Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:38, реферат
В работе даётся определение религии, описываются древние формы верований, происхождение религии и её роль в культуре
Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамериканских
индейцев племени оджибве —род его) —одна из ранних
форм религии, выражающая веру в сверхъестественное
родство между человеческими группами (родами) и жи-
вотным и растительным миром (реже явлениями приро-
ды и неодушевленными предметами). Тотем обычно вос-
принимается как общий предок рода, дает название тотемной
группе. Тотемизм связан с системой табу — запретом убивать
и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ри-
туальном убийстве.
Под тотемом подразумевалось растение или животное, принимае-
мое за фактического предка, от которого магическим образом
зависели жизнь и
века в отдельности. Вместилищем духов тотемных предков были
чуринги, хранившиеся в святых местах. Тотемизм включал в се-
бя комплекс верований в возможность постоянного «непороч-
ного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных чле-
нах рода, т.е. в своих живых потомках. Тотемы могут быть покро-
вителями людей, обеспечивая их пищей. Уничтожение тотема
грозило гибелью двойника. Тотемизм изучен у племен Австра-
лии, Северной и Южной Америки, Меланезии, Полинезии, Афри-
ки. Его компоненты обнаруживаются во всех религиях мира,
включая индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам.
Идея Бога
Бог (слав. — наделяющий богатством; древнеиран. Ъада —
господин, участь; древнеинд. bhaga — удача, счастье, дару-
ющий; греч. theos; лат. deus; инд. deva — светить, сиять) —
основное религиозно-
чает некую сверхъестественную сущность, своеобразный
объект поклонения. Бог — высшая ценность религиозной
веры, всегда так или иначе рассматриваемая как лич-
ность. Признается в качестве сущности, наделенной нео-
быкновенными, «сверхъестественными» свойствами и сила-
ми. В самом широком смысле Бог есть сущность совершен-
ная. В понятие совершенства верят и преклоняются перед
ним как сущим.
В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Вос-
тока описывается сонм богов, один из которых всегда наиболее
могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме
такая иерархия отсутствует. Наряду с ≪великими богами≫ здесь
нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотли-
чимые от местных духов, гениев, демонов.
Особенно хорошо развитие представления о Боге можно про-
следить в индийской мифологии: сначала индийские боги
были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими
и изобретательными людьми, которые знали и могли намно-
го больше, чем все другие. Поэтому они приносили людям
нужные им блага, о которых их просили. Позднее их возве-
ли в ранг богов, и боги стали «могущественными», «всезнаю-
щими», «добрыми», «жертвователями всех благ». Они оказа-
лись «творцами (изобретателями), техниками древности, ге-
роями и «королями», родоначальниками и вождями племен.
У первобытных народов бога часто называли «праотцем»,
«предком».
В представлениях о Боге с самого начала фигурировали такие
могущественные природные силы и вещи, как ясное дневное
небо, солнце, луна, гром, ветер, море и т.д. Перед ними пре-
клонялись еще наивно, как перед явлением невидимых, непо-
нятных сил, стоящих за явлениями или действующих в самых
естественных феноменах и управляющих ими, как перед ду-
ховными сущностями. Вот почему эти сущности стали одно-
временно идеальными и желаемыми. Они есть то, чем (и ка-
ким) человек не является, но хотел бы быть.
Именно эти сущности вносят ясность и устойчивость в запутан-
ное и неустойчивое человеческое существование. Кто пови-
нуется им, кто следует их заповедям, ублажает их жертвопри-
ношениями, к тому же они милостивы и одаряют сначала ма-
териальными, а затем и духовными благами, дают долю своей
проницательности, своего могущества, наконец, своего бес-
смертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни выс-
ший смысл и являются представителями всеобщего принципа,
позволяющего понять мир со всем его злом и страданиями,
благодаря которым он находит объяснение и загадки собст-
венной души.
Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных мо-
мента совершенства:
1. Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, тво-
рец всего сущего;
2. Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается
атрибут всеведения, всемудрости;
3. Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник
милости и справедливости.
Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной, ис-
точнике нравственного закона наиболее определенно обнару-
живается в Библии.
Происхождение религии
Уже говорилось о теологической точке зрения. А что писали о
происхождении религии светские мыслители? Одни культуро-
логи считали, что религия сложилась как своеобразный ответ
на страдания и лишения людей. Они искали утешения в этой
многотрудной жизни и мечтали об иной жизни. Именно такие
чувства и привели к рождению религии. О таком мирочувствии
древнего грека писал, например, Фридрих Ницше (1844-1900).
Философ описывал, как глубоко и проникновенно ощущал
древний грек трагизм жизни.
Однако русский писатель В.В. Вересаев оспорил эту точку зре-
ния. Он писал: «Несомненно, ужасы, скорби и несправедливо-
сти жизни тонко
и остро чувствовались
Все сильное, прекрасное и героическое обречено у Гомера на
печальный конец. Большинство героев Троянской войны гиб-
нет либо под стенами Трои, либо при взятии ее, либо по воз-
вращении домой.
Грубо и самовластно
ловеческую жизнь, портят ее, уродуют. В бедах людских вино-
ваты не сами люди, а это вмешательство высших сил, мало до-
ступных человеческому воздействию. Не было бы ни странст-
вий Одиссея, ни самой Троянской войны, если бы боги остави-
ли людей в покое и с жестоким равнодушием не пользовались
ими для своих целей. А выше беспомощных людей и самовла-
стных богов стоит слепой, могучий и беспощадный Рок, и все
совершается так, как он заранее постановит. Понимание жиз-
ни — самое черное и безнадежное» (Вересаев В.В. Живая жизЯъ.
М., 1999, с. 247).
По мнению В.В. Вересаева, хотя греки ощущали трагизм жиз-
ни, вряд ли в этом следует искать корни религии. Мир для
эллина был прекрасен и божествен, боги составляли неотрыв-
ную его часть. Столь же неотрывную часть этого мира состав-
лял и человек. «Через радость свою эллин приобщался к боже-
ству. Не с покаянными вздохами шел он к своим богам, не с
мольбами о помиловании. Он шел к ним в белой одежде, с вен-
ком из цветов на голове — символом радости; танцами молил-
ся он и хороводами» (там же, с. 262).
Корни религии усматривали также в чувстве страха и бесси-
лия, который был укоренен в сознании первобытного чело-
века. Д. Фейблман, о котором мы говорили в связи с типоло-
гией культур, пишет о том, что «на стадии первобытной
культуры боги и люди взаимодействуют; человек беспомо-
щен в руках капризных богов. Сами боги — воплощение
мифов о природе»(Антология исследований культуры. Т. 1,.
М., с. 210). Такая версия происхождения религии была
впервые определена Демокритом из Абдеры (V в.до н.э.)
Эту концепцию греческого философа в виде афоризма вы-
разил поэт Стаций: «Первых в мире богов создал страх». Че- •
ловек — песчинка мироздания. Его окружают грозные при-
родные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли
извергают огненные лавы. Человек постоянно испытывает
на себе предательство земной тверди. Э. Фромм писал, что
человек стоит перед страшной опасностью превращения
в узника природы, оставаясь одновременно свободным вну-
три своего сознания, ибо ему предопределено быть частью
природы и одновременно быть выделенным из нее, быть
ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало чело-
века странником в этом мире, он отделен, уединен, объят
ужасом...
Культурологи часто утверждали, что истинный и высший ис-
точник религии — чувство зависимости в человеке. Рели-
гия, согласно немецкому романтику Фридриху Шлейермахеру
(1768-1834), возникла из «чувства абсолютной зависимости от
божества». Этот тезис принимает и Дж. Фрэзер «Золотая ветвь»:
«Поначалу религия лишь отчасти небезоговорно признает на-
личие внешних по отношению к человеку сил, однако с ростом
знания она становится глубинным исповеданием полной и аб-
солютной зависимости от божества; его прежнее свободное по-
ведение сменилось установкой на скромную простертость пе-
ред таинственными силами незримого» (Фрэзер Дж. Золотая
ветвь, М., 1980, с. 72).
Однако, по справедливому комментарию Э. Кассирера, «пассивная
установка никак не может передать продуктивную энергию»
(Кассирер Э. Избранное. Опыт о человека. М„ 1998, с. 547).
Другие философы, скажем 3. Фрейд и Э. Фромм, искали чисто
психологическое объяснение происхождения религии. Они
считали, что бессознательное восхищение отцом, поэтизация
его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для
человечества — это кристаллизация психологических пе-
реживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему
Бог в религиях милует и карает. Он добрый и суровый...
Многие мыслители^ в том числе Б. Рассел, 3. Фрейд, Э. Фромм,
К.Г. Юнг, выражали
неудовлетворенность
ной мира, искали светские нравственные опоры в обоснова-
нии жизнеутверждающего мироощущения. Рассел в работе «Почему я не христианин» утверждал: “... действительная
причина того, что люди принимают религию, на мой взгляд, не
имеет ничего общего с доводами рассудка. Люди принимают
религию из эмоциональных побуждений. Часто нас уверяли,
что нападать на религию весьма пагубно, ибо религия делает
людей добродетельными”.
Оговоримся, однако, что, например, стремление Фромма создать
безрелигиозный гуманизм было подсказано нравственными ис-
каниями ученого, а вовсе не желанием сокрушать религию. В той
же мере современный христианин или мусульманин восприни-
мает религию не слепо. Она для него есть кристаллизация
нравственного опыта и опыта многих поколений предков.
Однако некоторые
мыслители рассматривали
денное свойство человека. Впервые эта позиция была изложена
философом-стоиком Посидонием из Апамеи (ок. 135-51 гг. до
н.э.). Эта версия также подвергалась критике: ведь если рели-
гия оказывается таким же врожденным свойством человечес-
кой природы, как, например, инстинкты самосохранения и раз-
множения, стало быть, она биологически необходима и осно-
вывается на
фундаментальных жизненных
человека, вписывается в целесообразное устройство его орга-
низма. Но здесь возникает вопрос: отчего врожденная религи-
озность у людей столь разнообразна?
Структура и функции религии
Любая религия включает в себя несколько составных частей.
Первый — это вера, учение, система представлений о глав-
ных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно гово-
рить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, ут-
верждают укрепляют религиозную веру. Второй компонент
религии — религиозные чувства. Упоминавшийся ранее
У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное ис-
толкование религии. Он видел в ней живое, трепетное чувство,
невыразимые и многочисленные роптания души. «Красота и бе-
зобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом
друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен
прежнего человеколюбимого Божества, склонного к людям, в нас
складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит
и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели»
{Джеймс У. Воля к вере. М., 1997, с. 34). Считая такое мировоз-
зрение кошмарнымлгДжеймс тем не менее полагал, что религия
всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по пси-
хологии и философии религии нередко встречаются попытки
точно определить сущность религиозного чувства. Однако ре-
лигиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, рели-
гиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиоз-
ное спокойствие, религиозный фанатизм.
Третий компонент религии — обряды, культы. Культ — это
совокупность специальных действий и ритуалов, обусловлен-
ных верой и регламентированных вероучением. По мнению
русского философа Павла Александровича Флоренского
(1882-1937), древние культы потрясали и тем самым открыва-
ли возможность постижения тайн. Н.А. Бердяев считал, что
культура в первоначальный период своего развития была свя-
зана с культом.
B.C. Соловьев писал: какова бы ни была наша уверенность в ис-
тине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на
тот факт, что религий существует множество и что каждая
приписывает себе исключительную истинность. Обычно аргу-
менты в пользу своей религии касаются нравственности. Сто-
ронники той или иной веры объявляют, что их вера более
этична. Но B.C. Соловьев обращает также внимание и на кра-
соту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослуже-