Реальности, повседневности ментальности в истории культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

В последние годы в науке возрос интерес к проблемам повседневности, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, образа жизни в различные эпохи, философскому осмыслению обыденности. И это не случайно. Из подробностей и мелочей быта, образа жизни, складывается устойчивая типологическая определенность, своеобразное «лицо» общества как такового. Ценность исследований быта в том, что он выступает «обратной стороной» общественного бытия.

Содержание

Введение

1. Понятие повседневности

2. Понятие ментальности в истории культуры

3. Повседневности и ментальности в трудах Ле Гоффа

4. Ж.Дюби о культуре ментальности

5. Проблемы повседневности и ментальности в работах Арьес Ф.

6. Концепция Н.Элиаса

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работаКультурология.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

По Дюби, история ментальностей уже не может удовлетвориться упрощенным понятиям "коллективного сознания": социальная психология в США выявила диалогический характер отношений между индивидом и его социальным окружением, продемонстрировала не только способность среды влиять на индивидов, но и то, как в некоторых случаях реакция индивидуумов изменяет среду. Поэтому история ментальностей может быть и социальной, и биографичной. При этом она будет выявлять не только мысли, чувства и реакции простого человека, но и изучать среду. Именно среда является излюбленным доменом историка ментальностей. Даже если об одном явлении пишут два историка, то их сочинения окажутся различными, так как они не только различные личности, но погружены, живут в различных по специфике культурных средах, климатах, замечает Дюби [2,c.19].

К трем ритмам времени, выделенным Фернан де Броделем, Ж. Дюби добавляет 4-й. Так, первый ритм времени характеризуется быстротечностью и поверхностностью: это резонанс, вызванный проповедью, скандал, рожденный модернистским произведением искусства или литературы, а также кратковременные народные волнения. Менее быстротечные ментальные процессы, типа медленного изменения эстетических вкусов публики, Дюби относит ко второй группе.

"Следующий уровень - "темницы долгого времени" (по Броделю), ментальные структуры, упорно сопротивляющиеся изменениям. Они образуют глубокий пласт представлений и моделей поведения, не изменяющихся со сменой поколений" [2,c.20].

Но и здесь, полагает Дюби, могут происходить изменения: внешне незаметные, но протекающие довольно быстро, благодаря мутациям. И еще есть четвертый, наиболее глубоко залегающий ментальный слой, связанный с биологическими свойствами человека. Он почти неподвижен, и изменяется лишь с "эволюцией самих биологических свойств" [2,c.20].

Подготовительной работой при изучении истории ментальностей Дюби считает изучение языка, выделение перечня слов, употреблявшихся в ту или иную эпоху, т.е. не обойтись без лексикологов и знания синтаксиса.

"Задача истории ментальностей - выявить вербальные констелляции (созвездия слов - М.Ш.), отражающие главные сочленения коллективного сознания", - считает Дюби [2,c.20]. История ментальностей, имея объектом сферу психологии, изучая интеллектуальные механизмы, чувства, модели поведения, будет совершать переходы от индивида к социуму и обратно, полагает он. "История ментальностей должна "пропитать" собой социальную историю" [2,c. 21]. Именно Дюби в свое время высказал мысль: "Феодализм - это средневековый тип ментальностей" ("disposition d, esprit") [3,c. 151].

У историка ментальности есть доля субъективизма, и потому Дюби говорит о своем творчестве: "То, что я пишу, это моя история. ... Действительно, я убежден в неизбежной субъективности исторического исследования, моего, во всяком случае... я не выдумываю. .. впрочем, выдумываю, но стараюсь обосновать свои изобретения на возможно более прочных опорах и строить, исходя из строго критически проверенных показаний, возможно более точных свидетельств" [3,c. 152]. Считая, что необходимо связать все истории, Дюби, тем не менее, считает, что "без изучения ментальных установок невозможно создать тотальную историю общества".

Таким образом, для Ж. Дюби ментальности - плод индивида и социума, произведение их диалога, что любая история должна быть рассматриваема через призму ментальности.

 

5.Проблемы повседневности и ментальности в работах Арьес Ф.

 

В изучение многих из перечисленных вопросов внес большой вклад Филипп Арьес[5]. Но, хотя все эти проблемы имеют непосредственное отношение к антропологии, он их в этой перспективе не рассматривал, интересуясь главным образом эволюцией массового сознания, т.е. историей ментальностей. Первой получившей известность книгой Арьеса стало исследование “Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке”. Главное состоит в том, что автор впервые сделал восприятие детства в разные эпохи предметом исторического исследования и привлек для этой цели чрезвычайно разнообразные источники: литературные тексты, иконографический материал и даже надгробные изваяния. Основные выводы Арьеса, вызвавшие бурную полемику в науке, заключаются в том[1,c.42], что средневековье не знало детства как особой возрастной и психологической категории: на ребенка смотрели как на маленького взрослого; не знало средневековье и семейных чувств. Перемены становятся заметны с XIV в. и, наконец, в XVII в. происходит «открытие» детства. Ребенок становится центром «новой» семьи. В свете исследований, появившихся уже после книги Арьеса, некоторые его тезисы (например, об отсутствии в средневековых семьях особого отношения к детям и вообще материнской и отцовской любви) уже не получают подтверждения и нуждаются в пересмотре.

Справедлив и другой упрек, часто делаемый Арьесу: в игнорировании социальной структуры общества, привлекаемый им материал по большей части относится к жизни и быту аристократии, но выводы, тем не менее, распространяются на все общество. Однако при этом нельзя забывать о том, что именно Арьес «открыл» проблему детства для историков и проторил путь, по которому пошли его многочисленные последователи и критики в разных странах.

Другой темой многолетних исследований этого французского историка стала  эволюция отношения человека к смерти – от естественной неизбежности («прирученная смерть») в средневековую эпоху (а в крестьянской среде – и гораздо позднее) до страха перед самим ее упоминанием («перевернутая  смерть») в наши дни. Арьес не был первооткрывателем этой темы, но он сумел сказать в ней свое слово, сделать ряд ценных наблюдений. Как и прежние работы автора, книга «Человек перед лицом смерти» оказалась в центре научной полемики; критики (в частности, М.Вовель и А.Я.Гуревич) особо указывали на некритическое (в ряде случаев) использование Арьесом источников и на нежелание его увидеть социальные аспекты изучаемой им проблемы.

В 60-70-е годы история ментальностей стала лидирующим направлением во французской историографии; как магнит, она притягивала новаторские работы самой разнообразной тематики.

 

6.Концепция Н.Элиаса[6]

 

              Концепцию, близкую истории менталитета и повседневности школы Анналов, разработал немецкий ученый Норберт Элиас, который занимался проблемами долговременных изменений и происхождения культурных отличий больших общественных групп и отдельных индивидов. Н.Элиас показал [6,c.142], что жизнь в фигурациях с момента рождения, т.е. второе социальное рождение, как определенные формы и фазы социализации взросления, принадлежит к естественным предпосылкам социально-психического развития человека. В процессе второго рождения общественные нормы поведения, мышления, чувствования становятся структурой, психическим обликом личности. Индивидуальный процесс цивилизации происходит внутри фигурации специфично данному слою, соответствуя топографически и исторически. Изменяющиеся в ходе исторических процессов фигурации ведут к разнообразным процессам социализации личности, а также к большому спектру жизненных и социальных форм.

В своих работах [6] Н.Элиас показал, как форма человеческого поведения изменяется в ходе общественного развития. Спонтанные, аффективные поступки вытесняются регулируемым поведением, подчинением, прививаемым в ходе воспитания, самопринуждением.[6,c.157] Сверх-Я выступает как социализирующий аппарат самоконтроля. Дисциплина "эмоций" - один из главных проявлений процесса цивилизации, выражается в изменении предписаний поведения, регулирования аффектов и менталитета.

"Изменяется способ, каким люди живут друг с другом; поэтому изменяется их поведение; поэтому изменяется их сознание и их инстинкты. "Обстоятельства", которые изменяются, не являются чем-то что словно "извне" снисходит на людей; "обстоятельства", которые изменяются, являются отношениями между самими людьми"[6,c.162].

 


Заключение

 

Вышеизложенные в контрольной работе концепции реальности повседневности и ментальности дополняют друг друга в описании и анализе этих понятий. Повседневность представляет собой тот фундамент, на котором строится все остальное. Даже если историк изучает богословие или историю математики, он должен, во избежание терминологической неразберихи, связывать историю идей с той повседневностью, в которой обитали их авторы. Без изучения повседневности, очевидно, невозможна ни одна гуманитарная наука.

Повседневность - это система практических знаний, которая включает в себя знание норм поведения и общепринятого в данной социокультуре порядка действий в той или иной ситуации, для достижения той или иной цели.

Изучение ментальностей, неких коренных установок и привычек сознания, мировидения дает возможность приблизится к пониманию социального поведения людей. Каждое общество на определенной стадии развития людей имеет свои специфические условия для структуирования индивидуального сознания, матрицу, в рамках которой формируется ментальность.

 


Литература

1.      Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2.      Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

3.      Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе. М., 2000.

4.      Ионин Л.Г. Повседневность // Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

5.      Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

6.      Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1: «Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада». M.-СПб., 2001.

7.      Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX и начала ХХ веков. М., 2000.

8.      Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998.

9.      Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000.

10.  Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000.

11.  Горбатов А. В., Михайлов Ю.И Основные школы и концепции культурологии. Кемерово, 2000.

12.  Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

13.  Ерохин В.Г. История культурологической мысли. Рязань, 1999.

14.  Иконникова С.Н. История культурологических теорий. Учебн. пособие в 3-х частях. СПб., 2001.

15.  Минц С.С. Рождение культурологии. СПб., 1999.

16.  Немировская Л.З. Культурология: история и теория культуры. М., 1992.

17.  Философия культуры: Становление и развитие. СПб., 1998.

 

 

2

 



[1] Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни (эк­зистенциальные проблемы). – Ростов н/Д., 1994.

 

[2] Марков Б.В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная рациональность и структуры повседневности... С. 14–15. 

[3] ЛЕ ГОФФ (Le Goff) Жак (р. в 1924) - французский историк-мидиевист, со второй половины 1980-х - глава школы "Анналов". Основные сочинения: "Купцы и банкиры средневековья" (1956), "Средневековые интеллектуалы" (1957), "Цивилизация средневекового Запада" (1965), "За новое изучение средневековья" (1977), "Рождение чистилища" (1981), "Средневековый мир воображения" (1985), "История и память" (1986), "Кошелек и жизнь: экономика и религия в средневековье" (1986), "Аппетит к истории" (1987), "Человек Средневековья" (коллективный труд, под ред. Л., 1987) и др. Профессор Школы высших исследований в области социальных наук (Париж), ее президент (1972-1977, третий после Февра и Броделя). Член редакционной коллегии "Анналов" (с 1969).

 

[4] Жорж Дюби (Georges Michel Claude Duby) (1919-1996).  Один из крупнейших французских медиевистов. Профессор Коллеж де Франс, член Академии надписей и изящной словесности в Париже, член Французской академии, а также Британской, Бельгийской, Итальянской и Американской академий. Область исследований - социально-экономическая история западноевропейского Средневековья,  история его духовной культуры и искусства. Наиболее известные из работ: «Аграрная экономика и жизнь деревни на средневековом Западе» («L'economie rurale et la vie des campagnes dans l'Occident medieval». P., 1962); « Бувинское воскресенье » («Le dimanche de Bouvines». P., 1973); « Эпоха соборов. Искусство и общество 980-1420» («Le Temps des cathedrales. L'art et la societe 980 -1420». P., 1976); «Тройственное устройство общества, или Мир воображения в эпоху феодализма» («Les trois ordres on l'imaginaire du feodalisme». P, 1978); «Рыцарь, женщина и священник. Брак в средневековой Франции» («Le chevalier, la femme et le pretre. Le mariage dans la France feodale». P., 1981).

[5] Фили́пп Арье́с (фр. Philippe Ariès, 21 июля 1914, Блуа — 8 февраля 1984, Париж) — французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства. Предметом его наиболее известной книги «Человек перед лицом смерти» является история отношения к смерти в европейском обществе.

[6] Норберт Элиас (англ. Norbert Elias, 22 июня 1897 - 1 августа 1990) - немецкий социолог, один из ведущих представителей исторической социологии и интеграционного подхода в социологии. Главные работы Элиаса – "О процессе цивилизации" (1936/37), "Придворное общество" (1969) и "Одиночество умирающего" (1982).

 


Информация о работе Реальности, повседневности ментальности в истории культуры