Развитие культуры и науки: Галилео Галилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564- 1642) .Галилей оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.
Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе (недалеко от Флоренции) . Став в дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развернул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ развитие культуры и науки.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

            На тему «Развитие культуры и науки:

                        Галилео Галилей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученика 81 класса

ГУ НБСШ №2

Ступакова Кирилла

   Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564- 1642) .Галилей оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.

Галилей родился в семье обедневшего  дворянина в городе Пизе (недалеко от Флоренции) .  Став в дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развернул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии.Огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне, разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу.

   Указанные открытия Галилея  положили начало его ожесточенной  «войне» со схоластиками и церковниками, отстаивавшими свою картину мира.

 Галилей путем ряда блестящих  экспериментов постепенно распутал  его и создал важнейшую отрасль  механики - динамику, т.е. учение о движении тел.

   Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов.

   Философское значение законов  механики, открытых Галилеем было громадным. Тем самым впервые в истории развитие человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.

   Законы механики были  применены Галилеем и для доказательства  теории Коперника, которая была  непонятна большинству людей,  не знавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассудка" кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен

возникнуть сильнейший вихрь, сметающий  все с ее поверхности. В этом и  состоял один из самых "сильных" аргументов против теории Коперника. Галилей  же установил, что равномерное движение тела нисколько не отражается на процессах, совершающихся на его поверхности

  Все эти идеи великий ученый сформулировал В "Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" (1632) , научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих "заблуждений". Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вышел победителем.

   Используя теорию двойственной  истины, Галилей решительно отделял  науку от религии Он утверждал,  например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет

науки - природа и человек. Предмет  религии - "благочестие и послушание", сфера моральных поступков человека.

   Исходя из этого, Галилей  пришел к выводу о возможности  безграничного познания природы. 

Мыслитель и здесь вступал в  конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений "божественной истины ", зафиксированных в Библии, в произведениях "отцов церкви", схоластизированного Аристотеля и других "авторитетов". Исходя из идеи

о бесконечности Вселенной, великий  итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что  познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.

 Подобно многим другим мыслителям  эпохи Возрождения Галилей отрицательно  относился к схоластической, силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых истин,

но она не способна приводить  к открытию новых истин, а тем  самым и к изобретению новых  вещей. А именно к открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить подлинно научная методология.

   При разработке такой  методологии Галилей выступил  убежденным, страстным пропагандистом  опыта как пути, который только  и может привести к истине. Стремление к опытному исследованию природы было свойственно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга

Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное

восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов  природы, показал решающую роль эксперимента, т.е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

   Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться  двойным методом:

резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим) .. Ученый показал громадное значение количественного анализа, для точного определения количественных отношений при изучении явлений природы.

   Однако разработанная Галилеем  научная методология, но сила в основном односторонне аналитический характер. Это особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного

процесса на ряд операций .

   Поскольку механистическое  понимание природы не может  объяснить ее бесконечное качественное  многообразие, Галилей, в известной  мере опираясь на Демокрита,  первым из философов нового  времени развивает положение  о субъективности цвета, запаха, звука и т.д.

   Таким образом, в новое  время Галилей одним из первых  сформулировал деистический взгляд  на природу. Этого взгляда придерживалось  затем большинство передовых  мыслителей 17 - 18 вв. Научно-философская  деятельность Галилея кладет  начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистическому и метафизическому материализму 17 - 18 вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованный материал:

«В помощь студенту: Великие философы»

 (издательство «Адепт»)


Информация о работе Развитие культуры и науки: Галилео Галилей