Развитие культурологических представлений в индустриальном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение динамики культурологических представлений индустриального общества.
Перед исследователем были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «индустриальное общество»;
- определить ценности и доминирующие черты культуры индустриального социума;
- охарактеризовать основные направления, возникшие в культуре индустриального общества
- рассмотреть культурологические представления Г. Маркузе и И. Канта как представителей индустриальной эпохи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………….5
1.1 Индустриальное общество: понятие и сущность………………….5
1.2 Культура индустриального общества: ценности и доминирующие черты……………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА………………………………………..14
2.1 Общая характеристика взглядов и направлений в культуре индустриального общества……………………………………………………..14
2.2 Культурологические представления Г. Маркузе…………………18
2.3 Культурологические представления И. Канта……………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………38

Работа содержит 1 файл

Развитие культурологических представлений в индустриальном обществе.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из понятия свободы, Кант определяет, что, во-первых, понятие права относится  только к внешним отношениям между  людьми, ибо их поступки как действия могут иметь влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произвола к желанию другого лица, а лишь отношение к его произволу. В-третьих, в этом взаимном отношении произвола не принимается во внимание содержание этого произвола, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта.

     Таким образом, право, согласно Канту, – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Кант различает:

     1) естественное право, имеющее своим источником самоочевидные априорные принципы, т.е. предшествующие опыту и независимые от него;

     2) положительное право, источником которого является воля законодателя;

     3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением.

     Естественное  право, в свою очередь, разделяется на частное право и публичное право. Первое регулирует отношения индивидов как собственников, второе – определяет отношения между людьми, объединенными в государство, как членами единого целого.

     Важнейшие обязанности права, которые вытекают, по Канту, из анализа понятия свободы личности, определяются необходимостью обеспечить для гражданского общества реализацию следующих принципов:

     1) свободу каждого члена как  человека;

     2) равенство его с каждым другим  как подданного;

     3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

     Существенный  вклад Канта состоит в разграничении  им внутренней области человеческой индивидуальности, безразличной для  правового закона, и внешней сферы  действия человека, для которой необходимы правовое регулирование и защита [8, с. 174].

     Взгляды  И. Канта на религию в основном представлена в работе «Религия в  пределах только разума». Как уже  отмечалось, значимость религиозной  веры может, согласно Канту, происходить  только из моральных принципов и  природы нравственной жизни; только в этом случае необходимость веры имеет разумное основание. Кантовские взгляды порождают в итоге деизм, который также может быть с некоторым основанием назван этическим теизмом; он включает идею народа божьего как этической общности, которая может быть осуществлена только в форме церкви, в истоке которой - историческая вера (вера откровения), а в основании - Священное Писание. Однако при этом Кант жестко критикует клерикализм и государственную религию.

     Итак, главная идея критической философии  Канта состоит в следующем: прежде чем с помощью мышления исследовать какой-либо предмет, следует сначала изучить само «орудие» познания. Или, по терминологии того времени, дать критику способности познания. Этого не осуществила предшествующая философия, с чем в первую очередь и был связан общий кризис наук в XVIII столетии, который Кант стремился осмыслить и преодолеть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, в результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

     1) Сущность индустриального общества  заключается в качественном преобразовании  наличных производительных сил  на основе превращения науки  в непосредственную производительную силу. Это означает, во-первых, то, что научные знания становятся неотъемлемым компонентом практически каждого занятого в процессе производства; во-вторых, то, что управление производством, технологическими процессами (особенно там, где действуют автоматические системы управления) возможно только на основе науки; в-третьих, включение научно- исследовательской и конструкторской деятельности как непосредственного звена в структуру производственного процесса. Производство, таким образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки.

     Индустриализация  общества затронула не только производственно-технологические, экономические процессы, но и привела к изменениям в социальной сфере, ускорила ритм самой жизни, изменила  характер и формы общения людей. Изначально формирование индустриального общества было связанно только с распространением крупного машинного производства. Однако след за этим атрибутом неразрывно последовала урбанизация, становление демократии, гражданского общества и правового государства, изменение культуры и цивилизации в целом.

     2)Можно обозначить следующие характеристики индустриального обществаиндустриального общества:

  • Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.
  • Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
  • Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  • Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.
  • Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
  • Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
  • Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

     3) Современное общество, по мнению Маркузе, тоталитарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррористическое экономическое координирование своих элементов. В его основании располагается технологический проект: стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей. При господстве «одномерного мышления», согласно Маркузе, идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой. «Рабы развитой индустриальной цивилизации превратились в сублимированных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бытия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи». Соответственно, становление «одномерного мышления» ликвидировало, по мысли Маркузе, «двухмерную культуру». Культурные ценности вовсе не были истреблены, они были встроены в утвердившийся порядок. Свойство «одномерности» усматривается Маркузе во всех главных общественно-политических системах середины ХХ в.

     4) И. Кант – выдающийся немецкий философ. Его труд «Критика чистого разума» имеет принципиально важное значение для науки, поскольку Кант обращается здесь к новым, неизвестным ранее проблемам: к проблеме априорных форм познания, к вопросу об источнике активности и свободы сознания, к проблеме субъекта, которую он ставит иначе, чем метафизика Нового времени. В учении об антиномиях Кант закладывает основы возрождения диалектического способа мышления. В то же время решение этих проблем в кантовской философии не может быть признано удовлетворительным: противопоставив субъективное объективному, мышление бытию, Кант считает их единство всего лишь идеалом, суть которого непостижима для человека. Стремясь преодолеть противоречие между бытием и мышлением, Кант подходит к нему иначе, чем в исследовании теоретической способности человека. А именно: в «Критике практического разума», составляющей основу его учения о морали, праве и государстве, философ осуществляет исследование воли как практической способности человека к действию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асмус, В. Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с.
  2. Американская модель: с будущим в конфликте. - М.: Прогресс, -  1984. - 136 с.
  3. Барулин, В.С. Социальная философия / В.С. Барулин. -  Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 1993.- 240с.
  4. Белл, Д. Постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Дениел Белл; пер с англ. — М.: Academia, 1999. - 785 с. 
  5. Бродель, Ф. Динамика капитализма / Ф. Бродель. - пер. с фр. В. Колесникова. - Смоленск: Полиграмма, 1993 - 128 с.
  6. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - 976 с.
  7. Гринин, Л. Е. Производительные силы и исторический процесс / Л.Е. Гринин. – 3-е изд. – М.: КомКнига, 2006 – 272 с.
  8. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие для студ. спец.учеб. заведений / П.С. Гуревич. – Москва: Гардарики, 2005. – 439 с.
  9. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. Н. Лосского. – М.: Эксмо, 2009. -  736 с.
  10. Кант, И. Слово о сущем. Критика практического разума / И. Кант; пер. с нем. – СПб.: Наука, 1995. -  528 с.
  11. Культура и культурология : Словарь / Сост. и ред. А. И. Кравченко. - М.: Академический проект. - 2003. - 928 с.
  12. Культурология ХХ век. Энциклопедия в 2-х т. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя", 1998. - 447 с.
  13. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, [и др.];   Под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 709 с.
  14. Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с.
  15. Маркузе, Г.Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ. А.А. Юдина. - М: ACT, 2002. – 526 с.
  16. Нарский,  И. С. Иммануил Кант / И.С. Нарский. -  М.: Мысль, 1976. -  208 с.
  17. Потемкин, Ф. В.  Промышленная революция во Франции. Т. 1  От мануфактуры к фабрике / Ф. В. Потемкин. - М. : Наука, 1971 -  453 с.
  18. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. Учебное пособие для высших учебных заведений / В.С. Стёпин, В.Г Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. – 446 с.
  19. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / Под общ. ред. А. И. Ракитова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 368 с.
  20. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. -  М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
  21. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  22. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов, докторантов, соискателей, преподавателей / А.Я.Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. - 496с.

Информация о работе Развитие культурологических представлений в индустриальном обществе