архитектуру, живо-

пись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр  в ра-

боте «Утрата  середины» отмечает, что на протяжении почти

полутора тысячелетий  в архитектуре Западной Европы преоб-

ладал храм как  обитель Бога, а с эпохи Возрождения  — замок

и дворец как  жилище божественного человека. В  последова-

тельности архитектурно-художественных задач, сменяющих

собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (цер-

ковь, замок  и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь

новых религий, заменяющих для европейского человека сна-

чала христианского  личного Бога, а потом одна другую.

 

Нравственное  содержание религии

Будучи феноменом  культуры, религия обладает огромным

нравственным  содержанием. Она представляет собой явле-

ние человеческого духа и есть живое общение с Абсолю-

том. Религия относится к философии, как молитва к понятию.

Человек на всех ступенях развития с тех пор, как  осознал себя

человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это

всемирный факт, который указывал на искони присущую че-

ловеку потребность  общения с Высшим Существом. Человек

находит в религии  этическое удовлетворение. Он укрепляется

нравственно, приобретает душевное спокойствие  и утешение

в скорби. В  своем стремлении к Богу человек не остается «веч-

но голодным»; он получает духовную пищу. Источником это-

го удовлетворения служит внутренняя уверенность, что  неви-

димое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит

его молитвы  и оказывает ему помощь. В этом состоит сущ-

ность веры.

Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич

Чичерин (1928-1904) задается вопросом: не есть ли все это

самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не

подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков,

по которым  наука могла бы удостовериться в его реальности.

Мы знаем  только свое^субъективное чувство, но предмет для

нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследовате-

ли видят  в религии только плод фантазии. Если мы не в состо-

янии познавать  абсолютное, то тем менее может  быть допуще-

на возможность общения с ним.

На понятие  Бога, считает русский философ, могут  быть перене-

сены некоторые  человеческие черты. Но само понятие  взято

отнюдь не с  человека. Между ними та разница, которая  вообще

пролегает между  физическим и духовным существом, между

относительным и абсолютным. Одно представление  возникает

из опыта, другое — из чистой мысли. Если опыт составляет

единственный  источник нашего познания, то каким  образом

человек может  воображать в течение уже тысячелетий, что он

имеет общение  с существом, которое не только никогда нико-

му не являлось, но о котором он не может иметь  даже ни малей-

шего понятия? Что это за безумный бред, охвативший чело-

веческий род, притом не только на низших ступенях развития,

во времена  первобытного невежества, а равно и на высших,

ибо мы знаем  из опыта, что к числу религиозных  людей при-

надлежали величайшие умы человечества?

С культурологической точки зрения, напротив, религия  представ-

ляется необходимым  феноменом человеческой жизни. ≪Если

Бог есть Разум, Управляющий вселенною, — пишет Б. Чиче-

рин, — а  человек как разумное существо сам  является причаст-

ником этого  Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по

самой своей  природе, должен стремиться к общению  с Богом.

Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает теле-

сная ограниченность: разумные же существа, в силу внутренне-

го закона, стремятся к общению друг с  другом. И если это спра-

ведливо для  отдельных существ, то тем более  это должно иметь

место в отношении  к тому Существу, которое составляет центр

и связь всего  духовного мира. Как скоро человек  имеет понятие

о Боге, так  он необходимо стремится к единению с ним≫ (Чиче-

рин Б.Н. Наука и религия, М., 1999, с. 190-191).

Религия —  провозвестница человеческих ценностей, носи-

тельница нравственных императивов. Этим определяется

ее место  в культуре и в человеческой истории.

 

Заключение

Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культуроло-

гическое содержание. Каждая религия представляет известное

миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу

и миру. Если разъять  ее на составные части, мы откроем  в ней

философскую истину, в которой все связано логической нитью.

Конечно, религия  этим не ограничивается; она соединяет  все

элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение

возможно единственно на основании того понятия, которое мы

имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, яв-

ляясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздейст-

вие на все элементы культуры и выражает огромный нрав-

ственный потенциал.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА: ,

1. Библейские повествования.  Из книг Святой Библии. Ветхого  и Нового

Завета. М., 1986.

2. Булгаков С.Н. Тихие  думы. М., 1996.

3. Гуревич П.С. Философия  культуры. М., 2001.

4. Кассирер Э. Избранное.  Опыт о человеке.М„ 1998.

5. Чичерин Б.Н.  Наука и религия. М., 1999.

6.Учебник П.С. Гуревича  «Культурология»


Информация о работе Религия как феномен культуры