Развитие массовой культуры начало 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Развитие массовой культуры начало 20 века.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Омский  Государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Факультет культуры и искусства

Кафедра режиссуры 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа

  

Дисциплина: История и теория массовых праздников

Тема: «Развитие массовой культуры

  начало 20 века» 
 
 
 
 
 
 

        

                  Выполнила: студентка 5 курса

        

 

Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОМСК  2011 
 

Развитие  массовой культуры

начало 20 века 

     Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное  начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи.

     Рожденная новой социально-экономической формацией, решающей принципиальные проблемы социального  прогресса 20 века, новая, социалистическая культура выступает в этой ситуации как активная сила глобальных историко-художественных процессов. Этапы формирования и развития социалистического искусства тем самым окрашивают периодизацию всей истории искусства 20 века, переживающей на основных своих рубежах целые комплексы социальных, национальных и стилевых преобразований. Таким образом, первому этапу истории искусства 20 века отвечает зарождение и развитие социалистических движений до свершившейся в 1917 году Великой Октябрьской социалистической революции. На этом этапе были осуществлены первые акции международной солидарности социалистических художественных движений, а мировое искусство в своем целом прониклось драматической остротой назревших грандиозных исторических потрясений. Прежде всего они сосредоточились в художественной жизни Европы, ставшей более, чем где-либо в других частях мира, многоплановой, напряженной, осложненной противоборством течений и возбудившей острейшую и принципиальную проблему 20 века - искусство и революция. Второй этап начинается с 1917/1918 годов. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года образуется новая интернациональная общность социалистического искусства, объединяющая искусство первого в мире социалистического государства, интенсивно развивающиеся социалистические движения в капиталистических странах, революционные движения, зарождающиеся в искусстве ряда колониальных и зависимых стран. С окончанием в 1918 году первой мировой войны во многих других странах переживают национальные и социальные перестройки художественной жизни. Третий этап, начало которого можно отсчитывать с 1945 года, ознаменован формированием обширной, по сути мировой системы социалистического искусства. Сложение этой системы вызывает решительную перестройку всех тех рубежей, которые образовало региональное деление мирового искусства к середине 20 века, создает в нем новую расстановку идейно-художественных сил. 
 
 
 

ТЕАТР 

     В общественной жизни накануне революции  чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы стремимся, — говорил он, — создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр".

     Художественный  театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей, оказавших большое влияние на все театральное дело в России.

     Монументальные и грандиозные массовые зрелища возникли после революции 1917 года и стали играть огромную роль в искусстве. Родилось понятие революционного агит-театра. Нужно отметить, что во времена Советского Союза массовые зрелища переживали свой расцвет и подъем. Первый спектакль, осуществленный Всеволодом Мейерхольдом на огромной сцене театра РСФСР - «Зори» Э. Верхарна, носивший характер торжественного, ораториально-митингового зрелища, был настолько приближен к текущим событиям, что телеграмма о взятии Перекопа, зачитанная актером в кульминационный момент сценического действия, заставила наэлектризованный зал подняться и запеть «Интернационал». Театр был поставлен с ног на голову, здесь было все «наоборот», все перепутано и перевернуто. Вс. Мейерхольд призывал к выходу за пределы «коробки сцены» на площадь, к возрождению балагана, к превращению театрального искусства в массовое действо, в «открытое» зрелище, которое органично включало бы новые компоненты в привычную синтетичность, синтезировало бы зрелищность других видов искусств. Бытовой символ, митинговый элемент соседствовали с раешником, эксцентрика цирка - с торжественностью манифестации, заразительность мюзик-холла - со строгостью парада. В основе такого синтеза лежала зрелищная эстетика народного представления, которая вошла в обиход искусства в качестве откровенной буффонады, импровизации, известной «вседозволенности» балаганного фарса. В этом движении навстречу друг другу эстрады, цирка, балагана и театра была своя закономерность, были свои уроки. 

К первой годовщине революции 1917 года, Вс. Мейерхольдом была осуществлена постановка массового  действа по пьесе Владимира Маяковского  «Мистерия-буфф». «Мистерия-буфф» вбирала  в себя опыт древнегреческой комедии, фарсовую остроту и свободомыслие ателланов, маску комедии дель арте, озорство, игру карнавала. Главным элементом представления был балаган с его агрессивностью, скоморошьей смелостью, антитрадиционностью, импровизацией, игровой стихией и даже охальностью. Но не только. Был еще и митинг - и как политическая акция революции и как стихийно возникшая манифестация, - спектакль по всем законам уличного происшествия, которому искусство способно дать художественное выражение. На путях формирования зрелища рождалась принципиально новая технология актерского мастерства, новая режиссура. Этому способствовало не только само искусство, стремящееся выразить смысл великого социального переворота, но в немалой степени и зритель.

7 ноября 1918 года на площади в Петрограде была разыграна инсценировка «Действие о III Интернационале». 

ВЛАДИМИР  ИВАНОВИЧ НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО (1858—1943)

Режиссер, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра. Вместе с К.С. Станиславским  основал Московский Художественный театр.

 «Если  театр посвящает себя исключительно  классическому репертуару и совсем  не отражает в себе современной  жизни, то он рискует очень  скоро стать академически мертвым...». «Наш театр должен быть большим художественным учреждением, имеющим широкое просветительное значение, а не маленькой художественной мастерской, работающей для забавы сытых людей».

     18 декабря 1902 года состоялась триумфальная  премьера спектакля «На дне»  в режиссуре Немировича-Данченко  и Станиславского. «Стон стоял... Публика неистовствовала, лезла на рампу, гудела», — говорили очевидцы.

В 1903 году выходит  один из лучших спектаклей Немировича-Данченко «Юлий Цезарь». Режиссер воссоздает грандиозную историческую картину, заселяя сцену патрициями, рабами, римскими гражданами, сирийцами, египтянами, водоносами, ремесленниками, танцовщицами, — все они живут своей жизнью, вовсе не соотносящейся с жизнью Цезаря. Главным действующим лицом спектакля становится народ. В массовке было занято около 200 человек. И каждую фигуру массовки Немирович-Данченко охарактеризовал конкретно и точно.

     В октябре 1910 года состоялась премьера спектакля  «Братья Карамазовы» в Художественном театре. Режиссер открыл путь на сцену  большой литературе. «Если с Чеховым  театр раздвинул рамки условности, то с «Карамазовыми» эти рамки все рухнули, — писал Немирович-Данченко после премьеры. - Это не «новая форма», а это - катастрофа всех театральных условностей, заграждавших к театру путь крупнейшим литературным талантам».

     Началась  война 1914 года. Все реже извещают афиши о премьерах Художественного театра. В стране — брожение.

     В октябре к власти приходят большевики. Для театра, как и для всей страны, наступают нелегкие времена.

     В 1919 году Владимир Иванович организовал  музыкальную студию (с 1926 года —  Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко). Работа в новом направлении увлекла режиссера. Он выпустил здесь ряд нашумевших спектаклей — «Лизистрата», «Дочь Анго», «Карменсита и солдат» и другие. Он стремился реформировать, обогатить принципы музыкальной сцены, очистить ее от штампов «театра ряженых певцов».

     На  восьмом десятке лет Немирович-Данченко много сил отдает режиссуре, внимательно  следит за развитием новой советской  драматургии, отмечая дарования  трех авторов — М. Булгакова, А. Афиногенова, Ю. Олеши. 

КОНСТАНТИН  СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ  (1863—1938)

Российский  режиссер-реформатор, актер, педагог, теоретик театра. Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр XX века.

В 1904 году , при МХАТе, Станиславский создает  театральную студию, привлекает к работе бывшего актера МХТ Всеволода Мейерхольда, который увлекался опытами в области условного театра. Станиславский мечтает о спектакле, поднятом над бытом, раскрывающем страсти и мысли человеческие с такой глубиной, с такой строгостью и простотой, каких никогда не знал еще театр.

Однако же просмотр студийных спектаклей осенью 1905 года заставил Константина Сергеевича усомниться в правильности мейерхольдовских экспериментов. Условное искусство Мейерхольда было чуждо Станиславскому. Подводя итог этим экспериментам, с присущей ему искренностью Станиславский говорит: «Оторвавшись от реализма, мы — артисты — почувствовали себя беспомощными и лишенными почвы под ногами». В 1910 году, оторванный от театра длительной болезнью, Станиславский углубляется в изучение «жизни человеческого духа» актера на сцене. Он открывает все новые элементы своей «системы», уточняет те законы, которые лежат в основе актерского искусства. Заимствует у Гоголя определение «гвоздь» роли, потом находит свое — «сквозное действие». Входят в обиход театра новые термины и понятия — «куски», «задачи», «аффективная память», «общение», «круг внимания».

Говоря  словами Станиславского, у каждого  подлинного артиста должна быть своя сверхзадача, та конечная цель, к которой устремлено его искусство. «Если у актера нет своей собственной сверхзадачи... — учил Станиславский, — он не настоящий художник. Сверхзадача роли может быть по-разному понимаема, и это зависит от сверхзадачи самого актера — человека». 

ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ ВАХТАНГОВ (1883-1922)

Русский советский театральный режиссер, актер, педагог. Основатель и руководитель Студенческой студии (с 1926 — театр  им. Е.Б. Вахтангова).

В 1913 году Вахтангов  возглавляет Студенческую студию. Первый спектакль, «Усадьба Паниных» Зайцева, провалился, и в течение двух последующих лет студийцы воздерживались от искушения играть на публике.

Вахтангов плодотворно трудится в Первой студии МХТа. На ее сцене он поставил четыре значительных спектакля: «Праздник  мира» (1913), «Потоп» (1915), «Росмерсхольм» (1918) и позднее — «Эрик XIV» (1921). В своей работе со студийцами он неизменно опирался на систему Станиславского, но использовал ее по-разному. Если в Студенческой студии он добивался от исполнителей правды чувств, то в Первой студии МХТ учил открывать эту правду через выразительную форму. По выражению П. Маркова, «психологическому зерну он давал сценическую оправу». Вахтангов увлечен театром гротеска, трагедии — психологическая драма кажется ему пошлостью, бытовой театр — обреченным смерти. Последний спектакль Вахтангова давно стал легендой и визитной карточкой его театра. В «Принцессе Турандот» Гоцци он видел продолжение традиции народного театра «комедии масок», театра импровизации, рожденного на площадях Италии. 

Кинематограф 

     Вторжение техники во все сферы человеческой жизни в начале нового века, торжество механизмов над организмами,— замечательное достижение человечества.

Сто лет назад, когда лишь немногие предчувствовали  грядущие мировые войны и революции, среди деятелей искусств преобладало уважительное, а то и восторженное отношение к технике.

Она необычайно раздвигала возможности человека. В  изобразительном искусстве удалось  преодолеть статичность с помощью  сменяющихся на экране кинокадров (позже  пришли звук и цвет, и это добавило выразительности, особенно — звуковое сопровождение). Сравнительно быстро кино стало массовым и начало выполнять функции экономические, социально-политические. И если на Западе величайшей кинозвездой заблистал Чарли Чаплин, то в СССР — Сергей Михайлович Эйзенштейн.

Он был убежден: необходимо обновить театр, устраивать «монтаж аттракционов», ошеломляющих зрителя. Воплощением такого идеала стало для него кино.

     Эйзенштейн  совместно со своими учениками, будущими крупными кинорежиссерами Г.А. Александровым  и И.А. Пырьевым снял фильм «Стачка» (1925). А уже следующая его работа, посвященная революции — «Броненосец "Потемкин"» — стала выдающимся произведением, буквально классикой этого вида техногенного искусства. Следующая его работа, посвященная В.И. Ленину — «Октябрь» — была неудачной, а революционный фильм «Да здравствует Мексика!», снятый в Америке, не вышел на экраны. Зато безусловными шедеврами стали его патриотические фильмы: «Александр Невский» и «Иван Грозный», музыку к которым написал великий С.Н. Прокофьев, а заглавные роли исполнил Н.К. Черкасов.

Информация о работе Развитие массовой культуры начало 20 века