Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:38, реферат
В работе даётся определение религии, описываются древние формы верований, происхождение религии и её роль в культуре
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ
ГОУ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 12
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Культурология
Тема: Рилигия как феномен культуры
Работу выполнил:
Студент группы
СТС-415з
Заочного отделения
Бадмаев Вячеслав Валериевич
Дата сдачи:
<< ______>> _____________2013г.
Содержание:
1)
РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Что такое религия?
Религия (от пат. religio— совестливость, благочестие, набож-
ность, предмет культа; Religare — связывать, привязывать;
relegere — возвращаться, обдумывать, бояться) — мировос-
приятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения,
важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В пер-
вом случае считается, что религия происходит от лат. relege
(чтить, почитать) и
означает богопочитание.
объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий
Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «0 природе богов» он
определил религию как преклонение и благоговение человека
перед бесконечным Началом. Существует и другая версия, ко-
торую выдвинул христианский-писатель IV в. до н.э. Лактан-
ций. Он полагал, что «религия» происходит от слова religare —
«связывать».
Противоречат ли данные предположения друг другу? Ни в коей
мере? Религия — это и определенная связь между человеком
(как конечным существом) и Богом (как бесконечным и абсо-
лютным началом мира) и вытекающие из нее (связи), благого-
вение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия — это
не только вера или совокупность взглядов. Религия есть
чувство связанности, зависимости и долженствования по
отношению к тайной высшей силе, дающей опору и до-
стойной поклонения. Именно так понимали религию многие
мудрецы и философы — Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда,
Сократ, Христос, Мухаммад. Не расходятся с этим осмыслением
религии и то, что предлагают современные мыслители.
Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из
культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии.
Именно в религии
коренятся глубинные
культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал
- - Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может
быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы
культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, все-
. общим, всеопределяющим делом» {Бердяев Н.А. Философия
творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412). Философ
считал, что сама наука возвращается к своим магическим исто-
кам, и скоро окончательно выявится магический характер тех-
ники, «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение,
и рождается потребность в религиозном знании» (там же, с. 436),
Религия явление мировой культуры
Культурологи всегда подчеркивали, что религии — это явление
мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уде-
лил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубе-
жа человеческой истории, К, Ясперс писал: ≪Мифологической
эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие,
индийские, китайские философы и Будда в своих основных иде-
ях о Боге были далеки от мифа..,Божество неизмеримо возвы-
силось посредством усиления этической стороны религии≫ {Яс-
перс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31).
Философия и религия
С-религиозной точки зрения появление религии вполне объяс-
нимо: она возникла благодаря живому общению с Богом, Но
понять феномен религии пытались и светские мыслители,
многие из которых вообще были неверующими. Французский
религиозный мыслитель Этьен Жильсон (1884-1978) полагал,
что между философией и теологией должна существовать
глубинная связь. Быть христианским филосософом, по мнению
Жильсона, значит, прежде всего, быть христианином, челове-
ком, для которого опыт веры, некие от младенчества усво-
енные слова и внутренняя религиозная жизнь определяют
собой не только все его бытие, но и все существенное мышле-
ние,.. Посвященность в таинства, вместе с которыми содержа-
ние религии дается крещаемому и приобщаемому с самого на-
чала и целиком оказывается решающим жизненным фактом≫
(см, Работы Э. Жилъсона по культурологии и истории мыс-
ли, М., 1987, с. 110-111).
Богословие начинается с катехизиса, разъясняющего Символ ве-
ры, Эти слова коренятся в религиозном опыте и-обоснованы
верой в откровенное слово Бога. Этим решаются все вопросы
богословского метода, отношения веры и разума, богословия
и философии. Слово Бога откровенно, цель его — спасение,
а не метафизическое просвещение человека. Дело идет о вере,
а не о знании. Вот почему катезихис должен не приспосабли-
вать истины веры к детскому пониманию, а давать их в плот-
нейшей упаковке, бросать в душу и ум это зерно, которое бу-
дет расти и плодоносить всю жизнь≫ (там же, с. 170).
Жильсон считал, что богословие не может обойтись без фмло-
софии. Богословие само не создает философию, оно должно
найти ее, чтобы использовать. Философия может сослужить
службу богословию. Именно с ее помощью богословие обрета-
ет структуру и дух подлинной науки, т.е. отливается в форму
системы заключений, строго выведенных из некоторых поло-
женых в основу принципов.
К. Яшерс высоко оценивал рождение мировых религий. Их
появление знаменовало
собой фундаментальные
ты в духовном развитии человечества. Они стали источни-
ком новых социокультурных ценностей, идеалов. Воздействие
мировых религий определяло развитие культуры огромных ре-
гионов. Историю человечества трудно преставить себе без ре-
лигии. Напомним, Г. Лессинг утверждал, что нравственный про-
гресс человечества соотносится с чередованием религий.
Древние формы верований
Культурологи и философы с давних времен описывали рожде-
ние религии. Особое внимание они уделяли исторически ран-
ним формам верований.
Шаманизм — это
религиозные представления и ку
действия, в основе которых лежит вера в возможность ша-
манов быть посредниками между человеческим сообщест-
вом и мирем духов. Истоки шаманизма прослеживаются в глу-
бине веков. Судя по всему, ему по меньшей мере от тридцати до
сорока тысяч лет. Своими корнями он уходит в эру палеолита.
Стены знаменитых пещер в Южной Франции и Северной Ис-
пании, такие как Ляско, Фон де Том, Ле-Труа-Фрер, Альтамира
и других, расписаны красивыми изображениями животных.
Большинство из них представляют собой виды, которые факти-
чески населяли ландшафты каменного века — бизоны, дикие
лошади, каменные козлы, мамонты, волки, носороги и олени. Од-
нако другие животные, такие как, например, ≪Чудесный зверь≫
в пещере Ляско, являются мифическими существами и опиеде-
ленно имеют магическое и ритуальное назначение. В несколь-
ких из этих пещер находятся рисунки и рельефы странных фи-
гур, сочетающих в себе черты человека и животного, которые
вне всяких сомнений представляли древних шаманов.
Центральное верование шаманизма — существование двух
миров, тесно прилегающих друг к другу, которые перекре-
щиваются, но сохраняют автономию. Это физический мир,
в котором мы живем, и духовный мир, населенный силами, ко-
торые направляют и контролируют физический мир. Как оби-
татели «меньшего» мира мы существуем в нем в некотором
смысле по милости мира духовного. Его вторжение в наш мир
может принести исцеление или болезнь, удачу или невезение.
Духовный мир параллелен всей нашей жизни на физическом
уровне — так, каждое дерево, животное или камень обладает
собственным духом. Причинить им вред или обидеть — значит
накликать беду. Таким образом, наше взаимодействие с духов-
ным миром приобретает огромное значение. Именно здесь ре-
шающую роль играет шаман. Он способен войти в мир духов
и установить контакт с силами духовного мира. Это достигается
через состояние транса или через роль медиума (посредника)
(Уолш Роджер. Дух шаманизма. М., 1966).
Такие люди обладают значительной силой и авторитетом. В ша-
манских культурах ни одно важное решение не принимается
без предварительного обращения с шаману. Когда приходит
болезнь или лишения, шаман входит в духовный мир, чтобы
найти причину бедствия, а затем сообщает сообществу, каким
нарушением или проступком это действие вызвано.
Шаманы были первыми профессионалами в работе с людьми. Во
многих смыслах они
оказывались первыми
Им же принадлежала пальма первенства в помощи людям. По
сути, сила шамана лежит в овладении экстатическими
техниками с использованием сновидений и трансовых со-
стоянии. Экстаз в своем первоначальном смысле означал
альтернативное состояние сознания при осознании един-
ственной мысли — восторга. Шаман также в совершенстве
владел традиционной мифологией, системой верований и тай-
ным языком племени, целительскими методами.
Сипа и интенция шаманской культуры к воспроизводству иде-
альной реальности была предельно героической. Обряды по-
священия, характерные для сибирского и центрально-азиат-
ского шаманизма, включают в себя ритуальную последова-
тельность. Сибирские шаманы утверждают, что во время этого
ритуала они «умирают» и лежат бездыханными в течение трех
или семи дней в чуме или другом изолированном месте. При
этом возникают истые галлюцинации того, как тело разрыва-
ют на части демоны или духи предков, оголяются кости, очи-
щаясь от плоти, уходят воды, глаза выходят из глазниц.
Эти примеры показывают, что духовное открытие обычно вызы-
вает мощное необычное состояние сознания. Антропологиче-
ские, исторические и археологические исследования показа-
ли, что основные черты шаманизма и его технологий сакраль-
ного остались неизменными на протяжении десятков тысяч
лет. Они пережили миграцию через половину земного шара,
хотя многие аспекты культур претерпели драматические из-
менения. Этот факт позволяет предполагать, что шама-
низм связан с теми уровнями человеческой психики, ко-
торые являются изначальными, временными и универ-
сальными.
Магия
В чем сущность магии? Является ли она «пережитком», «суевери-
Ем» (Э. Тэйлор), «ошибкой мышления и образом неадекватного
каузального (причинного) объяснения» (Дж. Фрэзер), обнаруже-
нием невроза (3. Фрейд)? А может быть, это фундаментальный
элемент культуры. Несмотря на солидную исследовательскую
традицию, которая существует в изучении магии, отечествен-
ный специалист С.А. Токарев пишет: «Проблема магии до сих
пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории
религии» (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1999, с. 407).
По мнению Д.И. Чернякова, до сих пор исследователи обращали
внимание либо на сакрально-культовый характер магии, оста-
навливаясь лишь на субъективно-психологической стороне
магических актов и недооценивая роль социокультурных фак-
торов, — либо на ее практический характер, видя в ней лишь
средство для достижения целей, напротив, недооценивая роль
идеальных факторов. При анализе феномена магии важно учи-
тывать не только ее социокультурные аспекты, но и соответству-
ющмй ей тип менттальности (образа мышления). Итак, магмя
является не только культовой практикой, но и эффективной
преобразовательной силой общества, представляет собой не
только религиозно-мистический,
феномен. Магия — разновидность мистики, ее оперативная
• форма, практический оккультизм (общее название учений, при-
знающих существование в мире тайных сверхъестественных сил
и разрабатывающих способы взаимодействия с этими силами).
Магия — это применение практических знаний на практи-
ке. Характерно, что, определяя магию как «оперативную
мистику» (B.C. Соловьев), либо как «вид ложной мистики»
(Н.А. Бердяев), исследователи тем не менее признают изна-
чальную взаимосвязь этих явлений. Магия сыграла сущест-
венную роль в становлении и развитии религии и оказыва-
ется неотъемлемой частью любой религии. С другой стороны,
магическое сознание содержит в себе религиозные представле-
ния. Таким
образом, нет оснований
и религию. Это разные, но родственные явления.