Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:59, реферат
В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие – психологические, антропологические, социокультурные.
«Труд создал культуру». Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных осматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком.
1. Генезис культур…………
2. Особенности социальных и мировоззренческих основ ранних цивилизаций……………
3. Возникновение основных элементов духовной культуры, язык, мышление, религия, искусство, первобытные нормы морали…..
4. Мифология, культ, табу….
5. Ритуал, обряд: их роль в первобытном обществе…….
6. Синкретизм первобытной культуры.
7. Роль первобытного искусства в становление общества и человека….
8. Современные культурологические теории происхождения искусства: игровая, магическая, трудовая, биологическая, психоаналитическая.
Нам представляется, что в области отображения непосредственных типических свойств и связей природных явлений первобытное мышление имело скорее логический, чем дологический характер. Однако не следует переоценивать логическую природу первобытного мышления и тем самым превращать законы логики в слишком легкий и скороспелый дар человеческой мысли. Логическое мышление не могло сложиться сразу, оно должно было пройти ряд этапов, начиная с этапа незрелого, не сложившегося логического мышления, которое вряд ли могло быть основано на “четко очерченных”, готовых законах тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Представляется, что первобытное мышление было основано скорее на повторяющейся “логике вещей”, т.е. устойчивых, регулярных связях явлений природы. В недрах этой логики складывались собственно формально-логические законы.
Следует
различать, далее, “пласт” мышления,
связанный с совокупностью
Вторая,
конкурирующая, парадигма человеческого
интеллекта связана с единственно
возможной альтернативой
Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Эта предпосылка легко обнаруживается и в психологии ребенка, в известном возрасте приписывающего вещам хорошие и плохие намерения. Поскольку для первобытного человека сознательное действие выступало как нечто естественное и обычное, природные явления легче было объяснить сознанием, волей, намерениями.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.
Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.
Христианская
теология подразделяется на историческую,
которая исследует историю
К вопросу происхождение религии можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.
В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.
К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.
Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.
Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии. Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.
Постепенно
оформляются более сложные
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.
В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.
Религии могут быть :
-монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов); - родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
-народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
- мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).
Вопрос
о происхождении искусства до
сих пор решается неоднозначно. Так,
имеется магическая концепция происхождения
искусства, согласно которой истоком
искусства являются магические верования
и обряды. Эта концепция, приведена
отечественным ученым Д. Угриновичем
в его книге "Искусство и религия":
"Хотя искусство и религия порождены
принципиально различными социальными
потребностями, возникли они в одно время
и реализовались первоначально в "единой
нерасчлененной системе духовно-практической
деятельности, которую представлял собой
первобытный мифологический обрядовый
комплекс". Существенно то, что источником
эстетического отношения к миру, сконцентрированного
в изобразительной деятельности, танцах,
музыке и прочих видах искусства, служит
трудовая деятельность. Однако возникновение
искусства связано не только с трудовой
деятельностью, но и с развитием общения
индивидов. Членораздельная звуковая
речь - форма выражения логического понятийного
мышления, но общение может осуществляться
посредством рисунка, жеста и пения, зачастую
выступающих элементами ритуала. К тому
же следует учитывать тот важный эмпирический
факт, что искусство представляет собой
форму существования социально значимой
и циркулирующей в обществе информации,
систему эстетических ценностей. Этот
факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности
первобытного коллектива: информация,
выраженная в системе эстетических кодов,
была необходима для совершения практических
коллективных действий, обеспечивающих,
в конечном счете, существование племени.
Следует учитывать
и психофизиологическую сторону становления
искусства, на значимость которой обращает
внимание в своих трудах отечественный
антрополог Я.Я. Рогинский. Оказывается,
в отличие от других органов человеческого
организма, которые функционируют ритмично,
мозг может осуществлять свои высшие функции,
выходя за пределы ритмов организма. Для
глубокого постижения мира, для выработки
абстракций мозг нацелен не на физиологические
ритмы, а на динамику отражения окружающего
мира. Возникает аритмия, вызывающая усталость
у человека. Чтобы ее снять, необходим
отдых, перерыв в умственной деятельности,
т.е. необходимо возвращение к нарушенным
ритмам организма.
Традиционное родоплеменное
искусство в силу своей синкретичности
(оно переплетается со всеми иными аспектами
культуры - мифологией, религией, обрядом
и пр.) является полифункциональным. Прежде
всего, оно, наряду с другими формами (или
сферами) культуры, представляет собой
воплощение и выражение общих, устоявшихся
представлений данного общества, т.е. выполняет
идеологическую функцию.
В основе произведений искусства до письменной
и, особенно пред письменной эпохи лежит
пластическая идеограмма. Именно благодаря
этому качеству первобытное и традиционное
искусство эффективно выполняет различные
социальные функции. Ритуальные маски,
статуэтки, нательные и наскальные рисунки
и другие изобразительные формы и художественные
предметы, используемые при совершении
обрядов инициации, так же как игры, танцы,
театрализованные представления, составляют
"одну из связей, соединяющих различные
поколения и служащих именно для передачи
культурных приобретений из рода в род"
(Г.В. Плеханов). Символический характер
первобытного и традиционного искусства,
его условный изобразительный язык, идеоластические
формы призваны выражать сложные идеи
и понятия, которые невозможно воспроизвести
натурально.
В первобытном и традиционном
искусстве социальные функции тесно переплетаются
с магико-религиозными: статуэтки - вместилища
душ умерших, предназначенные для культа
предков, играют определенную социальную
роль. Ведь они отражают реально существующую
структуру общества, ибо иерархия в царстве
духов соответствует земной. Синкретизм
этого искусства, нерасчлененность его
магико-религиозных, социально-политических
и иных функций отражает нерасчлененность
этих аспектов в реальной жизни архаических
обществ. Нельзя провести четкую границу
между статуями предков, различными фетишами,
масками, так как и те и другие наделены
сверхъестественной силой, способны вмешиваться
в жизнь людей, служат предметом поклонения.