Работа над эпизодом в театрализованных представлениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

ЭПИЗОД (гр. epeisodion, букв. - вставка), 1) случай, происшествие (Ср., Событие) 2) Часть художественного произведения имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы. 3) (В драматургии, массовом действии) относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строится по законам композиции.

Работа содержит 1 файл

Работа над эпизодом.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

   Мизансцена (франц. mise en scиne — размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Процесс отбора точных мизансцен связан с работой художника в театре, который вместе с режиссёром находит определённое пространственное   решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. 

   Энциклопедическое объяснение мизансцены не полно. Не сказано,  что мизансцена имеет не только пространственную, но и временную протяженность, что  она связана не только с художником, но находится в особой взаимосвязи  со словом и музыкой.

         Наиболее верно, хотя несколько громоздко, суть термина  «мизансцена» определил С.М.Эйзенштейн: «мизансцена в самом узком  смысле слова – сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене… Сплетение самостоятельных  линий действия со своими обособленными  закономерностями тонов своих ритмических  рисунков и пространственных перемещений  в единое гармоническое целое».

   Мизансцена  – это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой, действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные, а слово и движение – основные ее компоненты.

   Мизансцена, рожденная и исторгнутая из глубин режиссерского сердца, мизансцена развернутая во времени и пространстве, часто звучит как режиссерская новелла, музыкальная сюита или злая эпиграмма. И если это звучание связано с эмоциональным зерном пьесы, поэтическим строем произведения, оно волнует зрителя и неотъемлемо от мыслей и чувств, возбуждаемых пьесой.

         Искусство мизансцены заключено в особой способности  режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически через актеров. Как танец – язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен является языком режиссера.

   Мизансцена, несомненно, одно из могущественнейших  средств выражения замысла режиссера, его чувств и мыслей, порожденных  пьесой и отраженной в пьесе жизнью. Но видеть все действия пьесы в живой пластике для режиссера мало, ему приходится овладевать законами лепки не только отдельных фигур, но и больших человеческих масс. Режиссер знает, что сценическое действие являет собой процесс борьбы движущих сил пьесы. Логика развития этой борьбы, то есть сквозное действие, имеет внутри каждой картины или акта ряд напряженных этапов, которые режиссер и формирует в мизансцене. Нельзя лепить мизансцены из пассивной актерской массы. Необходимо иметь разбуженного к действию, целесообразно действующего актера.

         В эпоху деспотического господства режиссера в театре…  режиссер, заранее разрабатывая весь план постановки, намечал, считаясь, конечно, с данными участников спектакля, общие контуры сценических образов  и указывал актерам все мизансцены. В настоящее время творческая работа режиссера должна совершаться  совместно с работой актеров, не опережая и не связывая ее.

   Мизансцена  – это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу  и окружающей их среде .

     Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей. Это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой человек.

   Мизансцена  имеет свою мизансцену и темпо - ритм. Хорошая образная мизансцена никогда  не возникает сама по себе и не может  быть самоцелью для режиссера, она  всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач. Сюда входит и раскрытие сквозного  действия, и целостность оценки образов  и физическое самочувствие действующих  лиц и атмосфера, в которой  протекает действие. Всем этим формируется  мизансцена. Мизансцена это самое  материальное средство творчества режиссера. Мизансцена- если она точна, то уже есть образ. Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.

         В зависимости от жанра и стиля  произведения мы должны сначала спланировать общую композицию события, четко  определить линию развития действия, вместе с тем, следует примерно прикинуть, где на какой плоскости играется тот или иной отрезок действия. Каждый действенный факт должен иметь свое определенное место в пространстве, где он будет развертываться.

   Параллельно с процессом определения принципа мизансценирования идет внимательный разбор всей пьесы.

   Выстраивая  спектакль необходимо помнить о  том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы                     и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия говоря в это время по-своему.

   Особенно  осторожно нужно обращаться с  мизансценой, тогда, когда исполнители  находятся на первом плане.              

     Ибо здесь даже самое  маленькое  движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации. Как только язык мизансцены становится выражением внутренней жизни героя, сверхзадачи, она обретаем богатство и многообразие.

   Разновидности мизансцен:

   Нам известны плоскостные, глубинные, мизансцены, построенные по горизонтали, вертикали, диагональные, фронтальные.  Мизансцены прямолинейные, параллельные, перекрестные, построенные по спирали, симметричные и асимметричные.

   Мизансцена  не является особым этапом работы режиссера, оторванного от всей его предшествующей работы с исполнителями. Мизансцены рождаются из тех органических действий, которые делают исполнители действий спектакля. Мизансцена является средством  воплощения и сценическим выражением идеи пьесы. Все, что было найдено  исполнителем по линии правды жизни, находит свое выражение в яркой и выразительной мизансцене.

   Мизансцена  – понятие более широкое. Это  не только переходы действующих лиц  и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения, это так же все – мизансцена.

         Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:

   1.Должна  быть средством наиболее яркого  и полного   пластического выражения  основного содержания эпизода,  фиксируя и закрепляя основное  действие исполнителя, найденные  в предшествующем этапе работы  над пьесой.

   2.Должна  правильно выявлять взаимоотношения  действующих лиц, происходящую  в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.

   3.Быть  правдивой, естественной, жизненной,  и сценически выразительной.

         Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен  зависит и от общекультурного  уровня режиссера. От его художественного  вкуса, от его знания жизни, от понимания  им великих произведений живописи и  скульптуры. Они могут служить  образцами мизансцен так как в их основе лежит ясная мысль органического действия.

         Мизансцена как  всякий художественный образ, есть сплав  мысли, воображения и жизненной  правды, соединение подлинного с вымышленным  во имя некоей идеи, единство содержания и форма. 
 

   Событие и событийный ряд  в сценарно-режиссерской разработке представления. 

   Событие, выбранное режиссёром для сценарной  разработки, должно быть изучено им в мельчайших подробностях.

   Архитектоника представление - внутренняя конструкция, каркас, набор элементов, необходимых  для создания сценарно-режиссёрской разработки представления. Строительный материал для данного каркаса  разнообразен и неоднороден. Однако едва ли не самыми важными «материалами» - будущими составными частями каркаса  являются события.

   В основе всего представления должно лежать какое-либо одно масштабное событие - например, праздник. Это масштабное событие - фундамент представления. Его идейно-тематический замысел  напрямую определяет характер и содержание событий, вошедших в сценарий.

   Важно отметить тот факт, что сценарий - нечто целостное, которое создаётся  наличием единого идейно-тематического  замысла, но в то же время и нечто неоднородное. Сценарий всегда делится на эпизоды или блоки. Каждый эпизод - сюжетный ход в развитии общего действа, который, в соответствии с идеей автора сценария заключает в себе определённый смысл. Каждый эпизод в некоторой степени самостоятелен, автономен относительно других блоков. Он имеет свою внутреннюю структуру. Каждый блок, чтобы считаться реализованным внутри сценария, должен иметь завязку, развитие, развязку. Смена эпизодов сопровождается изменением - смена декораций, переключение света, появление нового персонажа, изменением музыкального сопровождения и т.д. - каким-то новым решением. Иными словами, от блока к блоку сценарий должен развиваться - эволюционировать. Эпизоды должны претерпевать изменения, подчиняющиеся общему замыслу, стилистике всего представления, его главной жанровой характеристике. Явление каждого нового эпизода должно становиться событием. Событие, в первую очередь, призвано заинтересовывать зрителя, вовремя переключать внимание и всегда держать его в активном состоянии. Каждое последующее событие должно быть по эмоциональному накалу на порядок выше предыдущего и так до максимальной эмоциональной точки представления. Весь событийный ряд выстраивается именно по такому принципу.

   При разработке сценария необходимо помнить  о таких понятиях, как предсобытийный и послесобытийный ряд. Предсобытийный ряд - предшествуюшие событию предлагаемые обстоятельства, а послесобытийный  ряд, соответственно, - обстоятельства, следующие вслед за событием. На сцене ничего не возникает из ниоткуда - оно всегда обусловлено предыдущими событиями, ничто не исчезает в никуда - для этого есть послесобытийный ряд. Последний заключает в себе в добавок функцию катализатора, а именно, послесобытийный ряд, дает новые предлагаемые обстоятельства для другого события в рамках замысла. Мышление событийным рядом - это мышление действием в сценической его реализации.

   Театрализованное  представление практически всегда ставится по случаю какого-то исторического  и общественно значимого крупного события. Построение театрализованного  концерта строится по законам драматургии, диктуется внутренней пружиной развития исходного события или событий.

   События имеют двойственную пространственную и временную характеристики. Рассмотрим двойственность во временном аспекте. Имеется ввиду, что реальное событие, явившееся основой (или являющееся элементом) праздника уже свершилось в прошлом. Т.е. имея определённые «исторические корни» в прошлом, событие разворачивается и в настоящем - на сценической площадке. Двойственность события в пространственном смысле заключается в разделении пространства реального - в котором событие происходило по факту, и пространства сценического - пространство данного праздника. Таким образом, необходимо соблюдение двух нюансов. Первый касается устранения временной двойственности. Необходимо соответствие костюмов, танцев, песен, манеры разговора, предметов обихода и т.д., т.е. элементов той эпохи, в которой произошло событие. И второй нюанс касается пространственной амбивалентности. То или иное пространство, в котором происходит то или иное событие, должно быть отражено в режиссёрском решении и в сценографии.

   Таким образом, при подготовке к празднику  очень важно попытаться учесть все  нюансы, тонкости. 

   Замысел и его особенности  при разработке представления 
 

   Замысел театрализованного мероприятия - та отправная точка, тот первый кирпичик в основании будущего дворца, наполненного различными идеями, творческими находками - сценария. Ниже мы попытаемся определить этапы разработки сценария, но, необходимо сделать важную оговорку. Данные этапы  необязательно выделяются в процессе работы. Часто создание сценария - стихийный, неупорядоченный процесс.

   Первый  этап разработки замысла представления - определение темы и идеи будущего действа. Главная идея представления - основная мысль режиссёра. На этом же этапе автор сценария должен продумать  основные ключевые моменты представления. При разработке сценарно-режиссерского  замысла театрализованного представления, нужно учитывать не только предпосылки  возникновения ситуации, взятой за основу, но и многие другие факторы. Например, совсем не лишним будет знакомство с этнографическим, историческим, документальным материалом, касающимся интересующего  режиссёра события. Исследуя общественный процесс, режиссер театрализованного  представления, должен не только уметь  отбирать, понимать и вскрывать внутренний смысл событий, которые он собирается проанализировать художественными  средствами, но и быть готовым, придать  этим событиям форму историзма. В  отбираемых событиях прошлого и настоящего, режиссер должен видеть не просто свершившийся жизненный факт, а рассматривать  отобранные «факты жизни», как систему  действительности, закономерно развивающуюся  во времени и пространстве. Кроме  того, задача режиссёра состоит в  том, чтобы целенаправленно спланировать, сформировать, создать такую театрализованную праздничную ситуацию, предшествующую основному действию, которая была бы способна так подготовить зрителя, чтобы у того родилась «потребность именно в этом, а не в другом праздничном  действе». Генкин Д.Н. Массовые праздники. М., 1975, с. 44

Информация о работе Работа над эпизодом в театрализованных представлениях