Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:38, реферат
В работе даётся определение религии, описываются древние формы верований, происхождение религии и её роль в культуре
ния в Софийском соборе не произвела такого сильного впечат-
ления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Рос-
сия не была бы теперь православною. (Соловьев B.C. Собр. Соч.
в двух томах. Т. 1, М., 1988, с. 102).
Какие же функции выполняет в обществе религия? Прежде все-
го, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е.
отвечает на вопросы: “Зачем? Во имя чего? В чем смысл?” Но
религия не ограничивается этой функцией. Она щкже объеди-
няет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря
религии общество сплачивается. Религия — своеобразная
(духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные
представления внутри общества, предлагая людям определен-
ные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет
свою нормативную функцию.
Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живо-
пись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр в ра-
боте «Утрата середины» отмечает, что на протяжении почти
полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преоб-
ладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения — замок
и дворец как жилище божественного человека. В последова-
тельности архитектурно-художественных задач, сменяющих
собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (цер-
ковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь
новых религий, заменяющих для европейского человека сна-
чала христианского личного Бога, а потом одна другую.
Нравственное содержание религии
Будучи феноменом культуры, религия обладает огромным
нравственным содержанием. Она представляет собой явле-
ние человеческого духа и есть живое общение с Абсолю-
том. Религия относится к философии, как молитва к понятию.
Человек на всех ступенях развития с тех пор, как осознал себя
человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это
всемирный факт, который указывал на искони присущую че-
ловеку потребность общения с Высшим Существом. Человек
находит в религии этическое удовлетворение. Он укрепляется
нравственно, приобретает душевное спокойствие и утешение
в скорби. В своем стремлении к Богу человек не остается «веч-
но голодным»; он получает духовную пищу. Источником это-
го удовлетворения служит внутренняя уверенность, что неви-
димое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит
его молитвы и оказывает ему помощь. В этом состоит сущ-
ность веры.
Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич
Чичерин (1928-1904) задается вопросом: не есть ли все это
самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не
подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков,
по которым наука могла бы удостовериться в его реальности.
Мы знаем только свое^субъективное чувство, но предмет для
нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследовате-
ли видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состо-
янии познавать абсолютное, то тем менее может быть допуще-
на возможность общения с ним.
На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перене-
сены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято
отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще
пролегает между физическим и духовным существом, между
относительным и абсолютным. Одно представление возникает
из опыта, другое — из чистой мысли. Если опыт составляет
единственный источник нашего познания, то каким образом
человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он
имеет общение с существом, которое не только никогда нико-
му не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малей-
шего понятия? Что это за безумный бред, охвативший чело-
веческий род, притом не только на низших ступенях развития,
во времена первобытного невежества, а равно и на высших,
ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей при-
надлежали величайшие умы человечества?
С культурологической точки зрения, напротив, религия представ-
ляется необходимым феноменом человеческой жизни. ≪Если
Бог есть Разум, Управляющий вселенною, — пишет Б. Чиче-
рин, — а человек как разумное существо сам является причаст-
ником этого Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по
самой своей природе, должен стремиться к общению с Богом.
Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает теле-
сная ограниченность: разумные же существа, в силу внутренне-
го закона, стремятся к общению друг с другом. И если это спра-
ведливо для отдельных существ, то тем более это должно иметь
место в отношении к тому Существу, которое составляет центр
и связь всего духовного мира. Как скоро человек имеет понятие
о Боге, так он необходимо стремится к единению с ним≫ (Чиче-
рин Б.Н. Наука и религия, М., 1999, с. 190-191).
Религия — провозвестница человеческих ценностей, носи-
тельница нравственных императивов. Этим определяется
ее место в культуре и в человеческой истории.
Заключение
Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культуроло-
гическое содержание. Каждая религия представляет известное
миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу
и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней
философскую истину,
в которой все связано
Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все
элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение
возможно единственно на основании того понятия, которое мы
имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, яв-
ляясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздейст-
вие на все элементы культуры и выражает огромный нрав-
ственный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА: ,
1. Библейские повествования. Из книг Святой Библии. Ветхого и Нового
Завета. М., 1986.
2. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001.
4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке.М„ 1998.
5. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.
6.Учебник П.С. Гуревича «Культурология»