Развитие мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:59, реферат

Описание работы

В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие – психологические, антропологические, социокультурные.
«Труд создал культуру». Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных осматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком.

Содержание

1. Генезис культур…………
2. Особенности социальных и мировоззренческих основ ранних цивилизаций……………
3. Возникновение основных элементов духовной культуры, язык, мышление, религия, искусство, первобытные нормы морали…..
4. Мифология, культ, табу….
5. Ритуал, обряд: их роль в первобытном обществе…….
6. Синкретизм первобытной культуры.
7. Роль первобытного искусства в становление общества и человека….
8. Современные культурологические теории происхождения искусства: игровая, магическая, трудовая, биологическая, психоаналитическая.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 72.14 Кб (Скачать)

    Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.—338 г. до н. э.). Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации.

    Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой  техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались  морские гавани и возникали новые  города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.

    Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой  положило завоевание Александром Македонским  в 334—328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и  Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений  народов и их культуры — цивилизация  эллинизма.

    Характер  природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

    Египетской  культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества  в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже  известным идеям, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения  новых элементов, новых идей и  новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле  традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально  новые явления, сколько как совершенствование  уже существующих образцов. Поэтому  для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально  разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому  сочетанию мастерства, концептуальное и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства. 
 
 
 
 
 

    Возникновение основных элементов  духовной культуры, язык, мышление, религия, искусство, первобытные  нормы морали.

    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать  землю. От возделывания почвы человек  поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к  культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с  оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития.

    Проблема зарождения языка способности человека (связанная с представлениями о природе языка вообще), одна из древнейших проблем, связанных с лингвистикой, занимавшая человечество на протяжении многих веков. К кругу вопросов, связанных с происхождением языка, относятся следующие: Какой из языков мира самый древний? Произошли ли все языки мира от этого языка? Каким образом создавались слова языка в самом начале? Эти вопросы вызывали дискуссии еще 3000 лет назад. Однако ответа на них нет и по сей день и вряд ли он когда появится, ибо у нас нет никаких данных о происхождении языка и о раннем его развитии. В 1866 Парижское лингвистическое общество отказалось рассматривать работы о происхождении языка, однако на современном этапе развития науки возможны исследования методами палеонтологии, антропологии, палеоневрологии и т. д. Сюжеты о наделении человека способностью говорить можно найти в мифах разных народов мира: согласно иудаистско-христианской традиции Бог наделяет способностью именовать предметы Адама, у египтян создателем языка был Тот, в вавилонских мифах эта функция приписывается Набу, в ведических мифах — Сарасвати. Идея божественного, или чудесного, происхождение языка просуществовала вплоть до 19 в. В связи с представлением о "Божьем даре" возникал вопрос, каким был этот дарованный язык Геродот сообщает о египетском царе Псамметихе I (7 в. до н. э.), который "установил", что "первоязыком" является фригийский. Долгое время популярной была идея о том, что первый язык человечества — древнееврейский (Э. Гишар, Данте). Об "адамическом" языке рассуждали Я. Бёме, Ян Амос Коменский, Т. Гоббс, Г. В. Лейбниц. На роль "первоязыка" выдвигались также фламандский, готский, немецкий, халдейский (арамейский), китайский. Мысль о единой природе всех яз. Земли отразилась в картезианской философии — в "Общей и рациональной грамматике" К. Лансо и А. Арно (1660). Сегодня существует учение о происхождении человеческого языка из одного источника на научном уровне — теория моногенеза, появившаяся в 20 в. как попытка синтезирования достижений в области исследований каждой из языковой семей. Сравнительно-исторический метод позволяет путем сравнения праязыков отдельных макро семей наметить формы вероятного исходного праязыка. Впервые такие попытки были предприняты А. Тромбетти.

    Единственное  научное обоснованием теории моногенеза было бы доказательство единого происхождения всех предполагаемых макро семей, из которых происходят все языке мира. Кроме представления о языке, как о божественном даре, существовали теории о зарождении языка "естественным" путем. Так, идея о развитии языка из звукоподражания была выдвинута еще стоиками (3 в. дон. э.). В 18 в. концепция стоиков была подхвачена и получила свое развитие в трудах Г. В. Лейбница и Ш. де Броса. О междометном происхождении языка говорил Д. Локк; Э. Кондильяк в "Опыте происхождения человеческих знаний" (1746) пытался понять, как язык мог произойти "естественным образом", и выводил "язык возгласов" из "языка жестов". Он дал толчок последующим размышлениям о происхождении языка, в т. ч. "образной теории" Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Гердер в "Трактате о происхождении языков" (1771) подчеркивал, что человек обладает языком "уже как животное", но, в отличие от животных, человеку присущ разум, который делает его способным к рефлексии, порождающей сначала внутренний, а затем и внешний человеческий язык. По мнению Ж. Монбоддо (1774), яз. — "выражение идей с помощью артикулированных звуков", он базируется на способности к "подражательной артикуляции". В. фон Гумбольдт рассматривает язык,  как деятельность коллективного человеческого духа. Э. Ренан в работе "О происхождении языка" (1848) полагал, что "язык вышел совершенно готовым из формы человеческого духа". Эволюционные теории  на происхождении языка связана с доказательством возможности перехода от "языка животных" к языку человека, поскольку "человека отличает от низших животных не то, что он способен различать членораздельные звуки" (Ч. Дарвин). Рассматривал язык, как естественный организм, эволюционирующий по биологическим законам. Широкое распространение получила также "трудовая теория" происхождении языка,  которая вначале была выдвинута Л. Гейгером (1867) и разработана Л. Ну аре в книге "Орудие труда и его значение в истории развития человечества" (рус. пер. 1925). Согласно Нуаре, "трудом достигаемые модификации внешнего мира роднятся с теми звуками, которые сопровождают работу". Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о стадиях развития сенсо-моторного интеллекта, становления обобщенных схем действия, порождающих способность к символизации. Датский лингвист О. Есперсен распределил подобные теории на несколько типов: 1) теория "bow-wow": речь возникла из подражания звукам окружающего мира, особенно крикам животных; 2) теория "pooh-pooh": речь возникла из инстинктивных звуков, вызванных болью, злостью, радостью и пр. чувствами и эмоциями; 3) теория "ding-dong": речь возникла из реакций человека на окружающий мир, из "речевых жестов", отражающих этот мир некоторым образом (напр., при произнесении слова "мама" артикуляция имитирует движение губ при сосании); 4) теория "yo-he-ho": речь возникла из ритмических выкриков, производимых человеком при совместной деятельности; 5) теория "la-la": речь возникла из звуков, связанных с игрой и песней. Проблема возникновения первых слов появилась в античной языковедческой традиции (вопрос о "правильности имен"). Известный спор о присвоении имен "по природе" и "по установлению" отразился в диалоге Платона "Кратил". Идея об "установителе имен" в новое время возникает у Ж. М. Дежерандо, согласно которому в данной функции выступали при возникновении языка некоторые гении. По мнению Я. Гримма, язык был изобретен первой парой пралюдей, впоследствии был закреплен и отшлифован их потомками. Современные методы антропологии, палеоневрологии, приматологии позволяют сделать некоторые выводы о том, в какое время человек мог обладать речью с физиологической теории. Так, формирование речевых зон левого полушария головного мозга относят к периоду около 500—400 тыс. лет до н. э. (синантроп), но это же полушарие отвечает не только за звуковую речь, но и за координацию движений обеих рук, т. е. может быть связано с "языком жестов". Развитие височно-лобных зон Homo sapiens sapiens позволяет заключить, что его язык по основным чертам не отличался от последующих языков мира. Артикуляционный аппарат неандертальца (70—35 тыс. лет до н. э.) аналогичен артикул аппарату новорожденного ребенка, т. е. позволяет произносить лишь некоторые звуки, подобные согласным губного или переднеязычного образования и некоторые звуки, подобие гласным, среднего ряда среднего подъема. Устройство органов речи кроманьонца (35 тыс. лет до н. э.) примерно такое же, как у современного человека.

    Исследование  первобытного мышления представляет, по-видимому, еще большие трудности, чем его биологической предыстории, поскольку применение экспериментальных методов здесь вряд ли возможно. Одним из важнейших показателей формирования и развития первобытного мышления выступают его главные результаты, дошедшие до нашего времени, — ископаемые орудия труда первобытного человека. Шествие человеческого разума начинается с первого “космического” достижения человека — создания первых орудий труда, практически и духовно поставивших человека в отношение к бесконечному миру.

    Человеческий  способ существования — преобразование окружающего мира, производство не существующих в природе условий  своего существования — обусловил  первую и важнейшую парадигму  человеческого мышления — соответствие мысли реальности, объективность отображения реальности. Коренным условием существования и развития человека становится познание все более существенных свойств и связей природных объектов, феноменологических проявлений законов природы, а с определенного, достаточно высокого уровня развития общества — законов природы и общества.

    Первобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений, их временной  и сезонной последовательности и  т.д. Необходимо допустить, что мышление этого периода развития общества обладало простейшей логикой, в той  или иной мере воспроизводившей “логику  вещей”, логику природных связей и  регулярностей, от которых прямым образом  зависело существование человека.

    В процессе складывания этой “логики  вещей” в логике мышления должны были, очевидно, постепенно складываться и  четыре основных формально-логических закона — тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Однако сами по себе эти законы присущи уже только достаточно развитому, зрелому интеллекту и время их окончательного формирования в человеческом интеллекте установить трудно. Вероятно, это следует отнести только к периоду античного интеллекта.

    Естественно предположить, что на определенном, сравнительно высоком уровне развития первобытного труда и интеллекта перед человеком становится задача объяснения системы природных явлений, с чем следует связать возникновение  нового уровня мышления — объясняющего. К возникновению этого уровня толкала деятельная практическая природа человека, поскольку производящая деятельность человека, или труд, есть причинная деятельность, неизбежно порождающая причинный интеллект,  т.е. объясняющее мышление.

    Известный исследователь первобытного мышления Леви-Брюль (1857-1939) различал индивидуальное и коллективное мышление. Он считал, что индивидуальное мышление было основано на общих законах формальной логики, поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. Однако коллективное мышление имело  пралогический характер. Основой его служил закон партиципации (сопричастия), в соответствии с которым первобытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находиться одновременно в различных местах, изображение объекта тождественно самому объекту (поэтому воздействие на изображение животного влечет будущую удачу на охоте) и т.д. Дологическое мышление, по Леви-Брюлю, воплощалось в коллективных обрядах и мифах. Концепция до логического мышления подверглась серьезной критике в советской и зарубежной науке. Да и ее автор в конце своей жизни не склонен был чрезмерно отстаивать дологический характер первобытного мышления.

    Интересную  точку зрения на первобытное мышление отстаивал французский этнолог, представитель структурализма, К. Леви-Стросс.  Леви-Стросс стремился выявить своеобразие первобытного мышления, мышления той эпохи, когда были заложены все предпосылки для современного интеллектуального развития. Этнологу свойственна высокая оценка нравственных устоев первобытного общества. Он создал концепцию "сверхрационализма", направленную к восстановлению единства чувственного и рационального начал, утраченного современной европейской цивилизацией. Такая гармония, по его мнению, присутствовала в первобытном мифологическом мышлении. Это выражалось в особом приятии противоречий человеческого бытия, в чувственной качественной логике и одновременно конкретном метафорическом мышлении. Полемизируя с Л. Леви-Брюлем, исследователь доказывал, что представления об ином способе мышления у народов, живущих в условиях примитивных культур, не обоснованы. Он отмечал, что мыслительные процессы у них протекают так же, как и у цивилизованных современных людей, отличны лишь способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий. Работы К. Леви-Стросса выявили логический механизм создания и преодоления противоречий в первобытном сознании посредством мифологической медитации, а также способность первобытного сознания к логическому анализу. Но, не смотря на это, для меня, точка зрения Леви-Брюля ближе, на мой взгляд, она более детальна, а так же кажется более убедительной. В работах Леви-Стросса, на мой взгляд,  мнение о первобытном обществе преувеличено в плане уровня интеллекта и  хода мышления.

Информация о работе Развитие мировой культуры