Развитие массовой культуры начало 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века. Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке. Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Развитие массовой культуры начало 20 века.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Творчество  Эйзенштейна внесло в кинематограф новые выразительные средства, обогатив его и новыми идеями, социальным и революционным пафосом. В лучших фильмах Эйзенштейна чисто технические  находки в монтаже динамичных и контрастных кадров превращались в подлинно художественные находки, эмоционально воздействующие на зрителя. Кроме того, он умело использовал символические образы, сопоставления и сравнения, изобразительную силу отдельных сюжетов. Ему удалось осуществить — с помощью техники — полноценный синтез искусств, и в этом сказалось его незаурядное мастерство как театрального режиссера-постановщика и художника-графика.

     Некоторые советские критики упрекали его  за формализм и экспериментаторство, хотя и признавали мастерство монтажа, строгую композицию кадров, яркость и точность деталей при драматизме и лаконичности массовых сцен. Но ведь без творческих исканий не бывает и ценных находок. А в поисках предельной выразительности кинофильма Эйзенштейн был изобретателен и неутомим.

     Но  конечно же никаким формалистом  он не был. Яркий пример — его  «Александр Невский» — поистине пророческий  шедевр, предвещавший жестокую войну  с западными захватчиками и победу России-СССР. Набатом звучали слова  оратории Прокофьева: «Вставайте, люди русские!..» И встал русский-советский народ, и победил. Была в этом и заслуга Сергея Эйзенштейна...

     Вместе  с Сергеем Эйзенштейном  зачинателем  поэтического монтажно-типажного кинематографа  был и Всеволод Илларионович Пудовкин.

Каждый  фильм Всеволода Пудовкина отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художественную целостность. Богатство и целенаправленность выразительных средств (особое значение приобретают в фильмах Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики.

Три работы Всеволода Пудовкина  "Мать", "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы. 

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ТАИРОВ (1885-1950)

Русский советский режиссер, основатель и  руководитель Камерного театра.

1914 года  Таиров открыл в Москве новый  театр — Камерный, ставший для  молодого поколения 1910—1920 годов  символом нового искусства. В настроениях тогдашнего времени преобладал пессимизм. Таиров же утверждал на сцене возможность другого, прекрасного мира, в котором господствуют красота, мудрость, полнота духовной жизни. Он расчищал и освобождал пространство сцены. Он стремился к созданию трехмерного сценического пространства как единственно соответствующего трехмерному телу актера. Он искал пути возрождения классической трагедии, стремясь сделать ее близкой современному зрителю. Он отрицал ложноклассическую манеру исполнения трагедии, укоренившуюся и на французской и на русской сцене. Как вспоминала Алиса Коонен, Таиров хотел представить царей и цариц из пьесы Расина обыкновенными людьми. 

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ДОВЖЕНКО (1894-1956)

Украинский  советский режиссер, драматург, писатель.

Летом 1926 года Довженко неожиданно для многих отправляется в Одессу, где начинает учиться  кинопроизводству.

В 1928 году Довженко снимает полнометражный фильм «Звениго-ра», в котором причудливо переплетались  эпизоды украинской истории со сценами  Гражданской войны.

«Бесспорным достоинством сценария «Звенигора»  было использование приемов сказки в композиции. Свободная, новаторская  форма «Звенигоры» намного опережала  свое время,  — пишет биограф Р. Соболев. — В сущности, с такой раскованностью распоряжаться временем и пространством, как это делал Довженко в 1928 году, кинематографисты осмелились только через тридцать с лишним лет».

Создание  «Звенигоры» означало рождение украинского  кино как искусства. Позже режиссер скажет: «Я не сделал картину, а пропел ее, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений».

Следующий фильм «Арсенал» (1929) принес Довженко громкую, поистине мировую славу. Довженко сам написал сценарий этой картины о восстании киевских рабочих.

«В «Арсенале» я в условиях тогдашней украинской обстановки выходил в первую очередь  как политический боец, — говорил  режиссер. — Я поставил себе две  цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию».

Как большинство  гениальных художников, Довженко был  «неудобным» человеком. Некоторые  считали его гордым и самолюбивым. В этом плане любопытно свидетельство режиссера С. Герасимова: «Его борьба за красоту в окружающей жизни была необыкновенно яростной. Как он бледнел от полемической страсти, схватываясь с уродливым явлением в жизни, будь то подхалимство, равнодушие, грубость, хамство. Когда на улице появлялся уродливый дом, это было для него трагедией...» 

ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЛЕШОВ  (1899—1970)

Русский советский режиссер и теоретик кино.

В 1916-м его  приняли художником на кинофабрику  акционерного общества «А. Ханжонков и К°». В 1917 году в журнале «Вестник кинематографии» Кулешов опубликовал свои первые теоретические работы о роли и задачах художника в кино, в которых читалось «страстное желание утвердить кинематограф как новое, яркое, самостоятельное искусство».

Многие  не верили, что художник может быть режиссером. Кулешов Доказал обратное, осуществив самостоятельную постановку фильма «Проект инженера Прайта» (1918). Эту ленту можно назвать его  первым монтажным экспериментом. Позднее  Кулешов вспоминал, что его поразила «возможность монтажного совмещения разных мест действия в единое («творимая земная поверхность!»). Один из историков кино, пытаясь передать мое тогдашнее состояние, писал: «Эврика! решил Кулешов!» Да, тогда это так н было».

Кулешов проделал знаменитый монтажный эксперимент: «Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными... Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию.

В 1924 году была поставлена картина «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Кулешов писал: «Весь наш коллектив во что бы то ни стало решил снять «Веста» по всем статьям максимально профессионально, так, чтобы картина не отличалась от заграничных, достигших в те годы, особенно в Америке, большого технического совершенства». И ему это удалось. В невероятных по бедности'

производственных  условиях был снят фильм, технически не уступающий заграничным боевикам, проникнутый к тому же юмором и  тонкой иронией по отношению к своему американскому герою.

В 1932 году Кулешов  заканчивает свой первый звуковой эксперимент  — фильм «Горизонт». Совместно  с Л. Оболенским им были разработаны  проблемы звуковой перспективы, взаимосвязи  звука и изображения, особенности  синхронной записи звука.

Вершиной  творчества Кулешова стал созданный  им в 1933 году «Великий утешитель» (по мотивам  рассказов О. Генри), явившийся синтезом его экспериментальных изысканий. Якобы «немые» кадры сочетались с кадрами звуковыми, один из эпизодов был снят в цвете. Еще одной задачей было проверить на практике и утвердить метод предварительных репетиций в советском кинематографе. 

ИВАН  АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЫРЬЕВ (1901-1968) Русский советский режиссер.

Иван  Александрович был «королем»  бесконфликтной лирической комедии:

«Богатая  невеста», «Трактористы», «Свинарка  и пастух», «Кубанские казаки», «В шесть часов вечера после войны». Тогда кинематограф еще не знал термина «мюзикл». Но именно мюзиклом следует назвать и «В шесть часов вечера после войны», и следующую работу Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948). Музыка стала темой и сюжетной основой картины, рассказывающей о том, как раненый пианист уезжает в Сибирь, где становится композитором. 

МИХАИЛ  ИЛЬИЧ РОММ (1901-1971) Советский режиссер.

Когда в начале 1930-х  годов Ромм пришел в кино, режиссер с похожей фамилией — Абрам Роом, при встрече намекнул молодому коллеге, что ему следует взять псевдоним: «А то нас будут путать». Михаил ответил: «Я сделаю все, чтобы нас с вами не путали».

В 1937—1939 годах выходит  знаменитая роммовская дилогия о Ленине («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»). После официального признания «ленинианы» Михаил Ромм вошел в когорту ведущих советских кинорежиссеров.

Последней работой Ромма стал монтажный  фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный  фашизм» (1966).

Отобранная  из сотен тысяч метров архивная пленка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который  произносит сам режиссер, — таковы компоненты фильма. Ромм сталкивал  два пласта времени — прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии.

Фильм «Обыкновенный фашизм» завоевал зрителя общим количеством свыше  сорока миллионов. Такой аудитории  не знал до этого ни один историко-документальный фильм. 

МАССОВЫ  ПРАЗДНЕНСТВА 

     В нашей стране монументальные и грандиозные массовые празднества-действа возникли после Октябрьской революции.

     7 ноября 1918 года Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии показала на площади в Петрограде «Действо о III Интернационале».

1 мая  1920 года в Петрограде была разыграна инсценировка «Мистерии освобожденного труда» (реж. Ю.П. Анненков, А.Р. Кугель и др).

В том  же году было разыграно еще несколько  эффектных масштабных постановок в  Петрограде: «К мировой коммуне» (реж. Н. Петров, Э. Радлов и др.), «Взятие Зимнего дворца» (реж. А.Р. Кугель,

Н.Н. Евреинов). В 1921 году в Иркутске поставлено массовое действо

«Борьба труда и капитала» (реж. Н.П. Охлопков). В последующие

годы  массовые зрелища иногда продолжали ставиться, но такого

размаха, масштаба и накала восприятия они больше не достигали, как

в 1918—1920 годах, когда, по сути, недавние для  кого-то трагические

события, а для кого-то минуты торжества  переживались вновь и

вновь. Отметим немаловажную деталь — эти  массовые действа создавались режиссерами, еще недавно принадлежащими сплошь к лагерю эстетов, к искателям изысканных театральных форм (как, например, Н. Евреинов).

     Массовые  зрелища 1918—1920 годов — характернейшее явление

искусства и культуры тех лет. Они отразили общий идеологический

пафос времени — «штурмовым способом», перейти к социалистическим основам жизни. Массовое действо, по словам Луначарского,

учило, «стиснув зубы, мужественно, с грозной  красотой организовывать праздники  в часы опасности». Они должны были выражать

героическую устремленность массового зрителя к будущему переустройству мира.

     В основе празднеств этих лет лежал  так называемый красный

календарь — календарь памятных дат пролетарской революции. В

него  входили «кровавое воскресенье» (9 января), день памяти Либкнехта и  Люксембург (17 января), день Красной Армии (23 февраля),

день  работницы (8 марта), день в память Парижской  коммуны

(18 марта), приезд Ленина в Петроград  (16 апреля), 1 мая. Июльские

дни (3—16 июля). Октябрьская годовщина и  др. Празднества были

связаны с красным календарем, с одной стороны, и заключали в себе

активную  политическую пропаганду — с другой. Что же представляли

собой массовые действа?

     «Мистерия освобожденного труда» была разыграна  на портале

Фондовой  биржи. Создатели сценария под руководством Политуправления военного комиссариата учитывали как опыт массовой самодеятельности, так и опыт торжеств якобинского Парижа, который был хорошо известен по вышедшим в России книгам Ромена Роллана «Народный театр» и Жюльена Тьерсо «Празднества и песни французской революции». В «Мистерии освобожденного труда» участвовали военные оркестры, более 2000 красноармейцев, ученики театральных школ, отдельные профессиональные актеры, в том числе и цирковые.

Информация о работе Развитие массовой культуры начало 20 века