Развитие массовой культуры начало 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Развитие массовой культуры начало 20 века.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

35 000 рабочих  зрителей присутствовало на площади  во время этого представления.

     19 июля 1920 года было поставлено  новое массовое действо «К мировой коммуне» (реж. Н. Петров, С. Радлов, А. Пиотровский,

В. Соловьев). Начальником постановки был назначен К. Марджанов,

художником  — Натан Альтман. В постановке участвовало около

4000 красноармейцев, театральной молодежи и театральных рабочих

кружков. Место представления то же — Фондовая биржа, но действие

не ограничивалось только порталом Биржи, а захватывало  ее боковые парапеты, ростральные  маяки на площади, круглые сходы  к Неве

и оба моста. На самой Неве стояли миноносцы, Петропавловская

крепость  тоже «участвовала» в грандиозном  зрелище — ее прожектора

освещали  постановку. Сквозной линией постановки проходила историко-символическая тема создания Коммунистического Интернационала до Октября идвижение к Мировой коммуне. Действо включало несколько эпизодов: Парижская коммуна, империалистическая война, февраль. Октябрь, Победа в Гражданскую войну

     Массовые  зрелища возрастали в масштабах: в инсценировке «Взятие Зимнего  дворца», поставленной в октябрьскую годовщину 1920 года, уже участвовали 8000 красноармейцев, матросов и театральной молодежи (реж. А. Кугель, Н. Петров, Н. Евреинов). Для инсценировки по бокам арки Главного штаба были сооружены две площадки. Они были украшены гигантскими, доходящими до третьего этажа соседних зданий, декорациями и соединены дугообразным мостом. Одна площадка — «красных», другая — «белых». А в качестветретьей площадки был присоединен реальный объект октябрьского переворота — Зимний дворец. Представление не могло не произвести впечатление прежде всего грандиозностью — в атаке принимало участие 320 грузовых автомобилей, 400 окон Зимнего дворца вспыхивали внезапно, 400 световых экранов для теневых пантомим было установлено в них, чтобы продемонстрировать «схватку старого мира с новым». Идея борьбы двух миров (старого и нового), борьбы угнетателей и угнетенных, мирового капитала и мирового пролетариата пронизывала все массовые зрелища.

     В массовых зрелищах, поставленных в  первые три года после октябрьской  революции, использовалась не только определенная двухполюсная схема деления мира и общества, но и была выработана своя символика. В массовых действах использовались символическая фигура пролетария огромного размера, эмблемы орудий труда пролетариев, кандалы, куски колючий проволоки как символы закрепощения.

     В 1927 года на Неве грандиозное массовое зрелище – «10 лет Октября» по сценарию А. И. Пиотровского. Режиссеры – Н. В. Петров, С. Э. Радлов, и Соколовский, и В. Н. Соловьев. В инсценировке участвовало до двух тысяч человек. Балтфлотцы и красноармейцы, а также катера, миноносцы, звуковые и световые эффекты, фейерверк длительностью около сорока пяти минут. Зрители, их тысяч сто, размещались на набережной 9 Января, между мостами Равенства и Республиканским.

     В 1927 года в Киеве, на площади ипподрома, где ожили эпизоды «Восстания арсенальцев в 1917 году». В них перед 50000 жителей прошли сцены заседания большевиков-подпольщиков, разгона рабочих демонстраций, штурма Арсенала и расстрела оборонявших его рабочих. Финалом инсценировки явился торжественный парад частей Красной Армии.

     В 1932 году в честь 15-летия Октября  вновь было организовано массовое действие на Неве. Им руководил режиссер Леонид Трауберг, было грандиозно и красиво.

     В крупнейших зрелищах и театрализованных представлениям 1920-1930-х годов определились многие отличительные черты советских массовых празднеств, представлений, концертов и фестивалей. Основными из черт были: революционное содержание и политическая актуальность, грандиозный размах, широкое привлечение тысяч участников, вовлечение зрителя в театрализованное действие. В организации новых массовых зрелищ были и недостатки: сказывалось отсутствие опыта и традиций, не всегда удачными были и некоторые эксперименты, проводившиеся в поисках нового. Но, бесспорно, в целом эти зрелища были большим достижением в деле приближения искусства к народу, вовлечение масс в активный культурный отдых. Массовые гулянья, трудовые празднества, театрализованные представления, массовые движения самодеятельного искусства в 1920-1930-е годы выражали эмоционально-психологические, культурно-бытовые и другие потребности трудящихся, соответствовали задачам формирования и дальнейшего развития социального общества.

     В организации революционных празднеств активное участие принимали такие  известные режиссеры-новаторы, как К. А. Марджанов, Н. В. Петров, Н. П. Охлопков, С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев и др. 

Коротко! 

ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1890–1964), русский режиссер, педагог. Участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде «Торжество коммуны» (1919), «Взятие Зимнего дворца» (1920), «10 лет Октября» (1927). 

МАРДЖАНОВ (МАРДЖАНИШВИЛИ), КОНСТАНТИН (КОТЭ) АЛЕКСАНДРОВИЧ (1872–1933), режиссер грузинского, русского и советского театра.

В 1920, осуществив в Петрограде грандиозную постановку массового театрализованного праздника «К мировой коммуне». В Петрограде руководил театрами «Вольной комедии», «Комической оперы», самодеятельным рабочим театром. 

ОХЛОПКОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1900–1967), советский актер и режиссер, утвердивший в своем творчестве театр укрупненных поэтических форм и большого социального масштаба. Его постановкам были свойственны открытая театральность, метафорическое образное мышление, героика и насыщенная эмоциональностью патетика.

В 1921 г.осуществил массовое театральное действо под названием «Борьба труда и капитала». Главным действующим лицом представления, показанного 1 мая 1921 был народ, штурмующий старый мир. С этой необычной постановки рождается Охлопков-режиссер, начинает складываться собственно театр Охлопкова с его постоянной тягой к героическому монументальному зрелищу. 

ЕВРЕИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1879–1953), русский режиссер, драматург, критик и теоретик театра, автор музыкальных произведений.

В 1920 Евреинов принимал участие в организации  массового зрелища «Взятие Зимнего дворца». 

РАДЛОВ СЕРГЕЙ ЭРНЕСТОВИЧ (1892–1958), режиссер, драматург, теоретик и историк театра.

Особое  место в творчестве Радлова занимали организация и режиссура массовых зрелищ. 20 июня 1920 он поставил массовое действо «Блокада России» на Каменном острове. Зрители располагались на берегу, для чего был специально выстроен амфитеатр, сцена выстроена на островке внутри озера. В зрелище участвовали артисты Народной комедии и самодеятельные «артисты» из Красной Армии. Массовое действо «К мировой коммуне» (1920), разыгрываемое на Васильевском острове, было поставлено Радловым вместе с профессиональными режиссерами К.А.Марджановым и Н.В.Петровым. В нем участвовало 4000 человек. Своей огромной труппой режиссер управлял с капитанского мостика с помощью электрических звонков. Иной характер носило грандиозное зрелище «Победа Революции» (1922), поставленное в Оперном театре Народного дома. На огромной сцене располагался полуторатысячный хор, солисты пантомимы размещались над ним на выстроенных мостках. В честь 10-летней годовщины Октября Радлов поставил грандиозное празднество с использованием прожекторов, ракет, фейерверков, световых эффектов, рева сирен и грохота артиллерийских орудий. 

ПИОТРОВСКИЙ АДРИАН ИВАНОВИЧ (8(20).11.1898—1938), советский литературовед, театровед, педагог, сценарист. Организатор массовых зрелищ (силами участников самодеятельности) и агиттеатров.

7 ноября 1927 года на Неве грандиозное  массовое зрелище – «10 лет  Октября» по сценарию А. И. Пиотровского. Режиссеры – Н. В. Петров, С. Э. Радлов, и Соколовский, и В. Н. Соловьев. В инсценировке участвовало до двух тысяч человек. 

Итак, генеральное  свойство искусства 20 века заключается  в том, что оно принадлежит  эпохе великих переворотов, совершающихся на путях социальной и национальной борьбы, разрешающейся мировыми войнами, революциями, становлением нового общественного строя. В 20 веке утверждается и развивается социалистическая художественная культура и искусство, первые движения которой вызревают в недрах капиталистического общества и соотносятся с буржуазной культурой. 
 

Список  литературы: 

1. А.Соколов  «История русской литературы  конца XIX начала XX века»; 

2. В.М.Полевой  «Малая история искусств»; 

3. М.Р.Зезина «История русской культуры»; 

4. История России начала XX вв.; 

5. Краткая литературная энциклопедия; 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www. bolshe.ru/

Информация о работе Развитие массовой культуры начало 20 века