Развитие науки
Наука как социальное явление
- Наука –
форма духовной деятельности
людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и
о самом познании, имеющая целью
постижение истины и открытие
объективных законов.
Наука
Единая система знаний
Множество отраслей знаний
Функции науки
- Культурная
– процесс формирования человека,
как субъекта деятельности и
познания
- Социально-регулятивная
– наука как социальная сила
- Проективно-конструктивная
- Экологическая
- Неогуманистическая
– установка на заботу о будущих поколениях
ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
- История
науки – осмысление
исторического развития
научного знания.
- Ее разработка
началась в XIX в. во Франции.
Предмет истории науки
- Совокупность
познавательных моделей и законов
историко-научного развития человечества.
Задачи и проблемы истории науки
- выявить исследователей,
отметив, их заблуждения и ошибки
- искать ценное,
но забытое, что есть в каждой науке
- исследование особенностей
развития науки в отдельные периоды
- описывать механизм
развития науки
- выявить общие
закономерности развития научного
знания
- представления
о методах и приемах научного мышления
- решения научных
проблем с помощью исторической аналогии
- повышение культурного
и научного потенциала общества
- интеграцию
естественно-научного и гуманитарного
знания
- создание основы
для разработки моделей развития общества
- расширение источниковой
базы для научных исследований
- уточнение понятийного
аппарата,
- совершенствование
методологии исследования
Эмпирическая база истории науки
- научные тексты
прошлого
- переписка ученых
- автобиографические
очерки и воспоминания
Классификация наук
Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.)
- Теоретическая
- Первая философия
(метафизика)
- Математика
- Физика
- Практическая
- Творческая
- Логика – органон
(гр. орудие или инструмент) познания
Классификация Ф. Бэкона (1561-1626)
- По критерию
познавательной способности человека:
- память,
- рассудок,
- воображение.
- История
– основана на
памяти
- Философия
– основана на разуме
- Естественная теология
- Антропология
- Философия человека
- Гражданская философия
- Философия природы
- Поэзия
– основана на воображении
Ключ к наукам
- Логика
- Диалектика
- Риторика
- Теория познания
Классификация Гегеля (1770-1831)
- Критерий –
уровень развития абсолютной
идеи или мирового духа
- Логика
- Философия
природы
- Философия
духа
- Логика = Диалектика
= Теория познания
- Учение о бытии
- Учение о сущности
- Учение о понятии
- Философия природы
- Механика
- Физика
- Органическая физика
- Геологическая
природа
- Растительная природа
- Животные организмы
- Философия духа
- Субъективный дух
- Объективный дух
- Абсолютный дух
Классификация О.Конта (1798-1857)
- Начальная математико-астрономическая
- Промежуточная
физико-химическая
- Конечная биолого-социологическая
Классификация Ф. Энгельса (1829-1895)
- По критерию
форм движения материи
- Механика
- Физика
- Химия
- Биология
Классификация В. И. Вернадского (1863-1945)
- По критерию
характера изучаемого объекта
- Науки где объект
– вся реальность планеты, космос
- Науки объектом
которых является Земля
Классификация наук по предмету и методу познания
- Науки
о природе
- Науки
об обществе
- Науки
о познании и мышлении
- Технические
науки
- Математика
По критерию практической значимости
- Фундаментальные
- Прикладные
Периодизация истории науки
- Классификация
наук
- Периодизация
- это их развертывание по оси времени
в форме исторических периодов.
- Этап истории
это целостность, имеющая свою
структуру и свои характеристики
- Границы между
этапами истории гибки и подвижны
Задача периодизации истории науки
- понимание исторического
процесса в различных фазах,
- установить специфику
этих фаз, сходство и отличия, границы
и связь
- правильное проведение
границ между фазами
- стремиться к изучению
всех ступеней, чтобы затем выделить среди
них главные, «узловые».
Периодизация науки
с точки зрения соотношения анализа и синтеза
- Аналитическая
- Особенности:
- непрерывная дифференциация
наук;
- преобладание эмпирических
знаний;
- акцентирование
внимания на исследуемых предметах, а
не на их изменениях;
- рассмотрение природы
неизменной, вне развития, вне взаимосвязи
ее явлений.
- Включает классическое
и неклассическое естествознание.
- 2. Синтетическая,
интегративная
- Особенности:
- Возникновение
междисциплинарных проблем
- Появление «стыковых»
научных дисциплин - физхимия, биофизика,
биохимия, психофизика, геохимии и др.
- Идет процесс построения
целостной науки о природе и единой науки
о всей действительности в целом.
- Совпадает с постнеклассическим
естествознанием.
Два вида периодизации:
- 1) формальный,
когда в основу деления истории предмета
на соответствующие ступени кладется
тот или иной отдельный «признак» (или
их группа);
- 2) диалектический,
когда основой (критерием) этого деления
становится основное противоречие исследуемого
предмета, которое необходимо выделить
из всех других противоречий последнего.