Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение динамики культурологических представлений индустриального общества.
Перед исследователем были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «индустриальное общество»;
- определить ценности и доминирующие черты культуры индустриального социума;
- охарактеризовать основные направления, возникшие в культуре индустриального общества
- рассмотреть культурологические представления Г. Маркузе и И. Канта как представителей индустриальной эпохи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………….5
1.1 Индустриальное общество: понятие и сущность………………….5
1.2 Культура индустриального общества: ценности и доминирующие черты……………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА………………………………………..14
2.1 Общая характеристика взглядов и направлений в культуре индустриального общества……………………………………………………..14
2.2 Культурологические представления Г. Маркузе…………………18
2.3 Культурологические представления И. Канта……………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………38
Исходя из понятия свободы, Кант определяет, что, во-первых, понятие права относится только к внешним отношениям между людьми, ибо их поступки как действия могут иметь влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию другого лица, а лишь отношение к его произволу. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание содержание этого произвола, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта.
Таким образом, право, согласно Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Кант различает:
1) естественное право, имеющее своим источником самоочевидные априорные принципы, т.е. предшествующие опыту и независимые от него;
2) положительное право, источником которого является воля законодателя;
3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением.
Естественное право, в свою очередь, разделяется на частное право и публичное право. Первое регулирует отношения индивидов как собственников, второе – определяет отношения между людьми, объединенными в государство, как членами единого целого.
Важнейшие обязанности права, которые вытекают, по Канту, из анализа понятия свободы личности, определяются необходимостью обеспечить для гражданского общества реализацию следующих принципов:
1) свободу каждого члена как человека;
2) равенство его с каждым другим как подданного;
3)
самостоятельность каждого
Существенный
вклад Канта состоит в
Взгляды И. Канта на религию в основном представлена в работе «Религия в пределах только разума». Как уже отмечалось, значимость религиозной веры может, согласно Канту, происходить только из моральных принципов и природы нравственной жизни; только в этом случае необходимость веры имеет разумное основание. Кантовские взгляды порождают в итоге деизм, который также может быть с некоторым основанием назван этическим теизмом; он включает идею народа божьего как этической общности, которая может быть осуществлена только в форме церкви, в истоке которой - историческая вера (вера откровения), а в основании - Священное Писание. Однако при этом Кант жестко критикует клерикализм и государственную религию.
Итак,
главная идея критической философии
Канта состоит в следующем: прежде чем
с помощью мышления исследовать какой-либо
предмет, следует сначала изучить само
«орудие» познания. Или, по терминологии
того времени, дать критику способности
познания. Этого не осуществила предшествующая
философия, с чем в первую очередь и был
связан общий кризис наук в XVIII столетии,
который Кант стремился осмыслить и преодолеть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
в результате проведённого исследования
можно сделать следующие
1)
Сущность индустриального
Индустриализация
общества затронула не только производственно-
2)Можно обозначить следующие характеристики индустриального обществаиндустриального общества:
3) Современное общество, по мнению Маркузе, тоталитарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррористическое экономическое координирование своих элементов. В его основании располагается технологический проект: стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей. При господстве «одномерного мышления», согласно Маркузе, идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой. «Рабы развитой индустриальной цивилизации превратились в сублимированных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бытия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи». Соответственно, становление «одномерного мышления» ликвидировало, по мысли Маркузе, «двухмерную культуру». Культурные ценности вовсе не были истреблены, они были встроены в утвердившийся порядок. Свойство «одномерности» усматривается Маркузе во всех главных общественно-политических системах середины ХХ в.
4)
И. Кант – выдающийся немецкий
философ. Его труд «Критика чистого разума»
имеет принципиально важное значение
для науки, поскольку Кант обращается
здесь к новым, неизвестным ранее проблемам:
к проблеме априорных форм познания, к
вопросу об источнике активности и свободы
сознания, к проблеме субъекта, которую
он ставит иначе, чем метафизика Нового
времени. В учении об антиномиях Кант закладывает
основы возрождения диалектического способа
мышления. В то же время решение этих проблем
в кантовской философии не может быть
признано удовлетворительным: противопоставив
субъективное объективному, мышление
бытию, Кант считает их единство всего
лишь идеалом, суть которого непостижима
для человека. Стремясь преодолеть противоречие
между бытием и мышлением, Кант подходит
к нему иначе, чем в исследовании теоретической
способности человека. А именно: в «Критике
практического разума», составляющей
основу его учения о морали, праве и государстве,
философ осуществляет исследование воли
как практической способности человека
к действию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Развитие культурологических представлений в индустриальном обществе