Работа над эпизодом в театрализованных представлениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

ЭПИЗОД (гр. epeisodion, букв. - вставка), 1) случай, происшествие (Ср., Событие) 2) Часть художественного произведения имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы. 3) (В драматургии, массовом действии) относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строится по законам композиции.

Работа содержит 1 файл

Работа над эпизодом.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

   На  следующем этапе работы начинается поиск выразительных средств, сценарно-режиссёрских неповторимых ходов, ярких образных решений, являющихся связующими скрепами частей представления.

   Следующий этап работы - сведение воедино всего  ранее собранного материала.

   Дальнейшие  стадии работы над постановкой представления  стихийны, зависят от многих факторов.

   Конечным  результатом воздействия театрализованного  представления на зрителя должно стать усвоение им той сверхзадачи, которую поставил перед собой  режиссер, и для этого необходимо использовать все имеющиеся в  его творческом арсенале средства.

   В настоящее время можно выделить два диаметрально противоположные  направления, характеризующие современные  авторские концепции, соответствии с которыми формируется замысел:

   1) стремление яркой зрелищной формой  развлечь публику, увести её  от насущных современных проблем  и нынешних социальных бед,  в мифическую страну грез (утопическая  концепция);

   2) демонстрация в содержательной  и высокохудожественной форме  всех шероховатостей, несправедливостей,  проблем страны в политической, экономической, социальной, культурной  и других сферах жизни общества (реалистическая концепция).

   Можно сказать, что данные концепции являются ограничительными - определяют крайние  точки, границы реальности, которая  может быть включена в процесс  творчества. Но режиссёрской фантазии нет предела - его высокохудожественное чутье сможет выйти за любые границы.

   Сценарно-режиссерский замысел театрализованного представления  реализуется синтезом элементов  разной природы: пространственных, музыкальных, световых и пластических метафор.

   Несмотря  на то, что сценическая жизнь театрализованного  представления «однодневна», недолговечна, сохраняется повышенный интерес  сценаристов и режиссеров именно к такой форме выражения своих  замыслов и идей. Это объясняется  следующими обстоятельствами: во-первых, способностью наиболее лаконично, оперативно и доступно выразить и показать свое отношение к действительности, к  проблемам и идеям времени. Во-вторых, постановка дает возможность оформить свое художественное кредо синтетическим  сплавом разнообразных выразительных  средств. В-третьих, разрешить заявленный конфликт можно не только через столкновение отдельных героев, но и целых масс. Кроме того, автор может утверждать свою сверхзадачу, как через сценическое  действие на сцене, так и с помощью  вовлечения в это действие зрительской  аудитории. 

   Выразительный язык и выразительные  средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного  представления 

   Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки - весьма значительный и  важный аспект. Их роль заключается  в следующем: разного рода выразительные  средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные  эмоции, способствуют их выражению. Набор  выразительных средств достаточно велик, со временем - с развитием  различных технологий, он будет пополняться.

   Язык - прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть  искусством использования языка, иметь  представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые  выполняет язык - экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции - эмоциогенные ситуации, язык - главное средство их создания.

   По  общепринятому мнению лингвистов, язык - знаковая сущность. Для режиссёра  это важно. Знак по свое природе - средство, сигнал выражения какого-либо смысла, он - носитель идеи. Знаком может быть слово (стоп - это слово заключает  в себе идею запрета движения), цвет (красный свет светофора также  отражает идею запрета движения), жест (поднятая правая рука - сигнал молчания). Символ - тоже знак, но это общепринятый знак, проверенный временим, осознаваемый многими людьми, заключающий в  себ себе «историческую нагрузку» (голубь - символ мира - и это общепринятое утверждение). Режиссёр, используя в  постановке знаки, символы, значительно  расширяет сферу воздействия  на зрителя. Знаки символы могут  быть использованы режиссёром как в  их вербальном выражении - через диалоги, монологи героев, песни, стихи и т.д., так и невербальными средствами (встречаться в декорациях и т.д.)

   Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической  информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления - взаимоотношения исполнителей театрализованного  представления и зрительного  зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвертой стены в  театрализованном представлении, призывает  исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через  зрительный зал, «по Брехту», предельно  расширяя «круг внимания». Исполнитель  в театрализованном представлении  должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно  гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать  потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством. Темп - степень скорости исполняемого действия. Ритм - интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм - интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.

   На  сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра  являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссера воплотить сценический  образ театрализованного представления  наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного  представления, к примеру, развивается  именно во времени и пространстве и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря  ей, создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах.

   Нельзя  не упомянуть о выражении сценарно-режиссерского  замысла театрализованного представления  посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую  зритель воспринимает визуально, музыкальное  сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает  его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия  музыкальной темы-метафоры, у зрителя  возникают новые ощущения, мысли, эмоции.

   Важными средствами выразительности в режиссуре  вообще являются атмосфера, созданная  представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена - расположение актёров  на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств  образного выявления внутреннего  содержания пьесы - мизансцена - представляет собой существенный компонент режиссёрского  замысла спектакля. В характере  построения мизансцен находят выражение  стиль и жанр представления. Через  систему мизансцен режиссёр придаёт  спектаклю определённую пластическую форму. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо  и органично.

   Итак, остаётся добавить, что свет, цвет, танец, пластика, работа с пространством, массовка, пиротехника - всё это и многое другое - выразительные средства в  руках режиссёра. 

   Заключение 
 

   Театрализованные  представления и праздники рождают  у людей праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь  реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной  работы. Массовый праздник - это явление  необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее  то или иное реальное жизненное событие. Праздник - первичная основа культуры человека, говорит М.М.Бахтин. Он необходим  людям, так как это форма самовыражения  народа, возможность индивида влиться  в общность, получить необходимую  долю внимания и общения, отдохнуть  и приподняться над буднями и  суетой жизни.

   Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких  идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.  
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 
 

   1.Петров Б.Н., Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) [текст] — М.: ТВТ Дивизион, 2006.

   2. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.,1975 г.

   3.Черкашенинов  Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров  массовых праздников и концертно-зрелищных  программ в институтах искусств  и культуры. Барнаул, 2002 г.

   4. Шароев И.Г. Режиссура эстрады  и массовых представлений. М.,1986 г.

   5.Андрейчук  Н.М. Основы профессионального  мастерства сценариста массовых  праздников. Барнаул, 2005 г.

   6. Станиславский К.С. Работа актера  над собой. - М.,1956 г.

   7. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.  Л., 1984 г.

   8. Аль Д.Н. Основы драматургии.  Л., 1988 г.

   9. Словарь иностранных слов. М., 1988 г.

   10. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974 г.

   11. Белинский В.Г. Собрание сочинений  в 3-х томах. Т.1 М., 1948 г.

   12.Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988 г. 
 

Информация о работе Работа над эпизодом в театрализованных представлениях